Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 16:30, реферат
Эффективная гибкая система банковских операций с широкой клиентурой может и должна способствовать мобилизации внутренних сбережений. Особое значение приобретает в этой связи гибкое банковское обслуживание, способное реагировать на формирующиеся потребности изменяющейся экономики.
Конкуренция на рынке банковских услуг также влияет на количественные и качественные характеристики банковского обслуживания.
На ряду с выполнением традиционных банковских услуг населению – привлечением средств в депозиты, предоставлением ссуд и осуществлением расчетно-кассового обслуживания населения – современные банковские институты в нашей стране начинают выполнять также электронные услуги, маркетинговые исследования по заказу клиентов, валютные операции, прочие услуги, в том числе трастовые, информационно-справочные консультационные, фондовые и другие.
Введение
Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела. Особую актуальность в условиях перехода к рынку приобретают вопросы перспектив развития банков и других кредитных институтов в нашей стране, ее практическая реализация.
Решение поставленной задачи возможно лишь на основе изучения практического осмысления функционирования казахстанских, а также зарубежных банков и внедрения наиболее прогрессивных, рациональных форм и методов работы на практике.
В последние годы идет бурный процесс формирования финансовых рынков – денежного рынка и рынка капиталов. Развития последнего невозможно без совершенствования двуединого, взаимосвязанного процесса мобилизации сбережений и инвестирования средств. Сбережения представляют собой разность между доходами и потреблением.
Инвестиции – вложения средств с целью получения дохода. Формы инвестирования сбережений могут быть различными: прямое вложение средств в производство и косвенное, когда между владельцами сбережений и их конечным «потреблением» выступают те или иные финансовые посредники. Важно, чтобы в конечном счете вложенные средства выступали как фактор, способствующий развитию производства и оздоровлению экономики.
Выполнение банковских операций с широкой клиентурой – важная особенность современной банковской деятельности во всех странах мира, имеющих развитую кредитную систему.
Известно, что ведущие коммерческие банки Казахстана стремятся выполнять широкий круг операций и услуг для своих клиентов с тем, чтобы расширить свою доходную базу, повысить рентабельность и конкурентоспособность. При этом важно иметь в виду, что развитие банковской деятельности предполагает предоставление банковских услуг с минимальными издержками для клиентов и самого банка, использование приемлемых цен на услуги, необходимые клиентам.
Эффективная гибкая система банковских операций с широкой клиентурой может и должна способствовать мобилизации внутренних сбережений. Особое значение приобретает в этой связи гибкое банковское обслуживание, способное реагировать на формирующиеся потребности изменяющейся экономики.
Конкуренция на рынке банковских услуг также влияет на количественные и качественные характеристики банковского обслуживания.
На ряду с выполнением традиционных банковских услуг населению – привлечением средств в депозиты, предоставлением ссуд и осуществлением расчетно-кассового обслуживания населения – современные банковские институты в нашей стране начинают выполнять также электронные услуги, маркетинговые исследования по заказу клиентов, валютные операции, прочие услуги, в том числе трастовые, информационно-справочные консультационные, фондовые и другие.
Значение активизации роли банков, обслуживающих население, состоит в том, чтобы при наименьших затратах содействовать максимальному эффекту, наиболее полному удовлетворению потребностей клиентов в банковском обслуживании, улучшению качества банковского обслуживания частных лиц, расширению спектра банковских услуг и снижению их себестоимости.
Глава 1. Виды банков второго уровня.
Все банки, функционирующие в Казахстане, кроме Национального банка РК, представляют собой второй уровень банковской системы и поэтому получили название «банки второго уровня».
Юридической основой деятельности банков второго уровня Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 г. №2443.
В соответствии с Законом банк второго уровня в Казахстане является юридическим лицом, осуществляющим независимо от собственности, коммерческую деятельность, основная цель функционирования которого – получение прибыли.
Банки второго уровня вправе открывать свои дочерние банки, филиалы и представительства как на территории Казахстана, так и за его пределами.
