Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:47, контрольная работа
Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении. Проблема переориентации финансового контроля, его адаптация к новым условиям является, на мой взгляд, одной из основных на сегодняшний день. Потому что он касается как государства (так как с его помощью государство увеличивает собираемость налогов), так предприятия, организации и учреждения (которые с помощью финансового контроля могут сократить свои расходы, увеличивая таким образом свою прибыль).
выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины,
наносящих государству прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков
рассмотрения представлений
обязательные для исполнения. В случае если предписания не исполняются,
Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может
принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций
по счетам юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном
порядке.
По закону деятельность Счетной палаты является гласной: результаты должны
освещаться в средствах
3.2. Контроль со стороны специализированных государственных структур
Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля, в России существует
ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности
которых является конкретная область финансов, например налогообложение или
страхование.
В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к
рыночной экономике стало
особую систему. Главная задача налоговых органов — обеспечение единой
системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных
платежей.
Система налоговых органов, подчиняющаяся Президенту РФ, включает Федеральную
налоговую службу, а также государственные
налоговые инспекции в
и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено — городские и
районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют
непосредственный налоговый
очередь Федеральное налоговое ведомство контролирует деятельность нижестоящих
налоговых органов, координирует взаимодействие органов налоговой службы с
другими контролирующими и
|
Налоговые органы имеют право в соответствии с налоговым законодательством
проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая
совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; получать
от них необходимые справки и сведения (за исключением составляющих
коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами
налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать
любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и
торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении
должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и
приостановление операции по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют
право наложения административных
штрафов и принудительного
недоимок по налогам в бюджет.
Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления государственной
дисциплины в области
ее территориальные и местные подразделения.
Налоговая полиция призвана
1. выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и
правонарушений;
2. защиту сотрудников
налоговой инспекции от
посягательств при исполнении ими служебных обязанностей;
3. предупреждение, выявление
и пресечение коррупции и
Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в соответствии с
Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 г. «О государственном страховом
надзоре РФ» была организована Федеральная служба страхового надзора
(Росстрахнадзор). Основные задачи и функции этой службы были определены
Законом РСФСР «О страховании» от 27 ноября 1992 г.). В 1996 г.
Госстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства
финансов РФ с сохранением основных задач и функций.
Департамент страхового надзора и территориальные органы, помимо
лицензирования страховой
рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят за
соблюдением страховыми фирмами нормативов платежеспособности.
Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов,
методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой
фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по
страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В случае
неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных документов
органы страхового надзора имеют право ограничивать действие лицензий
страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному
банку России (ЦБР). Как орган государственного управления, наделенный
властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные
отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих
банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент
банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками
банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской
деятельности. При установлении фактов нарушений или предоставлении банками
неполной или недостоверной информации, ЦБР в зависимости от вида нарушения
вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в размере от 0,1
до 1% от минимальной величины уставного капитала; выполнение требований ЦБР
по финансовому оздоровлению; реорганизация; замена руководства коммерческого
банка; применение более жестких нормативов; запрет на проведение отдельных
операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначение временной
администрации в банке на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера
— отзыв лицензии и ликвидация банка.
На Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за соблюдением
налогового и таможенного
таможенную границу Российской Федерации.
Деятельность Федеральной
созданной в 1992 г., тесно связана с ЦБР и ГТК. Основной задачей Службы
являются поиск и пресечение «лазеек» в валютном законодательстве, позволяющих
осуществлять беспрепятственный отток валютных активов за рубеж, создание
банка данных потенциальных нарушителей валютного законодательства.
Служба по валютному и экспортному контролю имеет право проверять все
финансовые документы
деятельность; поднимать вопрос о приостановлении лицензий на право
осуществления такт операций в случаях выявления несоблюдения валютного и
экспортного законодательства, непредставления отчетных документов. Кроме
того, Службе приданы военизированные подразделения; они используются в
разведовательно-карательных
организации Российской Федерации в качестве агентов валютного контроля.
Глава 4. Негосударственный финансовый контроль
Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового
контроля, которые проводятся без
непосредственного участия
контролирующих органов. К негосударственным видам финансового контроля
относятся внутрифирменный (корпоративный), контроль со стороны коммерческих
банков за организациями-клиентами, аудиторский контроль
[2].
Осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации
— бухгалтерией, финансовым отделом,
службой финансового
за финансовой деятельностью его предприятия, его филиалов и дочерних
структур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и
целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных,
привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовых
результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных
проектов, контролируют финансовое состояние предприятия.
Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала. Так
называемый пост-аудит означает
сравнение фактических
на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с
прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин
их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов
финансового прогнозирования.
Появление коммерческих банков в результате перестройки банковской системы в
значительной мере изменило функции банков в области финансового контроля.
Если отделения
деятельность закрепленных за ними предприятий, то коммерческие банки по
закону обязаны контролировать лишь соблюдение клиентами установленного
государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного
законодательства. Вместе с тем необходимость поддержания ликвидности требует
от банка оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятий —
потенциальных заемщиков. В случае предоставления ссуды банк контролирует
использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для
оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный
срок. Такой контроль со стороны банка — важный элемент управления кредитным
риском.
Это новый вид финансового
80-х годов. С переходом к рыночной системе управления экономикой и
появлением различных коммерческих структур резко повысились требования к их
финансовой надежности, а также к объективности при оценке их финансового
состояния.
Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности
бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых
и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской
Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и
других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.
Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение
бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о
доходах; анализ и прогнозирование
финансово-хозяйственной
обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах
законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате
аудиторских проверок..
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если
инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического
субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех
случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 19941.
Обязательной аудиторской
Банк России); страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые
за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия,
созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа
акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в
уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.
Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за
исключением государственных и муниципальных), отдельные показатели которых
превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная
аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных
органов — прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции.
Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки
либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по
решению суда.
Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие
государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-
аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные). Они могут иметь
любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским
законодательством, кроме открытого акционерного общества. После получения
лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в
Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и
аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой
предпринимательской деятельностью.
Все аудиторские услуги платные. Отношения аудиторской фирмы с клиентами, как
правило, оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если