Виды мировых денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:46, контрольная работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция - характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX века она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран-членов интеграционных группировок.

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

 Роль финансов  в развитии международных экономических  отношений и их воздействие на международный интеграционный процесс.

 

Международная экономическая  интеграция - характерная особенность  современного этапа развития мировой  экономики. В конце XX века она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран-членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. Integralio - восполнение или integer - целый. Международная экономическая интеграция - это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.

Интеграция может принимать  различные формы. Выбор формы  интеграционного объединения определяет уровень, стратегию интеграции и  ее конечную цель.

Мировая практика позволяет  выделить следующие формы экономической  интеграции (от низшей к высшей):

    1. преференциальная зона,
    2. зона свободной торговли,
    3. таможенный союз,
    4. общий рынок,
    5. экономическое сообщество,
    6. экономический и валютный союз.

 Создание преференциальной зоны двух и более стран означает взаимное предоставление преференций или льгот; например, двукратное снижение таможенных пошлин во взаимной торговле при этом сохраняется национальный режим в торговле с третьими странами, т.е. не вошедшими в данное объединение. Преференциальные зоны можно рассматривать как первый пробный шаг по пути к дальнейшей интеграции.

 Зона свободной  торговли в ее классическом  варианте предполагает постепенное  осуществление в согласованный  срок полной отмены ограничений на взаимное передвижение промышленных товаров при сохранении национального внешнеторгового режима в отношении третьих стран. В связи с этим возникает вопрос о происхождении товара, который поступает из другой страны-члена зоны свободной торговли: произведен этот товар в стране-партнере по зоне свободной торговле или этот товар произведен в третьей стране.

Создание таможенного  союза предполагает поэтапную полную либерализацию взаимной торговли промышленными  товарами и введение единого тарифа в отношении третьих стран. Иными словами, таможенный союз - это зона свободной торговли плюс единый внешнеторговый тариф. Обычно единый внешний тариф рассчитывается как среднеарифметический, и его введение может означать как снижение, так и увеличение национальных тарифов в отношении стран-аутсайдеров.

Формирование общего рынка двух и более стран предполагает поэтапную отмену всех ограничений  на взаимное перемещение товаров, капиталов, услуг, рабочей силы и введение единого  внешнеторгового тарифа. Таким образом, общий рынок включает таможенный союз и полную либерализацию обмена услугами, капиталами и трудовыми ресурсами.

 Экономическое сообщество  означает создание общего рынка,  а также проведение единой  политики в области сельского  хозяйства, энергетики, промышленности, региональных и других проблем.

Экономический и валютный союз включает создание единого внутреннего  рынка, полную гармонизацию и унификацию экономической и валютной политики вплоть до введения единой валюты, создания единого банка; осуществление единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции, возможно, приведет к превращению интеграционного объединения в политический союз, т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями, в том числе превращением наднациональных органов управления в центральные органы управления с еще большими полномочиями и властью.

Выделяют такие положительные  признаки международной экономической интеграции:

  • интеграция расширяет экономическое пространство;
  • создает более благоприятные условия для эффективного размещения производительных сил;
  • углубляет региональное разделение труда на основе сравнительных преимуществ;
  • создаёт возможности для производственного и научно-технического сотрудничества;
  • объединяет усилия стран-членов в решении социально-экономических проблем и определении внешнеэкономической политики в отношении третьих стран.

По составу участников известны следующие типы экономической интеграции:

  • интеграция развитых стран;
  • интеграция развивающихся стран;
  • интеграция стран с переходной экономикой;
  • интеграционные объединения смешанного типа с полноправным участием развитых и периферийных государств.

В интеграционные объединения вступают страны с различным уровнем развития производительных сил. Любая организация интеграционного типа является добровольным объединением стран-участниц, каждая из которых имеет в виду собственные выгоды, которые она надеется получить в результате взаимодействия со странами-партнерами.

Либерализация взаимного  обмена товарами и услугами является важнейшим механизмом формирования интеграционных объединений. Режим  свободной торговли усиливает конкуренцию, в которой побеждает сильнейший. Соответственно либерализация взаимного обмена усиливает неравенство между странами-участницами. В связи с этим возникает проблема создания механизмов выравнивании выгод и уровней развития, защиты интересов наиболее слабых стран, а также подтягивания отсталых регионов, что требует значительных усилий и затрат со стороны более продвинутых участников интеграции.

Наиболее успешное развитие экономической интеграции возможно при наличии определенных предпосылок, среди которых наиболее существенными  являются следующие:

  • исторически сложившиеся экономические связи между странами-участницами; высокий уровень их взаимной торговли;
  • высокий уровень развития производительных сил и рыночных механизмов;
  • развитая многоотраслевая структура экономик стран-участниц;
  • высокий уровень развития обрабатывающей промышленности;
  • общность стоящих перед странами проблем в области развития, финансирования, государственного регулирования ;
  • политическая близость, отсутствие религиозных и иных противоречий, близкий уровень демократизации общества, социально-правовой защиты;
  • географическая близость и общность границ.

