Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 17:50, доклад
Классификации ценных бумаг
В Гражданском кодексе РФ перечисляются конкретные виды документов, которые относятся к ценным бумагам: а) в статье 143:
государственная облигация:
облигация;
вексель;
чек;
депозитный сертификат;
сберегательный сертификат;
Обращение акции, т. е. ее купля-продажа на фондовом рынке осуществляется по ценам этого рынка, или по рыночным ценам. Имеются некоторые особенности ценообразования: когда акция только выпускается (эмитируется) на рынок, т. е. продается ее эмитентом, и когда она обращается на рынке, т. е. перепродается от одного владельца к другому ее владельцу.
Если акция только эмитируется, то возможны две рыночные ситуации: а) ситуация первичной эмиссии акций:
б) ситуация последующих эмиссий акций:
Если акция перепродается на рынке, то это всегда происходит по цене, которая и называется рыночной. Наиболее признанной рыночной ценой акции является ее биржевая цена, или биржевой курс, биржевая котировка, уровень которой зависит от объективной основы, которая лежит в ее основе и обычно называется ее теоретической ценой, или стоимостью, а также от соотношения рыночного спроса и предложения на данную акцию.
Доход, который инвестор получает по акциям, может выступать в двух видах. Один из них — дивиденд. Это часть прибыли акционерного общества, распределяемая между акционерами после уплаты налогов, выплаты процентов по облигациям и займам, отчислений на расширение производства. Дивиденд зависит от размеров прибыли предприятия и общего числа акций. Величина дивиденда влияет на спрос на акции, их курс на рынке, ликвидность.
Другой вид дохода по акциям возникает в результате прироста их курсовой стоимости. Однако, чтобы реализовать его, акцию надо продать.
Различают обыкновенные и привилегированные акции.
Обыкновенные акции:
Владельцы привилегированных
акций имеют право голоса лишь
в вопросах ликвидации и реорганизации
общества, но устав акционерного общества
может предусматривать право
голоса по привилегированным акциям
определенного типа, в случае если
допускается возможность
Последние могут быть обыкновенными,
кумулятивными и
Привилегированные акции различают по характеру выплаты дивидендов:
Дивиденды выплачиваются акционерам по итогам деятельности акционерного общества за квартал или год.
Разделение акций на обыкновенные
и привилегированные связано
с предпочтениями акционеров. Обыкновенные
акции покупают крупные учредители,
стремящиеся непосредственно
Существуют несколько
моделей, в которых по-разному
описывается процесс
Теоретическая цена акции в данной модели базируется на том, что она есть сумма дисконтированных дивидендов, выплачиваемых по ней
Ца = ∑ (Дi /(1+r)i ), (2.1)
Если по акции выплачивается примерно одинаковый дивиденд каждый год (период), как это имеет место, например, в привилегированных акциях, то вышеприведенная формула сильно упрощается
Ца = Д / r, (2.2)
Если по акции выплачивается дивиденд, размер которого возрастает ежегодно на один и тот же небольшой процент, то формула 2.1 принимает вид:
Ца = Д1 /(r − g), (2.3)
Основная проблема данной модели состоит в прогнозировании размера дивиденда, который под влиянием самых разнообразных причин обычно не остается одинаковым и о его будущих размерах можно говорить только на сравнительно небольшом промежутке времени, обычно исчисляемом месяцами;
Согласно теории для оценки долгосрочных активов, в качестве которых имеются в виду акции, при определении ее ожидаемой доходности необходимо учитывать индивидуальный недиверсифицируемый риск, которым обладает акция, что осуществляется по следующей формуле:
rа = r + b (rp — r) , (2.4)
b = sa / sp2,
Из данной формулы следует, что ожидаемая премия (надбавка) за риск акции к безрисковой ставке доходности, т. е. ra — r, равна ожидаемой премии (надбавки) за риск всего рыночного портфеля акций, скорректированной на b-коэффициент.
