Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:47, контрольная работа
Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении. Проблема переориентации финансового контроля, его адаптация к новым условиям является, на мой взгляд, одной из основных на сегодняшний день. Потому что он касается как государства (так как с его помощью государство увеличивает собираемость налогов), так предприятия, организации и учреждения (которые с помощью финансового контроля могут сократить свои расходы, увеличивая таким образом свою прибыль).
Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы
организации государственного финансового контроля, к реализации которых
стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены
в Лимской декларации ИНТОСА. К ним относятся такие универсальные
принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность.
Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой
самостоятельностью
парламентскими сроками
конституционным характером. Обьективность и компетентность подразумевают
неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий
профессиональный уровень
стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную
связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой
Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной
характер, в том числе:
1. результативность;
2. четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
3. неподкупность субъектов контроля;
4. обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах
проверок и ревизий; превентивность (предупреждение вероятных финансовых
нарушений);
5. презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых
преступлениях лиц;
6. согласованность действий
различных контролирующих
Принимая законы, прямо или косвенно
затрагивающие систему
финансового контроля, государство ориентируется на вышеназванные принципы. В
то же время в каждом государстве существует свой регламент (порядок и
последовательность) контрольных действий, что в конечном итоге сказывается на
результатах.
2.2. Виды финансового контроля
Виды финансового контроля весьма разнообразны. Их принято классифицировать по
следующим критериям:
1. Регламент осуществления — обязательный (внешний), инициативный
(внутренний);
2. Время проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий;
3. Субъекты контроля
— президентский, контроль
власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти,
контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;
4. Объекты контроля
— бюджетный, контроль за
налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за
денежной массой.
2.2.1.Виды контроля, различающиеся регламентом осуществления и временем
проведения
Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических
лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым
проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов,
обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской
отчетности предприятий и
внешними, независимыми контролерами.
Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового
законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для
достижения тактических и
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых
операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он
предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения
неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля
на макроуровне является процесс
составления и утверждения
уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза
макроэномических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это
процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок,
финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов,
договоров о совместной деятельности и т. д.
Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения
денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он
предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств,
способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности
осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские
службы.
Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной
финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов
финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности
осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых
издержек с прогнозируемыми и т. д.
2.3.Методы финансового контроля
Различают следующие методы
1. проверки;
2. обследования;
3. надзор;
4. анализ финансового состояния;
5. наблюдение (мониторинг);
Проверки производятся по отдельным вопросам
финансово-хозяйственной
документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и
намечаются мероприятия по их устранению.
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-
экономических показателей обследуемого экономического субъекта для
определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В
ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ,
расхода материалов, топлива, энергии и т.д.
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами,
получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и
предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение
которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со
стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны
Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами.
Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля
предполагает детальное
бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой
деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и
эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных
организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием
предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение
ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию
досрочного возврата ссуды.
Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля,
представляющий собой
деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью
определенных приемов
проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической
эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения
финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности –
для выявления нарушений и
По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии[1]:
1. полные – предусматривают
проверку всех сторон
деятельности объекта;
2. частичные - проводятся для проверки отдельных сторон или участков
финансово-хозяйственной
3. комплексные - являются
наиболее полными,
деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывают
хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы
сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых
ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности. Для
проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются
соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии
обеспечить эффективность и полноту ее результатов;
4. тематические - проводятся
на определенную тему по
однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить
типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.
В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций
различают ревизии:
1. сплошные - предполагают проверку всех операций на определенном участке
деятельности за весь проверяемый период;
2. выборочные — это проверка определенной части первичных документов
за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в
квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии;
комбинированные – предусматривают проверку одних участков сплошным методом,
а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким
документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.
Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных
предприятий и учреждений, а также различными государственными и
негосударственными органами контроля
(Департаментом финансового
аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком,
аудиторскими службами). На основании проведенной ревизии оформляется акт, по
которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального
ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.
2.4. Основные методы государственно
Основными методами государственного контроля являются комплексные ревизии и
тематические проверки. Способы проведения ревизий и проверок зависят от
конкретных задач, которые ставит перед контролерами направившее их ведомство.
Если ревизия предполагает контроль законности и правильности проведения
финансовых операций и достоверности финансовой информации, то проверки
преследуют цель контроля качества управления финансовыми ресурсами на всех
стадиях их планирования и использования, оценки эффективности и
целесообразности
1. Результативность контроля
зависит не только от
уровня государственных
регламента ревизий и проверок. Порядок последовательность проведения
финансовых ревизий основаны на стандартах бухгалтерского учета. Общепринятый
регламент проведения комплексной ревизии включает следующие поэтапные
действия контрольных органов:
1.1.
инвентаризация наличия и сохра
ценностей, незавершенного производства (строительства), полуфабрикатов,
офисного и другого
1.2. визуальная проверка
достоверности заполнения реквизитов; соответствие предъявленных к проверке
документов утвержденным нормам; выявление некачественных документов);
арифметичекий подсчет итогов;
1.3. проверка полноты и
хозяйственных операций. По первичным записям водятся таксировка (проверка
количественных суммовых данных) и контировка (проверка правильности
корреспонденции бухгалтерских счетов). Проверяются также правильность и
полнота отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных
таблицах, журналах-ордерах, в главной книге и т. д.;
1.4. проверка правильности
платы, налогов, амортизационных сумм, резервов процентов за кредиты и т.д.);
1.5. проверка правильности
финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой
отчетности, предусмотренной страновым законодательством.
Другие формы контроля, например, документальные тематические проверки,
основаны на регламентах, определяемых соответствующими контрольными
ведомствами или руководством фирмы (при проведении внутреннего контроля).
2. Результативность финансового контроля зависит также от санкций,
применяемых в отношении финансовых нарушений.
Мировая практика выделяет две сложившиеся модели финансового контроля. В
странах, приверженных англо-саксонской модели, деятельность контрольного
органа ограничена подготовкой отчета о проверке (ревизии). Вопрос о санкциях