 

Финансы как экономический  инструмент хозяйствования используются для осуществления интеграции Беларуси в мировую экономику. Финансовый механизм, складывающийся в сфере  международных экономических связей, выступает орудием реализации финансовой политики государства в области международного сотрудничества. Функционируя в международной сфере, финансы оказывают влияние на экономические интересы участников международных связей, выступают как стимул развития международной экономической интеграции.

Роль финансов в развитии международных связей проявляется  по трем направлениям:

  1. изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества;
  2. регулирование международных интеграционных процессов;
  3. стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственных участников этих отношений.

Финансы оказывают влияние, прежде всего на экспортно-импортные  операции. С их помощью стимулируется выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке. Финансы способствуют формированию той доли национального дохода, которая реализуется в результате внешнеэкономической деятельности.

Важной формой международного сотрудничества является участие Беларуси  в международных организациях и фондах. Это участие предполагает внесение соответствующих квот в уставные капиталы и бюджета данных организаций. Источниками взносов выступают валютные и другие финансовые фонды и ресурсы участвующих национальных организаций и государственных структур. Средства международных организаций аккумулируются в соответствующие фонды и распределяются на целевые программы по направлениям деятельности.

Еще одним направлением воздействия финансов на развитие международных связей является мобилизация ресурсов иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции осуществляются в виде привлечения средств иностранных государств-инвесторов, иностранных коммерческих организаций, международных строительных компаний в различные отрасли отечественной экономики. Предприятия и объекты, создаваемые на условиях кредита на территории Беларуси и финансируемые иностранными предпринимателями за счет фондов своих фирм, а также из бюджетов иностранных государств, функционируют как совместные предприятия и иностранные юридические лица.

Иностранные инвестиции в экономику  Беларуси способствуют ее развитию и  создают условия для интеграции в мировую экономику. С целью  стимулирования иностранных и совместных предприятий устанавливается система финансовых, валютных и иных льгот.

За правильностью и законностью  ведения финансовых операций в сфере  внешнеэкономической деятельности установлен финансовый, валютный и  таможенный контроль, и при обнаружении  нарушений и злоупотреблений исполнительные органы применяют установленные законодательством санкции и штрафы, регулируя, таким образом, порядок финансовых отношений.

Совокупность финансовых отношений в международном интеграционном процессе, определяющая суть финансов, включает в себя:

  1. денежные отношения между субъектами хозяйствования данной страны и субъектами хозяйствования других стран по поводу купли-продажи продукции (работ, услуг), предоставления коммерческих кредитов и займов, истребования штрафных санкций по договорам и т. д.;
  2. денежные отношения внутри страны между субъектами хозяйствования по поводу предоставления займов в иностранной валюте, перераспределения валютной выручки, полученной от экспорта, в пользу предприятий, участвующих в экспорте продукции, и т. д.;
  3. отношения между субъектами хозяйствования и государством (в лице бюджетов различных уровней, централизованных государственных валютных фондов): в части иностранной валюты по поводу распределения валютной выручки, покупки валюты, уплаты таможенных пошлин, сборов и налогов в иностранной валюте, финансирования в валюте из централизованного валютного фонда государства, получения иностранных кредитов под гарантии правительства и т. д.;
  4. денежные отношения предприятий с другими звеньями финансовой системы: банками - по поводу получения кредитов в иностранной валюте, а также в национальной валюте для осуществления внешнеэкономических операций под залог валютных ценностей, кредитов в национальной валюте с последующей конвертацией, выплаты процентов по данным кредитам и их погашения; внутри свободных экономических зон - между резидентами и администрацией, бюджетами различных уровней, другими резидентами Республики Беларусь, нерезидентами, субъектами финансовой системы государства;
  5. внутригосударственные денежные отношения - формирование централизованных валютных фондов и фондов в национальной валюте от внешнеэкономической деятельности государства и его субъектов хозяйствования и их распределение;
  6. денежные отношения между государствами - по поводу получения и погашения межгосударственных кредитов;
  7. денежные отношения между государством и международными финансово-кредитными организациями (предоставление кредитов и их погашение) и другие.

Финансовые отношения, составляющие суть финансов в международном интеграционном процессе, включают в себя отношения, как в иностранной валюте, так и в национальной, поэтому это, прежде всего валютно-денежные отношения. Материальной основой финансов являются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, полученные от внешнеэкономической деятельности, их формирование, распределение и перераспределение.

Таким образом, финансы  играют главную роль в международных  экономических отношениях и представляют собой совокупность денежных отношений при формировании, распределении и использовании на общегосударственные нужды СОП и НД, полученного от внешнеэкономической деятельности в иностранной и национальной валюте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды мировых  денег: золото, СДР, ЭКЮ, Евро.

