Валютный контроль и регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:56, контрольная работа

Описание работы

Валютное законодательство Российской Федерации представляет собой неоднородный нормативный комплекс, который включает акты, исходящие от государственных органов различных ступеней государственной иерархии.
Валютные ценности включают в себя иностранную валюту; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий и их лома; природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и бытовых изделий и их лома.

Содержание работы

1. Основы валютного законодательства в Российской Федерации. 2
2. Принципы и порядок валютного регулирования операций между участниками внешнеэкономической деятельности. 7
3. Репатриация иностранной валюты и валюты Российской Федерации. 10
4. Практическое задание. 13
Список использованных источников 15

Файлы: 1 файл

вал контроль и регул.docx

— 41.13 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Основы  валютного законодательства в  Российской Федерации. 2

2. Принципы  и порядок валютного регулирования  операций между участниками внешнеэкономической  деятельности. 7

3. Репатриация  иностранной валюты и валюты  Российской Федерации. 10

4. Практическое  задание. 13

Список использованных источников 15

 

1. Основы валютного законодательства  в Российской Федерации.

Валютное законодательство Российской Федерации представляет собой неоднородный нормативный комплекс, который включает акты, исходящие от государственных органов различных ступеней государственной иерархии (табл. 1.).

Таблица 1. Государственные  органы, эмитирующие акты валютного  законодательства 

Органы, издающие акты валютного  законодательства (институциональный  аспект)

Акты валютного законодательства (нормативный аспект)

I. Органы общей компетенции1. Федеральное собрание РФ

2. Правительство РФ

3. Президент РФ

 

1. Федеральные законы

2. Постановления

3. Указы

II. Органы специальной компетенции

1. Центральный банк РФ  

2. Министерство финансов  РФ

3. Государственный таможенный  комитет РФ

4. Комитет РФ по драгметаллам  и драгкамням

 

1. Положения, инструкции, приказы, письма, разъяснения

2. Положения, инструкции, приказы

3. Положения, инструкции, приказы

4. Положения, инструкции, приказы 


Основными нормативными документами, определяющими специфику валютного законодательства Российской Федерации, являются: Закон РФ от 10.12.2003г. №173 "О валютном регулировании и валютном контроле"; Инструкция ЦБ РФ от 29 июня 1992 г. № 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации"; Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ № 19 (1993 г.) "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров"; Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ № 30 (1995 г.) "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары"; постановление Правительства РФ от 26.12.95 г. № 1267 "О введении единой системы обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортных товаров"; Закон РФ от 18.08.96 г. "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок".

Основой регулирования валютных отношений в РФ выступает Закон  РФ "О валютном регулировании  и валютном контроле". Объектом валютного  регулирования в соответствии с  текстом данного закона являются валюта и валютные ценности.

Под валютой Российской Федерации  понимаются находящиеся в обращении рубли в виде банкнот Российской Федерации и монеты, средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации, а также за ее пределами на основании соглашений, заключаемых Правительством РФ и ЦБ РФ с соответствующими органами иностранных государств об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.

Под иностранной валютой  понимаются денежные знаки иностранных  государств (банкноты, казначейские билеты и монеты), находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств; средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Валютные ценности включают в себя иностранную валюту; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные  металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий и их лома; природные  драгоценные камни в сыром  и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и бытовых изделий и их лома.

Правовое регулирование  в Российской Федерации порядка  совершения операций с каждым видом валютных ценностей различно. Так, порядок совершения операций с драгоценными металлами и камнями определяется Правительством РФ, в частности Комитетом РФ по драгметаллам и драгкамням. Порядок обращения и использования наличной иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте устанавливает Центральный банк России. К особенностям валютного законодательства Российской Федерации относится необычный перечень документов, относимых к категории ценных бумаг, которые выражены в иностранной валюте. Помимо традиционных видов (акции, облигации, чеки, векселя и сертификаты) в него включены и платежные поручения, гарантийные письма и аккредитивы, которые по своей природе никогда не были ценными бумагами.

Субъектами валютных отношений выступают резиденты и нерезиденты Российской Федерации. В основе деления субъектов валютного рынка на "резидентов" и "нерезидентов" лежит общепризнанный в международном частном праве критерий "оседлости". Резидентами Российской Федерации признаются юридические лица, созданные в соответствии с ее законодательством и имеющие в ней местонахождение. При определении круга физических лиц-резидентов принимается во внимание критерий постоянного места жительства, известный в международном частном праве как критерий "домициляции".

По своему содержанию все  валютные операции, проводимые на территории Российской Федерации, подразделяются на:

1) операции, связанные с  переходом права собственности  и иных прав на валютные  ценности;

2) ввоз и пересылку  в (из) Российскую Федерацию валютных  ценностей;

3) осуществление международных  денежных переводов. Далее, по  порядку осуществления валютные  операции подразделяются на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям  относятся переводы в (из) Российскую Федерацию иностранной валюты для  осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту  товаров, работ и услуг, а также  для осуществления расчетов, связанных  с кредитованием экспортно-импортных  операций на срок не более 180 дней; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы в (из) Российскую Федерацию процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; переводы неторгового характера в (из) Российскую Федерацию, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства и т.п.

Операции, связанные с  движением капитала, включают прямые и портфельные инвестиции, предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней и предоставление отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров.

Необходимость такой классификации  валютных операций объясняется различием  правового режима их осуществления  резидентами в случаях, когда имеет место вывоз капитала.

Банки РФ, осуществляющие операции с валютой, могут иметь три  вида лицензий на проведение операций с валютой: внутреннюю, расширенную и генеральную. Внутренняя валютная лицензия позволяет коммерческому банку открывать валютные счета только в банках Российской Федерации. Расширенная лицензия дает возможность открывать до шести счетов в иностранной валюте за границей. Генеральная лицензия дает право на открытие любого количества корреспондентских счетов за границей и проведение любых операций с валютой на территории Российской Федерации и за ее пределами. Из 2543 коммерческих банков, зарегистрированных на территории Российской Федерации по состоянию на 1 марта 1995 г., 774 банка владели лицензией на совершение операций в иностранной валюте, 252 банка имели генеральную лицензию, 101 банк получил разрешение на проведение операций с золотом и серебром.

В соответствии с валютным законодательством все российские предприятия независимо от форм собственности (в том числе с иностранными инвестициями) обязаны осуществлять продажу 50% валютной выручки от экспорта товаров на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки. По поручению предприятия сделки купли-продажи иностранной валюты осуществляются либо между уполномоченными банками, либо уполномоченными банками через валютную биржу. Купля-продажа иностранной валюты осуществляется банками от своего имени и за свой счет или за комиссионное вознаграждение по поручению предприятия от своего имени. Если в течение 14 дней предприятие не подало заявку на продажу 50% поступившей валютной выручки, то банк осуществляет продажу без согласования с клиентом.

Предприятия, оперирующие  с валютой, имеют в коммерческом банке текущие и транзитные валютные счета. Вся иностранная валюта, полученная от нерезидентов, полностью зачисляется на транзитный счет предприятия. После 50%-ной продажи валютной выручки оставшаяся сумма в иностранной валюте перечисляется на текущий валютный счет предприятия и может быть использована на любые цели, разрешенные законом. Обязательной продаже не подлежат следующие поступления в иностранной валюте от нерезидентов: поступления в качестве взносов в уставный фонд, а также дивиденды от участия в капитале; поступления от продажи ценных бумаг, а также дивиденды по ценным бумагам; поступления в виде пожертвований на благотворительные цели; поступления в виде привлеченных кредитов и т.д.

Переводить, вывозить и пересылать валютные ценности из России резиденты  и нерезиденты имеют право  при соблюдении лицензионного порядка, установленного ЦБ России. Соблюдение лицензионного порядка не требуется при осуществлении текущих валютных операций; вывозе нерезидентами ранее ввезенного в Российскую Федерацию капитала; вывозе физическими лицами-нерезидентами ранее ввезенного в Российскую Федерацию капитала. Проведенный ранее ввоз валютных ценностей подтверждается декларацией или иным документом. Лицензии на вывоз капитала выдаются в Банке России. Для юридических лиц предусмотрен необходимый перечень документов, необходимых для получения лицензии на вывоз капитала. В него входят: заверенные копии учредительных документов, технико-экономическое обоснование, копии аудиторского заключения, справки из обслуживающего банка и т.д. (см. письмо ЦБ РФ от 26.11.93 № 47 "О порядке выдачи лицензий на перевод капитала из РФ").

2. Принципы и порядок валютного  регулирования операций между  участниками внешнеэкономической  деятельности.

Валютное регулирование - деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными  операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению  использования иностранной валюты.

Валютный контроль – контроль со стороны государства за порядком приобретения юридическими и физическими  лицами иностранной валюты и проведения валютных операций, за перемещением валюты через таможенную границу.

Создание действенного финансово-правового  механизма валютного контроля является необходимым условием обеспечения  государственных экономических  интересов. Механизм валютного контроля за экспортными и импортными операциями позволяет также осуществлять их учет и выявлять нарушения валютного  законодательства, допущенные в процессе исполнения внешнеэкономических сделок. Вместе с тем финансово-правовой механизм валютного контроля не должен ущемлять права подконтрольных субъектов. В этих целях валютным законодательством  установлено, что резиденты и  нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют  право:

а) знакомиться с актами проверок, проведенными органами и агентами валютного  контроля;

б) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов  валютного контроля и их должностных  лиц в административном и судебном порядке;

в) на возмещение в установленном  законодательством порядке реального  ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов  и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

При осуществлении валютных операций на территории Российской Федерации  резиденты и нерезиденты обязаны:

а) представлять органам и агентам  валютного контроля документы и  информацию, связанные с проведением  валютных операций, открытием и ведением счетов;

б) вести в установленном порядке  учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая  сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее  трех лет со дня совершения соответствующей  валютной операции, но не ранее срока  исполнения договора;

в) выполнять предписания органов  валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного  регулирования.

Осуществление контрольных мероприятий  в любой сфере финансовой деятельности, а в валютной особенно, должно основываться на адекватном законодательстве. Несовершенство валютного законодательства, просчеты и недостаток опыта в работе контролирующих и правоохранительных органов используются в криминальных целях посредством  совершения сделок, наносящих ущерб  экономической безопасности государства.

Как показывает мировой опыт, только страны с мощным экономическим и  финансовым потенциалом могут справиться с серьезными финансовыми проблемами без установления жесткого валютного  контроля за международным движением  платежей и капиталов. Несмотря на усиление в мире тенденции к отмене валютных ограничений, современное состояние  экономики и финансов России, в  значительной мере подорванное бесконтрольным вывозом национальных ресурсов, не позволяет в настоящее время полностью отказаться от применения государством мер валютного регулирования и контроля.

Одной из важнейших задач проводимых контрольных мероприятий должно стать своевременное выявление, пресечение и предотвращение нарушений  установленных законодательством  правил валютного регулирования, призванных обеспечить устойчивость национальной валюты РФ.

Валютный контроль и регулирование  в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным  законом и иными федеральными законами.

Информация о работе Валютный контроль и регулирование