Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:15, контрольная работа
Исторически вексель – первая форма ценной бумаги в хозяйственной жизни общества. Вексель издавна применялся как удобное средство для оформления расчетных отношений, в качестве средства платежа, а также как средство получения кредита, предоставляемого продавцом покупателю в товарной форме в виде отсрочки уплаты денег за проданные товары. Поэтому вексель является действенным рыночным инструментом, обеспечивающим исполнение обязательств и своевременный возврат долгов.
Введение………………………………………………………………..3
1.Понятие векселя и его особые свойства……………………………4
2. История вексельного обращения…………………………………..7
3. Классификация векселей. Простой и переводной вексель……….9
4. Операции с векселями: базовые понятия………………………...10
5. Банковские операции с векселями………………………………..12
6.Вексельный рынок России: состояние и перспективы…………..14
Заключение……………………………………………………………17
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………...19
Литература…………………………………………………………….20
В 1917г., в период «военного
коммунизма», вексельное право было
ликвидировано, поскольку исчезла
необходимость в векселе как
платежном средстве. В годы НЭПа
появилось положение о векселе
от 20.03.1922г. положение регламентировало
порядок использования векселя
как формы коммерческого
Кредитная реформа 1930-1932гг. вновь ликвидировала правовые основы вексельного обращения внутри страны. Однако как средство международных расчетов, вексель не утратил своего значения. Начало новому этапу в развитии вексельного обращения положила Женевская конвенция. Развитие торговых связей привело к тому, что в 1936г. СССР присоединился к конвенции, включающей в себя Единообразный закон о переводном и простом векселе.
Вторично в обращение на территории России вексель был введен Постановлением Президиума ВС РСФСР от 24.06.1991г. № 1451-I «О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР». В последующем данный документ был отменён Федеральным законом от 11.03.1997г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе», который установил, что в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, вытекающими из её участия в Конвенции от 7 июня 1930 года, применяется Постановление ЦИК и СНК СССР «О введении в действие Положения о переводном и простом векселе» от 07.08.1937 г. № 104/1341. Также данный Федеральный закон устранил ряд спорных моментов, касающихся выпуска векселей и начисления процентов и пени, а также ограничил круг лиц, которые могут обязываться по простым и переводным векселям, исключив из него субъекты Российской Федерации, городские, сельские поселения и другие муниципальные образования. В настоящее время на территории Российской Федерации данный закон является основополагающим при регулировании вексельных отношений.
3.Классификация векселей. Простой и переводной вексель.
Существует несколько
- товарный (покупка-продажа товара)
- финансовый (получение-выдача кредита, обмен валюты и т.д.)
2. Число участников:
- простой (участвуют два лица:
векселедатель и
- переводной (участвуют три и более лица: векселедатель, векселедержатель и плательщик)
3. Способ передачи векселя от одного лица к другому, способ предъявления его к погашению:
- предъявительский
(не содержит имени
- ордерный (передача по индоссаменту с указанием имени векселедержателя).
Простой вексель(соло-вексель)представл
Простой вексель приобрел в Росси
широкое распространение, поскольку
структура отношений между
Внесение в реквизиты векселя только двух участников не означает, что такой вексель не подлежит обращению на рынке ценных бумаг. К примеру, финансовые векселя, выпущенные в форме простых векселей, имеют регулярные котировки и свободно продаются/покупаются на биржевом рынке.
Переводной вексель (тратта) – это составленное по установленной законом форме безусловное письменное долговое денежное обязательство указанного в векселе плательщика безоговорочно уплатить векселедержателю в определенном месте сумму денег, указанную в векселе, при наступлении срока выполнения обязательства (платежа) или по его требованию. Т.е. это приказ векселедателя третьему лицу уплатить определенную сумму векселеполучателю или любому лицу, указанному векселеполучателем.
Векселеполучатель, имея на руках переводной вексель, не может быть уверен в том, что платеж состоится, пока лицо, обязанное произвести уплату по векселю, не выразит свое согласие на оплату.
Отношения между участниками сделок с использованием переводного векселя более сложные, чем отношения, возникающие у правообладателей и должников по простым векселям. Векселедержателям, чтобы в полной мере осуществлять свои права, необходимо досконально знать требования законодательства в сфере выпуска и обращения векселей.
4.Операции с векселями: базовые понятия.
С векселями могут быть проведены следующие операции:
5.Банковские операции с векселями.
Банковские
операции с векселями регулируются
действующим законодательством, основы
которого были приняты в 1937г. Ведомственными
нормативными актами, инструкциями, распоряжениями
и постановлениями
Как юридическое действие, заключение сделки с использованием векселя требует права или дееспособности как для активной стороны, получающей права по векселю, так и для пассивной, образующейся по векселю стороны. В законодательстве активная правоспособность рассматривается тождественно, а пассивная – подвергается ограничению с целью защиты интересов личности и общества.
Банк может провести следующие операции с векселями:
При выдаче (выпуске) собственного векселя коммерческий банк может выступать:
-
векселедержателем простого
- акцептантом простого векселя;
-
одновременно
- векселедержателем переводного векселя, воспрещаемого им для предъявления к акцепту;
-
векселедержателем
В
последнее время банки также
размещают векселя с
6.Вексельный рынок России: состояние и перспективы.