Банки второго уровня |
12.98 |
12.99 |
12.00 |
12.01 |
12.02 |
01.03 |
07.03 |
Государственные |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Межгосударственные |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
С участием иностранного капитала |
23 |
22 |
16 |
16 |
17 |
17 |
16 |
Из них: со 100%/свыше 50% |
8/10 |
10/8 |
9/7 |
9/6 |
9/6 |
9/7 |
10/4 |
Дочерние |
11 |
12 |
12 |
11 |
11 |
11 |
10 |
Деятельность банков регулируется Конституцией и Законодательством Республики Казахстан, а также нормативными правовыми актами Национального банка РК.
Список банков второго уровня на 01.08.2003.1
ОАО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»
ОАО «Заман-Банк»
ОАО «ВАЛЮТ-ТРАНЗИТ БАНК»
ОАО «Казкоммерцбанк»
ОАО «Наурыз Банк Казахстан»
ЗАО ДБ «ТАИБ Казахский Банк»
ОАО «Цесна Банк»
ОАО «Совместный Банк «ЛАРИБА-Банк»
ОАО «Демир Казахстан Банк»
ОАО «Темірбанк»
ЗАО «Алаш-банк»
ОАО «Нурбанк»
ОАО «Данабанк»
ЗАО «Казахстан-Зираат Интернешнл Банк»
ЗАО «Торгово-промышленный банк Китая в г. Алматы
ЗАО ДБ «Банк Китая в Казахстане»
ОАО «Международный банк «Алма-Ата»
ОАО «TexaKaBank»
ОАО «СЕНИМ-БАНК»
ОАО «Индустриальный Банк Казахстана»
ОАО «Нефтебанк»
ОАО «Казахстанский Интернациональный Банк»
ЗАО «ДАБ «АБН АМРО Банк Казахстана»
ЗАО «Эксимбанк Казахстан»
ОАО «ДБ «Альфа банк»
ЗАО «Евразийский банк»
ОАО «Алматинский торгово-финансовый банк»
ОАО «Банк Туран Алеем»
ОАО «Банк Каспийский»
ЗАО «Ситибанк Казахстан»
ОАО «Банк ЦентрКредит»
ЗАО ДБ «HSBC Банк
Количество действующих банков и их филиалов, зарегистрированных в областях Казахстана на этот год, представлены в таблице 1. Таблица состоит из данных о банках и их филиалов по всей Республике Казахстан.
Таблица 1.
Область |
01.03 |
02.03 |
03.03 |
04.03 |
05.03 |
06.03 |
07.03 | ||||||||||||||||||||
банк |
филиал |
банк |
филиал |
банк |
филиал |
банк |
филиал |
банк |
филиал |
банк |
филиал |
банк |
филиал | ||||||||||||||
Акмолинская |
0 |
24 |
0 |
24 |
0 |
24 |
0 |
24 |
0 |
24 |
0 |
24 |
0 |
22 | |||||||||||||
г. Астана |
2 |
16 |
2 |
16 |
2 |
16 |
2 |
16 |
2 |
16 |
2 |
15 |
2 |
15 | |||||||||||||
Актюбинская |
0 |
20 |
0 |
20 |
0 |
20 |
0 |
21 |
0 |
21 |
0 |
21 |
0 |
20 | |||||||||||||
Алматинская |
0 |
23 |
0 |
23 |
0 |
23 |
0 |
23 |
0 |
23 |
0 |
23 |
0 |
23 | |||||||||||||
г. Алматы |
29 |
21 |
29 |
22 |
29 |
21 |
27 |
22 |
26 |
22 |
26 |
22 |
26 |
22 | |||||||||||||
Атырауская |
1 |
18 |
1 |
18 |
1 |
18 |
1 |
18 |
1 |
18 |
1 |
18 |
1 |
19 | |||||||||||||
Восточно-Казахстанская |
0 |
42 |
0 |
41 |
0 |
39 |
0 |
39 |
0 |
39 |
0 |
39 |
0 |
38 | |||||||||||||
Жамбылская |
0 |
18 |
0 |
18 |
0 |
19 |
0 |
19 |
0 |
19 |
0 |
19 |
0 |
18 | |||||||||||||
Карагандинская |
1 |
30 |
1 |
30 |
1 |
30 |
1 |
30 |
1 |
30 |
1 |
30 |
1 |
32 | |||||||||||||
Кызылординская |
0 |
18 |
0 |
18 |
0 |
19 |
0 |
18 |
0 |
18 |
0 |
18 |
0 |
16 | |||||||||||||
Костанайская |
1 |
31 |
1 |
31 |
1 |
31 |
1 |
30 |
1 |
29 |
1 |
29 |
1 |
29 | |||||||||||||
Мангистауская |
1 |
15 |
1 |
15 |
1 |
15 |
1 |
15 |
1 |
15 |
1 |
15 |
1 |
16 | |||||||||||||
Павлодарская |
2 |
24 |
2 |
25 |
2 |
24 |
2 |
25 |
2 |
25 |
2 |
25 |
2 |
24 | |||||||||||||
Северо-Казахстанская |
0 |
22 |
0 |
22 |
0 |
22 |
0 |
22 |
0 |
22 |
0 |
22 |
0 |
20 | |||||||||||||
Западно-Казахстанская |
0 |
19 |
0 |
19 |
0 |
19 |
0 |
19 |
0 |
19 |
0 |
19 |
0 |
18 | |||||||||||||
Южно-Казахстанская |
1 |
26 |
1 |
26 |
1 |
26 |
1 |
26 |
1 |
26 |
1 |
26 |
1 |
25 |
