Органами
валютного контроля и регулирования
в Российской Федерации являются
Центральный банк Российской Федерации,
федеральный орган (федеральные
органы) исполнительной власти, уполномоченный
(уполномоченные) Правительством Российской
Федерации.
Правительство
Российской Федерации обеспечивает
координацию деятельности в области
валютного контроля федеральных
органов исполнительной власти, являющихся
органами валютного контроля, а также
их взаимодействие с Центральным
банком Российской Федерации.
Основными
принципами валютного регулирования
и валютного контроля в Российской
Федерации являются:
1)
приоритет экономических мер
в реализации государственной
политики в области валютного
регулирования;
2)
исключение неоправданного вмешательства
государства и его органов
в валютные операции резидентов
и нерезидентов;
3)
единство внешней и внутренней
валютной политики Российской
Федерации;
4)
единство системы валютного регулирования
и валютного контроля;
5)
обеспечение государством защиты
прав и экономических интересов
резидентов и нерезидентов при
осуществлении валютных операций.
Валютный контроль является разновидностью
финансового контроля, поэтому ему
присущи все общие черты финансового
контроля. В то же время он имеет
некоторые специфические черты.
Его основными направлениями
являются:
а) определение соответствия проводимых
валютных операций действующему законодательству
и наличия необходимых для
них лицензий и разрешений;
б) проверка выполнения резидентами
обязательств в иностранной валюте
перед государством, а также обязательств
по продаже иностранной валюты на
внутреннем валютном рынке России;
в) проверка обоснованности платежей
в иностранной валюте;
г) проверка полноты и объективности
учета и отчетности по валютным операциям.
3.
Репатриация иностранной валюты
и валюты Российской Федерации.
1. При осуществлении внешнеторговой
деятельности резиденты, если
иное не предусмотрено настоящим
Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми
договорами (контрактами), обеспечить:
1) получение от нерезидентов
на свои банковские счета в
уполномоченных банках иностранной
валюты или валюты Российской
Федерации, причитающейся в соответствии
с условиями указанных договоров
(контрактов) за переданные нерезидентам
товары, выполненные для них работы,
оказанные им услуги, переданные
им информацию и результаты
интеллектуальной деятельности, в
том числе исключительные права
на них;
2) возврат в Российскую
Федерацию денежных средств, уплаченных
нерезидентам за неввезенные
в Российскую Федерацию (неполученные
на территории Российской Федерации)
товары, невыполненные работы, неоказанные
услуги, непереданные информацию
и результаты интеллектуальной
деятельности, в том числе исключительные
права на них.
1.1. При осуществлении
внешнеторговой деятельности резиденты
обязаны представлять уполномоченным
банкам информацию:
1) об ожидаемых в соответствии
с условиями договоров (контрактов)
максимальных сроках получения
от нерезидентов на свои счета
в уполномоченных банках иностранной
валюты и (или) валюты Российской
Федерации за исполнение обязательств
по указанным договорам (контрактам)
путем передачи нерезидентам
товаров, выполнения для них
работ, оказания им услуг, передачи
им информации и результатов
интеллектуальной деятельности, в
том числе исключительных прав
на них;
2) об ожидаемых в соответствии
с условиями договоров (контрактов)
максимальных сроках исполнения
нерезидентами обязательств по
указанным договорам (контрактам)
путем передачи резидентам товаров,
выполнения для них работ, оказания
им услуг, передачи им информации
и результатов интеллектуальной
деятельности, в том числе исключительных
прав на них, в счет осуществленных
резидентами авансовых платежей.
1.2. Порядок представления
резидентами уполномоченным банкам
информации, указанной в части 1.1 настоящей статьи, и последующего
ее отражения уполномоченными банками
в ведомостях банковского контроля устанавливается
Центральным банком Российской Федерации.