 

Мировые деньги выполняют функции меры ценности, средства сохранения ценности (накопления) и средства платежа. 
В течение длительных исторических эпох в роли мировых денег действовало золото в виде слитков или монет. В докапиталистический период, несмотря на постепенное развитие международной торговли, отдельные страны были все еще сильно разобщены. Собственная ценность денег из благородных металлов служила единственной гарантией и механизмом обеспечения эквивалентности обмена между ними. Это условие действовало и внутри национальных хозяйств. Но если во внутреннем обращении уже распространяются национальные монеты, то в международных расчетах золото и серебро принимались главным образом по весу. Внутреннее и внешнее обращение составляло фактически единую систему с непрерывным движением золотых и серебряных денег из одной страны в другую. 
С развитием капитализма происходит укрепление единства и обособление национальных хозяйств. Складываются суверенные национальные денежные системы, в рамках которых становится возможным заменить золотые монеты в обращении банкнотами и бумажными деньгами. Появляются и быстро развиваются кредитные деньги, которые вступают в тесное взаимодействие с металлической денежной системой, и на этой основе формируются единые национальные денежные хозяйства. Надежность и устойчивость их действия обеспечивается благодаря распространению золотого стандарта в качестве принципа их построения.

Важным феноменом в  международной валютной системе  во второй половине ХХ в. стало появление  и распространение сферы действия международных композитных денежных единиц. Первой такой единицей стали СДР, затем в Европейском союзе появилась ЭКЮ, которую теперь заменило "евро". 
Специальные права заимствования (Special Drawing Rights) - СДР - искусственно созданная международная денежная единица, которая вначале предназначалась для выпуска и наделения ею стран, испытывающих нехватку денежных ресурсов для устранения дефицита платежного баланса. Соглашение о СДР вступило в силу с 1 января 1970 г. Первоначально единица СДР приравнивалась к доллару, и ее золотое содержание было установлено в размере 0,888671 г. золота. После крушения бреттонвудсской валютной системы, с середины 1978 г. содержание СДР стало определяться как средневзвешенная величина на основе курсов 16 валют, а с 1981 г. - на основе 5 валют. С 1978 г. СДР официально применяется в качестве эталона ценности валют, то есть как международная счетная единица, выполняющая роль универсальной меры ценности. 
ЭКЮ - региональная международная счетная денежная единица Европейского Союза (European Currency Unit), в буквальном переводе означает - европейская денежная единица. Введена в рамках соглашения о создании Европейской валютной системы (ЕВС) в марте 1979 г. Для обеспечения и поддержания устойчивости ЭКЮ был основан валютный фонд. Половина этого фонда была образована за счет взносов стран- участниц ЕВС в золоте и долларах США в размере 20% их официальных валютных резервов, а вторая половина за счет взносов в их национальных валютах. Содержание единицы ЭКЮ определяется как средневзвешенная величина курсов валют 12 стран ЕС. Действительная надежность ЭКЮ определяется устойчивым развитием экономики и продвижением интеграционных процессов в ЕС. 
ЭКЮ - это типичные депозитные деньги. Она существует только в виде записей на счетах центральных банков стран ЕС. Но она уже получила широкое распространение в качестве меры ценности и за пределами ЕС. ЭКЮ употребляется в качестве валюты цены во многих торговых контрактах, а также при установлении величины неторговых платежей, взносов в европейские организации и т.п. В России таможенные тарифы на многие товары устанавливаются в ЭКЮ. 
"Евро " - новая международная региональная денежная единица ЕС ("euro"), которая предназначена стать единой валютой в рамках ЕС. Ее введение предусматривает ряд последовательных мер в рамках трехэтапной программы построения экономического и валютного союза ЕС, начатой еще в 1990 г. Действия, непосредственно касающиеся введения "евро", начались в 1998 г. В мае было принято решение о вхождении в валютный союз 11 стран-членов ЕС. Обменные курсы валют этих стран были твердо зафиксированы по отношению друг к другу. Был образован Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) и подготовлен ряд необходимых нормативных документов. С 1 января 1999 г. участники валютного союза перешли к единой валюте "евро", а функции валютного регулирования перешли от национальных центральных банков к ЕЦБ. В период до конца 2001 г. "евро" использовалась в банковских операциях, безналичных расчетах, а также для проведения единой валютной политики ЕС, размещения новых выпусков государственных ценных бумаг. В течение этого периода любое физическое и юридическое лицо может по своему выбору проводить платежи в "евро" или в национальных валютах стран-членов ЕС. С 1 января по 30 июня 2002 г. предусмотрено начало циркуляции банкнот и монет "евро", и последующая постепенная замена национальных денежных единиц на единую европейскую валюту. Успешное проведение этого мероприятия будет означать завершение перехода. Национальные денежные знаки стран, вошедших в валютный союз, с этого времени утратят все свои функции, и "евро" станет единственным законным платежным средством в пределах валютного союза.

Информация о работе Виды мировых денег