Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 17:28, лекция
Валютные отношения являются одним из важнейших элементов механизма действия всей мировой экономики. Целью изучения данной темы является выяснение базовых понятий, касающихся финансово-валютной составляющей мировой экономики и участия в ней рубля как национальной денежной единицы Российской Федерации.
Хозяйственная деятельность человека давно вышла за пределы государственных границ. Проведение торговых и финансовых операций между странами привело к формированию валютных отношений, связанных с функционированием денег в мировом хозяйстве.
Валютные отношения — это важный элемент международных экономических отношений, которые складываются среди их участников (физических и юридических лиц, государств) по поводу функционирования денег (национальных валют) во внешнеэкономическом платежном обороте.
Понятие валюты и валютных отношений.
Валютные ценности.
Конвертируемость валюты.
Валютный курс и его системы.
Валютные операции.
Международный валютный фонд (МВФ) и международный банк реконструкции и развития (МБРР), их функции.
Спот-курс
Цена валюты одной страны, выраженная в валюте другой страны, установленная на момент заключения сделки, при условии обмена валютами банками-контрагентами на второй рабочий день со дня заключения сделки. Спот-курс отражает, насколько высоко оценивается национальная валюта на момент проведения операции за пределами данной страны.
Валютные операции - урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки, предметом которых являются валютные ценности. В международных соглашениях (торговых, кредитных, платежных и др.) устанавливаются правовые основы организации и осуществления платежных, кредитных и других отношений сторон и состав их участников. Во многих случаях валютные операции - способ реализации обязательств сторон по международным соглашениям: при производстве расчетов по экспорту и импорту товаров, оказании технических услуг, предоставлении межгосударственных и банковских кредитов и т. п. Валютные операции отличаются большим разнообразием в зависимости от предмета сделки (национальная валюта, коллективная валюта и т. д.) или ее участников (государства, банки, внешнеторговые и другие организации, отдельные граждане). Во взаимоотношениях между государствами используются, например, такие формы валютных операций, как расчеты в порядке клиринга, предоставления товарных и валютных кредитов; во взаимоотношениях между внешнеторговыми организациями (фирмами) - платежи в форме аккредитива, инкассо и переводного поручения (реализуется через банки соответствующих стран), кредитные операции, непосредственно связанные с обслуживанием торгово-экономических отношений, в том числе инвестиционного сотрудничества и оплаты технических услуг, в форме т. н. фирменных кредитов (предоставление отсрочки платежа экспортерами покупателям товаров по внешнеторговым контрактам). Во взаимоотношениях между банками отдельных стран используются конверсионные операции (продажа одной валюты и покупка другой), депозитные операции (сделки по привлечению и размещению временно свободных валютных средств), предоставление целевых кредитов, связанных с финансированием конкретных закупок в рамках экономического сотрудничества, в том числе при поставках на компенсационной основе; также предоставляются различные виды банковских нецелевых финансовых (денежных) кредитов; во взаимоотношениях отдельных граждан с банками валютные операции совершаются посредством переводных поручений, купли-продажи наличной валюты, чеков и т.п. Порядок и способы совершения валютных операций организациями и гражданами определяются нормами валютного законодательства соответствую щей страны.
Валютные операции - по законодательству РФ:
- операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
- ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;
- осуществление международных денежных переводов.
Международный валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) - специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.
На Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт - высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года - официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет 187 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.
МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.
Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.
Официальные цели МВФ:
- способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере;
- содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
- обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов и не допускать обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ;
- оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
- предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах.
Основные функции МВФ:
- содействие международному сотрудничеству в денежной политике
- расширение мировой торговли
- кредитование
- стабилизация денежных обменных курсов
- консультирование стран дебиторов
- разработка стандартов международной финансовой статистики
- сбор и публикация международной финансовой статистики
Структура органов управления:
Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.
Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.
Исполнительный совет, который определяет политику и отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде — Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Соединенное Королевство, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 стран организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору.
Самым большим количеством голосов в МВФ обладают: США — 17,08 %(16,407% - 2011); Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %(6,46% - 2011); Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Китай — 2,94 % (6,394% - 2011); Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,65 %.
МВФ пересмотрел свой прогноз темпов роста ВВП России на половину процента в 2011 году и на 0,4 процента в 2012 году, соответственно, до 4,3 процента и 4,1 процента. Однако баланс рисков смещен в сторону ухудшения ситуации, поскольку по мнению МВФ и глобальный рост, и цены на нефть могут оказаться еще слабее, чем ожидается. Персонал МВФ также снизил свой прогноз инфляции в России на конец 2011 года на половину процента до 7,5 процента.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР, англ. International Bank for Reconstruction and Development ) — основное кредитное учреждение Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.
Цели МБРР:
- оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран‑членов;
- содействие частным иностранным инвестициям;
- содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов;
- сбор и публикация статистической информации,
Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.
В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.
В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет.
Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30 % стоимости объекта, причём наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20 %), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15 % кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдаёт в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платёжного баланса.
Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 186 стран, лидирующее положение принадлежит семёрке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.
Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.
1. Закон РФ «О валютном регулировании
и валютном контроле» от 9
октября 1992 г.
2. Галяпина Л.В. «Финансы и кредит». – Учебник. М.: 2010 г.
3. Климович В.П. «Финансы, денежное обращение и кредит».- Учебник - М.: 2009 г.
4. Поляк Г.Б. «Финансы, денежное обращение и кредит». Учебник. М.: 2008 г.
5. Л.В. Перекрестова, Н.М. Романенко «Финансы и кредит». – Учебник – М.: 2011 г.
6. Янин О.Е. «Финансы, денежное обращение и кредит» – Учебник – М.: Академия 2009 г.