2. Резиденты вправе не
зачислять на свои банковские
счета в уполномоченных банках
иностранную валюту или валюту
Российской Федерации в следующих
случаях:
1) при зачислении валютной
выручки на счета юридических
лиц - резидентов или третьих
лиц в банках за пределами
территории Российской Федерации
- в целях исполнения обязательств
юридических лиц - резидентов
по кредитным договорам и договорам
займа с организациями-нерезидентами,
являющимися агентами правительств
иностранных государств, а также
по кредитным договорам и договорам
займа, заключенным с резидентами
государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
2) при оплате заказчиками
(нерезидентами) местных расходов
резидентов, связанных с сооружением
резидентами объектов на территориях
иностранных государств, - на период
строительства, по окончании которого
оставшиеся средства подлежат
переводу на счета резидентов,
открытые в уполномоченных банках;
3) при использовании иностранной
валюты, получаемой резидентами
от проведения выставок, спортивных,
культурных и иных аналогичных
мероприятий за пределами территории
Российской Федерации, для покрытия
расходов по их проведению - на
период проведения этих мероприятий;
4) при проведении зачета
встречных требований по обязательствам
между осуществляющими рыбный
промысел за пределами территории
Российской Федерации резидентами
и нерезидентами, оказывающими
за пределами территории Российской
Федерации услуги указанным резидентам
по заключенным с ними агентским
договорам (соглашениям), а также
между транспортными организациями
- резидентами и нерезидентами,
оказывающими за пределами территории
Российской Федерации услуги
указанным резидентам по заключенным
с ними договорам (соглашениям),
а также при проведении зачета
встречных требований по обязательствам
между транспортными организациями
- резидентами и нерезидентами
в случае, если расчеты между
ними осуществляются через специализированные
расчетные организации, созданные
международными организациями в
области международных перевозок,
членами которых являются такие
транспортные организации - резиденты;
5) при проведении зачета
встречных требований по обязательствам,
вытекающим из договоров перестрахования
или договоров по оказанию
услуг, связанных с заключением
и исполнением договоров перестрахования,
между нерезидентом и резидентом,
являющимися страховыми организациями
или страховыми брокерами;
6) при зачислении валютной
выручки на счета транспортных
организаций - резидентов в банках
за пределами территории Российской
Федерации - в целях оплаты возникающих
у таких транспортных организаций за пределами
территории Российской Федерации расходов,
связанных с оплатой аэронавигационных,
аэропортовых, портовых сборов и иных
обязательных сборов на территориях иностранных
государств, расходов, связанных с обслуживанием
находящихся за пределами территории
Российской Федерации воздушных, речных,
морских судов и иных транспортных средств
таких транспортных организаций и их пассажиров,
а также расходов для обеспечения деятельности
находящихся за пределами территории
Российской Федерации филиалов, представительств
и иных подразделений таких транспортных
организаций.
3. Иностранная валюта, зачисленная
в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи на счета
резидентов или третьих лиц в банках за
пределами территории Российской Федерации,
должна быть использована в целях исполнения
резидентами своих обязательств, предусмотренных
соответственно пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи, либо переведена
на счета резидентов, открытые в уполномоченных
банках.
4. Резидент признается
исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 настоящей статьи, в случае,
если он обеспечил получение на свои банковские
счета страховой выплаты по договору страхования
рисков неисполнения нерезидентом обязательств
по внешнеторговому договору (контракту)
в порядке и сроки, которые предусмотрены
договором страхования, при наступлении
страхового случая, предусмотренного
установленным Правительством Российской
Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О
банке развития" порядком осуществления деятельности
по страхованию экспортных кредитов и
инвестиций от предпринимательских и
(или) политических рисков, при условии,
что определенное договором страхования
значение соотношения страховой суммы
и страховой стоимости (уровень страхового
возмещения) равно установленному названным
порядком значению или превышает его.
4.
Практическое задание.
Оптимальной сделкой будет
покупка фунтов в том банке, где
за один фунт нужно будет заплатить
меньше долларов, т.е. курс продажи (банком
фунтов) будет меньше. Такой курс
мы находим в первом банке: 1 GBP=1.7510-25USD,
где курс продажи равен 1.7525. Для
покупки 1000000 GBP нам необходимо 1000000*1.7525=1752500
USD.
Список
использованных источников
- О валютном регулировании и валютном контроле : ФЗ от 10.12.2003 г. №173-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. 2003. № 253.
- О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций : положение ЦБ РФ № 258-П от 01.06.2004 г. // Вестник Банка России. 2004. № 35.
- О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок : инструкция ЦБ РФ № 117-И от 07.06.2004 г. // Вестник Банка России. 2004. №36.
- Комментарий к Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. №173-ФЗ. – М. : Волтерс Клузер, 2004. – 316 с.
- Международные валютно-кредитные и финансовые отношения : учебник / под ред. Л. Н. Красавиной. – 3-е изд; перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика, 2008.