Всего по республике 38 367 38 368 38 366 36 367 35 365 35 365 35 357
Глава 2. Функции коммерческих банков.
Сущность деятельности банков проявляется в выполнении ими определенных функций, которые отличают их от других органов.
Банковскую услугу можно охарактеризовать как выполнение банком определенных действий в интересах клиентов. В основе любого банковского продукта лежит необходимость удовлетворения какой-либо потребности.
К основным традиционным услугам в настоящее время по-прежнему относятся привлечение вкладов и предоставление ссуд. От разницы в процентах по этим услугам банки и получают наибольшую массу прибыли. Однако даже только в рамках этих двух услуг может быть выработано множество самых разнообразных форм банковских продуктов.
Сегодня универсальные банки предлагают широкий ряд продуктов, охватывающий практически все аспекты банковской деятельности и финансовых услуг. В то же время другие банки в целях завоевания и прочного удержания конкурентного преимущества стремятся специализироваться на оказании строго определенных видов услуг.
Сеть коммерческих банков способствует становлению денежного рынка, экономической основой которого является наличие временно свободных средств у юридического и физического лица, а также государства и использование их на удовлетворение их на удовлетворение краткосрочных потребностей экономики и населения.
Коммерческие банки практически занимаются всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов.
Банки могут выполнять следующие функции:2
При наличии специальной лицензии Нацбанка банки могут осуществлять другие банковские операции, в т.ч. проведение операций с иностранной валютой; привлечение денежных вкладов населения; оказание услуг по пересылке денег (инкассация).
Сгруппируя эти функции коммерческих банков, можно укрупнить их таким образом:
Аккумулирование временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений (депозитные операции);
Кредитование экономики и населения (активные операции);
Организация и проведение безналичных расчетов;
Инвестиционная деятельность;
Прочие финансовые услуги клиентам.
Мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал – одна из старейших функций банков. Аккумулируемые банком свободные денежные средства юридических и физических лиц, с одной стороны, принесет их владельцам доход в виде процента, а с другой – создают базу для проведения ссудных операций. Сконцентрированные сбережения могут быть использованы на различного рода экономические и социальные нужды. Именно с помощью банков происходит сосредоточение денежных средств и превращение их в капитал.
Основная часть расчетов между предприятиями осуществляется безналичным путем. Банки, выступая в качестве посредника в платежах, осуществляют расчеты по поручению клиентов, принимают деньги на счета и ведут учет всех денежных поступлений и выдач. Централизация платежей в банках способствует уменьшению издержек обращения, а для ускорения расчетов и повышения надежности платежей внедряются электронные системы расчетов.
Особой функцией коммерческих банков является их способность создавать или уничтожать деньги, то есть увеличивать или уменьшать денежную массу. Создание платежных средств прямо связано с депозитной и кредитной деятельностью банков. Депозит может создаваться двумя путями: внесением клиентом наличных денег в банк или выдачей заемщику кредита. При этом указанные операции различным образом влияют на объем денежной массы в обращении.