Развитие вексельного рынка, происходящее в России последние два-три года, во многом зависит от кризисного состояния народного хозяйства. Особенно сильное влияние оказал кризис государственных финансов, проявляющийся в стремлении органов власти разного уровня использовать различные денежные суррогаты для покрытия бюджетного дефицита. Так, например, в 1995-1996 гг. Министерство финансов в качестве инструмента расчетов с государственными предприятиями широко применяло казначейские обязательства. МВФ раскритиковал денежные власти России за масштабную эмиссию казначейских обязательств, указав, что происходит накачивание в народное хозяйство страны квази-денег. Министерство финансов согласилось и свернуло выпуск казначейских обязательств. Однако в 1996 г. Министерство финансов стало активно применять схему гарантий коммерческим банкам по вексельным кредитам для получателей бюджетных средств.
В
этом случае роль заменителей денег
стали играть векселя коммерческих
банков. Некоторые коммерческие банки,
являясь агентами правительства
в рамках программы вексельного
кредитования получателей бюджетных
средств, не устояли перед искушением
массированного вексельного кредитования
вне рамок государственной
На рынке обращается и немало просто фальшивых векселей, где векселедателем или авалистом является Министерство финансов. В настоящее время в обращении находятся фальшивые векселя, выданные от имени федерального казначейства Северной Осетии и Дагестана, на сумму в 7 трлн. руб. Свою лепту в хаотичное развитие вексельного рынка внесли субъекты федерации, эмитируя различные заменители денег, в том числе векселя.
Также негативное влияние на вексельное обращение оказало ограничение кредитных возможностей коммерческих банков, значительная часть которых находится в стадии «умирания». Банки в значительной степени прекратили кредитование торгового капитала, и отсутствие «живых» денег в торговом и производственном обороте хозяйствующие субъекты стали компенсировать с помощью активного внедрения в хозяйственный оборот коммерческих векселей.
Существенное влияние оказывает стремление огромной массы «черных» денег легализоваться любыми способами, и вексель в силу присущей ему абстрактности весьма для этого удобен. Ситуация усугубляется еще и тем, что Федеральное Собрание никак не может принять Закон о борьбе с отмыванием нелегально полученных доходов (во многих странах с менее криминализованной экономикой, например, в Великобритании такие нормативные акты приняты и работают достаточно давно).
Несовершенное и неэффективное законодательство делает вексель удобным инструментом для легального ухода от налогообложения юридических и физических лиц.
Центральный банк не разрешает в настоящее время кредитным организациям работать с векселями в бездокументарной форме.
Существующие
противоречия в развитии вексельного
рынка обусловлены многими
1)Замена устаревших Женевских конвенций нормативными актами, которые бы детализировали в будущем правовое регулирование вексельного обращения. Формирование международных договоров практики и обычаев вексельного оборота, и, наконец - законодательное закрепление этих обычаев и выбор системы вексельного права (англо-американская, континентальная или собственная), к которой стоило бы присоединиться в последующем. С точки зрения логики, это наиболее верный путь. Сначала формируются обычаи делового оборота, нарабатывается практика, все это учитывается в нормативных документах, в вексельном законодательстве.
2) Действующее вексельное законодательство остается в силе с 1937 г. Со временем происходит постепенная регламентация неурегулированных проблем вексельного оборота ведомственными нормативными актами - инструкциями, распоряжениями и постановлениями Правительства РФ, Минфина РФ, Банка России, ФКЦБ России - которые основываются на обобщениях практического опыта формирующегося вексельного оборота в стране. Данный путь не в полной мере отвечает потребностям и возможностям российской экономики. Это связано с тем, что, во-первых, соответствие российского вексельного законодательства нормам Женевских конвенций само по себе еще не является гарантией успешного правового регулирования вексельного обращения. Во-вторых, выход многочисленных противоречивых подзаконных актов (например, постановление ФКЦБ России от 12 февраля 2003 г. об обращении «бездокументарных простых векселей») уже породил определенные «напряжения» в вексельном обороте.
3)Третий путь представляется оптимальным и состоит из подготовки и проведения в стране вексельной реформы, то есть комплекса мер по созданию правовой, организационной, технологической, региональной и информационной инфраструктуры цивилизованного вексельного оборота в России. Целью реформы должны стать, с одной стороны, усиление защиты интересов векселедержателей, с другой, повышение ответственности всех обязанных по векселю лиц.
Реформа
должна опираться на разработанную
Концепцию развития вексельного
рынка, увязанную с Концепцией развития
рынка ценных бумаг в РФ (Указ
Президента РФ №185ФЗ от 28.12.2002), а также
учитывать как внешние факторы
(переключение денежных потоков в
реальный сектор, проведение налоговой
реформы, реструктуризацию предприятий,
коммунальную и военную реформы
в стране), так и внутренние факторы
(рост объемов выпуска векселей и
повышение доли корпоративных векселей,
резкое увеличение необеспеченных «дружеских»,
«бронзовых» и фальшивых
При проведении реформы российское вексельное законодательство должно строиться на следующих принципах:
1.Сохранение вексельного законодательства на основе Женевских конвенций;
2.Самодостаточность вексельного законодательства.
3.Нормы вексельного законодательства должны быть жестко привязаны к налоговому и валютному законодательству, а также регулировать вопросы, отсутствующие в регламенте вексельного права.
4.Вексельное законодательство должно адекватно отражать формирующиеся обычаи делового оборота, иначе получится система неработающих норм, которую все знают, но не выполняют.
Реформа должна в первую очередь включать: