Виды мировых денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:46, контрольная работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция - характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX века она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран-членов интеграционных группировок.

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Участие РФ в  международных валютно-кредитных  и финансовых организациях.

До начала 1990-х годов Россия не состояла членом Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Участие в этих организациях в принципе открывает более широкие возможности для получения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, поскольку соглашения с МВФ являются положительным сигналом для других инвесторов. Достижение соглашений с МВФ также позволяет прийти к соглашениям о переоформлении российской внешней задолженности, большая часть которой представляет долги бывшего СССР, с Парижским и Лондонским клубами.

Весьма важно и то, что, будучи членом международных валютно-финансовых и кредитных организаций, Россия приобщается к богатому опыту  регулирования валютной, кредитной  и финансовой сфер, накопленному мировым  сообществом.

Однако вступление в международные организации, в частности в МВФ, налагает на Россию обязательства, выполнение которых требует принятия в ряде случаев трудных политических решений.

В 1995 г. МВФ предоставил России сроком на 1 год кредит стенд-бай на сумму 4313,1 млн SDR, что равно ее квоте, под осуществление программы стабилизации экономики. Ход реализации программы отслеживался ежемесячно, а не ежеквартально, как это обычно принято. Однако отношения России с МВФ складывались не всегда благоприятно. В некоторых случаях, оценивая усилия российского правительства по реформированию экономики как недостаточные, Фонд или отказывался предоставлять обещанные кредиты, или замораживал их предоставление.

Согласившись с просьбой России в начале 1996 г. о выделении нового крупного займа сроком на 3 года в рамках механизма расширенного кредитования, МВФ уже в июле 1996 г. отложил перевод очередной, пятой части 10-миллиардного долларового кредита на сумму 330 млн долл. В качестве причины указывалось невыполнение российским правительством условий, ранее согласованных с МВФ: был превышен бюджетный дефицит; пополнение доходов бюджета за счет сбора налогов оказалось значительно ниже планируемого. Однако в дальнейшем было найдено компромиссное решение. Тем не менее уже в конце 1996 г. ситуация практически повторилась. В октябре 1996 г. МВФ объявил о том, что откладывает перевод шестого транша на сумму 340 млн долл. Это решение было принято Фондом после визита в Москву делегации экспертов для ознакомления с ходом выполнения согласованной с МВФ программы. После 2000 г. ситуация изменилась: Россия перестала брать кредиты и начала плавное их погашение. К апрелю 2005 г. Россия сумела выплатить весь оставшийся долг перед МВФ (3,6 млрд долл. на начало 2005 г.).

Став членом МБРР, Россия обрела новый  источник финансовых средств. В середине 1990-х банк предоставлял РФ кредиты на общую сумму до 2 млрд долл. в год. Суммарный объем ресурсов, которые банк согласился выделить России достиг, по данным На 1 апреля 2005 г., почти 5,5 млрд долл. Только Китай и Индия получают от Всемирного банка больший объем ресурсов. В основном кредиты банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку экономических реформ в России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских предприятий, приобретая часть их акций.

Сотрудничество России с Европейским банком реконструкции  и развития в последние годы развивается  вполне успешно. Ресурсы, предоставленные  банком, используются для поддержки нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего бизнеса. Одной из крупных программ, суммарная стоимость которой оценивается в 520 млн долл., стало создание региональных венчурных фондов. Основная часть средств фондов направляется предприятиям, выпускающим потребительские товары. Запрещается делать вложения в производство табачных изделий, алкогольных напитков, оружия, а также в игорные дома и ряд других сфер.

Одно из направлений  деятельности ЕБРР в России — приобретение им акций российских банков, в том числе региональных. Российские банки стремятся расширять сотрудничество с ЕБРР, поскольку это будет способствовать, в частности, улучшению расчетов по экспортно-импортным операциям. ЕБРР приобретен пакет акций Российского банка проектного финансирования. Кредитные линии открыты нескольким российским банкам, в том числе Московскому международному банку, а также Кузбассоцбанку. Партнерство ЕБРР с  Кузбассонбанком в сфере кредитования малого бизнеса, начавшееся еще в 1994 г., оказалось достаточно успешным. Некоторые программы в России ЕБРР ведет совместно с МБРР. Так,  продолжается осуществление проекта развития финансовых учреждений, который Правительство РФ реализует за счет займов от МБРР (200 млн долл.) и ЕБРР (100 млн). В результате должны повыситься надежность ряда ведущих российских банков, расшириться и улучшиться набор предоставляемых ими услуг.

В дальнейшем российские банки — участники проекта смогут воспользоваться средствами двух других займов МБРР и ЕБРР, которые предусматривают стимулирование средне- и долгосрочных инвестиций в российскую промышленность.

В ряде случаев ЕБРР принимает  на себя риск, от которого отказываются частные коммерческие банки. Примером может служить кредитование банком ряда российских судостроительных компаний.

Россия, переживающая в  конце XX — начале XXI в. нелегкий период утверждения рыночных начал в  экономике, может использовать свое членство в международных валютно-кредитных и финансовых организациях для более целенаправленного и быстрого, но в то же время и менее болезненного перехода к новым формам хозяйствования-Резюме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Валютные ценности, валютное регулирование, валютный контроль.

Валютное регулирование  и валютный контроль основываются на Федеральном законе «О валютном регулировании  и валютном контроле» от 10.12.03, который  определяет основные понятия: валюта РФ, иностранная валюта, внутренние ценные бумаги, внешние ценные бумаги, валютные ценности, резиденты, нерезиденты, уполномоченные банки; валютные операции, специальный счет, валютные биржи.

В рамках осуществления  внешнеэкономической деятельности возникают валютные отношения. Эти  отношения устанавливаются между  определенными субъектами по поводу определенных объектов, и эти отношения должны подчиняться определенным правилам.

Субъектами валютных отношений выступают резиденты  и нерезиденты.

Резидентами РФ признаются:

  1. физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
  2. постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
  3. юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
  4. находящиеся за пределами РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов – юридических лиц;
  5. дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
  6. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в валютных отношениях.

Нерезидентами РФ признаются:

  1. физические лица, не являющиеся резидентами РФ;
  2. юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами РФ;
  3. организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами РФ;
  4. аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  5. межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;
  6. находящиеся в РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов;
  7. иные лица, не указанные в перечне резидентов.

Объекты валютных отношений:

  1. валюта РФ:
    1. денежные знаки в виде банкнот и монет Центрального банка РФ находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
    2. средства на банковских счетах и в банковских вкладах;
  2. иностранная валюта:
    1. денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
    2. средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;
  3. внутренние ценные бумаги:
    1. эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ;
    2. иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ;
  4. внешние ценные бумаги – ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам.

ЦБ РФ не может устанавливать  одновременно применительно к одному виду операций обоих этих требований.

Важно, что резиденты  могут осуществлять расчеты через  свои счета в любой инвалюте с  проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой инвалюте был открыт счет.

Профессиональные участники  рынка ценных бумаг открывают  в уполномоченных банках специальные  брокерские счета для учета денежных средств нерезидентов.

Уполномоченные банки, являющиеся профессиональными участниками  рынка ценных бумаг, самостоятельно открывают и ведут специальные  брокерские счета для учета денежных средств своих клиентов-нерезидентов.

Порядок открытия и ведения  таких счетов устанавливается ЦБ РФ и может предусматривать установление требования об обязательном полном или частичном поддержании уполномоченными банками, в которых открыты указанные счета, остатка денежных средств на корсчете в ЦБ РФ, равного совокупному остатку денежных средств на специальных брокерских счетах.

Законом определен особый порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ валютных ценностей, рублей и  внутренних ценных бумаг.

Так, ввоз инвалюты и внешних  ценных бумаг в документарной  форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ.

Физические лица, как  резиденты, так и нерезиденты, могут  вывозить из РФ валюту, а также внешние  ценные бумаги, ранее ввезенные, пересланные  или переведенные в РФ, при соблюдении требований таможенного законодательства РФ в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в РФ. Они имеют право единовременно вывозить из РФ наличную инвалюту в сумме в эквиваленте не более 10 тыс. долл. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в РФ либо приобретена в РФ.

При единовременном вывозе из РФ физическими лицами наличной инвалюты в сумме в эквиваленте:

  • до 3 тыс. долл. – не подлежит декларированию;
  • свыше 3 тыс. долл. – подлежит декларированию на всю сумму вывоза.

Единовременный вывоз  из РФ физическими лицами наличной инвалюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл., не допускается, за исключением случаев вывоза валюты, ранее ввезенной, пересланной или переведенной в РФ, при соблюдении требований таможенного законодательства в пределах, указанных в таможенной декларации.

Ввоз и пересылка в РФ и вывоз и пересылка из РФ рублей и внутренних ценных бумаг осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ и может предусматривать требование о предварительной регистрации.

В настоящем параграфе  не раз говорилось о процедуре  резервирования. Требование о резервировании может выдвигать любой орган  валютного регулирования, но общий  порядок резервирования и возврата суммы резервирования устанавливается  лишь ЦБ РФ.

Предусматриваются разные условия резервирования. Однако применительно к одной операции нельзя устанавливать более одного требования о резервировании.

Резиденты и нерезиденты  вносят сумму резервирования в размере  и на срок, которые определены органом  валютного регулирования, на отдельный счет в уполномоченном банке. Резервирование осуществляется в рублях по официальному курсу ЦБ РФ на день внесения суммы резервирования.

Для расчета суммы  резервирования по операции с внешними и (или) внутренними ценными бумагами принимается определенная на день внесения резерва их стоимость равная:

Информация о работе Виды мировых денег