Определив ожидаемую ставку доходности акции по формуле 2.4, она подставляется в формулу 2.1 или ее разновидности;
Согласно данной теории ожидаемая доходность акции зависит от целого ряда макроэкономических факторов или, точнее сказать, зависит от риска изменения сразу многих указанных факторов:
ra = r + b1( R1 — r) + b2 (R2 — r) + ...+ bi (Ri - r), (2.5)
Рассчитанную по данной формуле доходность акции опять подставляют в формулы капитализации дохода и получают теоретическую цену данной акции.
Облигация
Облигация — единичное долговое обязательство эмитента на возврат номинальной стоимости через определенный срок в будущем, на условиях, устраивающих его держателя.
Облигация есть долговая рыночная ценная бумага, представляющая собой мобильную (ликвидную) форму существования договора займа на единичную часть этого займа с первичным кредитором.
Облигация — ценная бумага, удостоверяющая отношение займа между держателем облигации (кредитором) и лицом, её выписавшим (заемщиком). Облигация удостоверяет право кредитора получить и обязательство заемщика выплатить в определенный срок номинальную стоимость облигации и проценты по ней.
Почему отношение займа удостоверяет облигация? Не проще ли составить договор займа? Да, действительно, договор займа составить проще, однако, облигацию можно продать, а договор продать нельзя. По договору можно лишь передать права, обозначенные в договоре — такая передача называется цессией.
Облигация наряду с акцией является основным современным видом ценной бумаги. Облигация несколько старше акции. На протяжении пяти столетий многие государства прибегали к выпуску облигаций для финансирования своих расходов, прежде всего связанных с войнами. Ценные бумаги, подобные акциям, тоже встречаются в средние века, но их расцвет пришелся на вторую половину XIX в., и тогда же начался активный выпуск облигаций различного рода коммерческими компаниями. Можно сказать, что настоящая история акций и облигаций началась лишь с эпохой быстрого развития капитализма. В настоящее время эти ценные бумаги доминируют на рынке ценных бумаг.
Различия между облигациями и акциями
В отличие от акции, которая представляет собой собственный капитал акционерного общества, облигация есть представитель заемного капитала.
Акции выпускаются лишь акционерными обществами, облигации — любыми коммерческими организациями и государством.
Цель выпуска и акций, и облигаций — привлечение свободного капитала небольшими порциями, но от многих владельцев на условиях выплаты определенного вида дохода. Однако если по акции выплата эмитентом ее номинала (или иной денежной суммы) предусматривается лишь в случае ликвидации акционерного общества, то по облигации в обязательном порядке предусматривается выплата ее номинала при ее выкупе (погашении).
Отличия облигации от банковской ссуды
Облигация есть представитель заемного капитала, коим является и банковская ссуда (кредит). Отличие формы облигации от формы денежной ссуды состоит в следующем:
Облигации могут выпускаться
в документарной и
Преимущества облигации перед акцией
Владелец облигации, являясь кредитором по отношению, например, к акционерному обществу, имеет преимущество перед акционерами: в случае ликвидации этого общества его имущественные права удовлетворяются в первую очередь по сравнению с имущественными правами акционеров.
Ограничения на выпуск облигаций
Акционерные общества имеют определенные ограничения на выпуск своих облигаций, основные из которых состоят в том, что номинальная стоимость выпущенных облигаций не может превышать размер уставного капитала общества, который к моменту выпуска облигаций должен быть полностью сформирован. Кроме того, если облигации выпускаются без обеспечения, то это разрешается лишь через два года после начала функционирования данной организации.
Основные виды облигаций
По виду эмитента облигации делятся на государственные и корпоративные. Первые выпускаются государством или от его лица, а вторые — коммерческими организациями различных видов.
Существует два основных вида облигаций:
1. классические (необеспеченные) — такие облигации дают право владельцу на получение дохода, и возврат инвестируемой суммы устанавливается при размещении.
Необеспеченные облигации не имеют какого-либо имущественного обеспечения, а гарантией для них является общий высокий кредитный рейтинг эмитента и его имидж как компании, полностью выполняющей свои рыночные обязательства;