Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:46, контрольная работа
Международная экономическая интеграция - характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX века она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран-членов интеграционных группировок.
Участие РФ в
международных валютно-
До начала 1990-х годов Россия не состояла членом Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Участие в этих организациях в принципе открывает более широкие возможности для получения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, поскольку соглашения с МВФ являются положительным сигналом для других инвесторов. Достижение соглашений с МВФ также позволяет прийти к соглашениям о переоформлении российской внешней задолженности, большая часть которой представляет долги бывшего СССР, с Парижским и Лондонским клубами.
Весьма важно и то, что, будучи
членом международных валютно-
Однако вступление в международные организации, в частности в МВФ, налагает на Россию обязательства, выполнение которых требует принятия в ряде случаев трудных политических решений.
В 1995 г. МВФ предоставил России сроком на 1 год кредит стенд-бай на сумму 4313,1 млн SDR, что равно ее квоте, под осуществление программы стабилизации экономики. Ход реализации программы отслеживался ежемесячно, а не ежеквартально, как это обычно принято. Однако отношения России с МВФ складывались не всегда благоприятно. В некоторых случаях, оценивая усилия российского правительства по реформированию экономики как недостаточные, Фонд или отказывался предоставлять обещанные кредиты, или замораживал их предоставление.
Согласившись с просьбой России в начале 1996 г. о выделении нового крупного займа сроком на 3 года в рамках механизма расширенного кредитования, МВФ уже в июле 1996 г. отложил перевод очередной, пятой части 10-миллиардного долларового кредита на сумму 330 млн долл. В качестве причины указывалось невыполнение российским правительством условий, ранее согласованных с МВФ: был превышен бюджетный дефицит; пополнение доходов бюджета за счет сбора налогов оказалось значительно ниже планируемого. Однако в дальнейшем было найдено компромиссное решение. Тем не менее уже в конце 1996 г. ситуация практически повторилась. В октябре 1996 г. МВФ объявил о том, что откладывает перевод шестого транша на сумму 340 млн долл. Это решение было принято Фондом после визита в Москву делегации экспертов для ознакомления с ходом выполнения согласованной с МВФ программы. После 2000 г. ситуация изменилась: Россия перестала брать кредиты и начала плавное их погашение. К апрелю 2005 г. Россия сумела выплатить весь оставшийся долг перед МВФ (3,6 млрд долл. на начало 2005 г.).
Став членом МБРР, Россия обрела новый источник финансовых средств. В середине 1990-х банк предоставлял РФ кредиты на общую сумму до 2 млрд долл. в год. Суммарный объем ресурсов, которые банк согласился выделить России достиг, по данным На 1 апреля 2005 г., почти 5,5 млрд долл. Только Китай и Индия получают от Всемирного банка больший объем ресурсов. В основном кредиты банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку экономических реформ в России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских предприятий, приобретая часть их акций.
Сотрудничество России с Европейским банком реконструкции и развития в последние годы развивается вполне успешно. Ресурсы, предоставленные банком, используются для поддержки нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего бизнеса. Одной из крупных программ, суммарная стоимость которой оценивается в 520 млн долл., стало создание региональных венчурных фондов. Основная часть средств фондов направляется предприятиям, выпускающим потребительские товары. Запрещается делать вложения в производство табачных изделий, алкогольных напитков, оружия, а также в игорные дома и ряд других сфер.
Одно из направлений деятельности ЕБРР в России — приобретение им акций российских банков, в том числе региональных. Российские банки стремятся расширять сотрудничество с ЕБРР, поскольку это будет способствовать, в частности, улучшению расчетов по экспортно-импортным операциям. ЕБРР приобретен пакет акций Российского банка проектного финансирования. Кредитные линии открыты нескольким российским банкам, в том числе Московскому международному банку, а также Кузбассоцбанку. Партнерство ЕБРР с Кузбассонбанком в сфере кредитования малого бизнеса, начавшееся еще в 1994 г., оказалось достаточно успешным. Некоторые программы в России ЕБРР ведет совместно с МБРР. Так, продолжается осуществление проекта развития финансовых учреждений, который Правительство РФ реализует за счет займов от МБРР (200 млн долл.) и ЕБРР (100 млн). В результате должны повыситься надежность ряда ведущих российских банков, расшириться и улучшиться набор предоставляемых ими услуг.
В дальнейшем российские банки — участники проекта смогут воспользоваться средствами двух других займов МБРР и ЕБРР, которые предусматривают стимулирование средне- и долгосрочных инвестиций в российскую промышленность.
В ряде случаев ЕБРР принимает на себя риск, от которого отказываются частные коммерческие банки. Примером может служить кредитование банком ряда российских судостроительных компаний.
Россия, переживающая в конце XX — начале XXI в. нелегкий период утверждения рыночных начал в экономике, может использовать свое членство в международных валютно-кредитных и финансовых организациях для более целенаправленного и быстрого, но в то же время и менее болезненного перехода к новым формам хозяйствования-Резюме.
Валютные ценности, валютное регулирование, валютный контроль.
Валютное регулирование и валютный контроль основываются на Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03, который определяет основные понятия: валюта РФ, иностранная валюта, внутренние ценные бумаги, внешние ценные бумаги, валютные ценности, резиденты, нерезиденты, уполномоченные банки; валютные операции, специальный счет, валютные биржи.
В рамках осуществления
внешнеэкономической
Субъектами валютных отношений выступают резиденты и нерезиденты.
Резидентами РФ признаются:
Нерезидентами РФ признаются:
Объекты валютных отношений:
ЦБ РФ не может устанавливать одновременно применительно к одному виду операций обоих этих требований.
Важно, что резиденты могут осуществлять расчеты через свои счета в любой инвалюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой инвалюте был открыт счет.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг открывают в уполномоченных банках специальные брокерские счета для учета денежных средств нерезидентов.
Уполномоченные банки,
являющиеся профессиональными участниками
рынка ценных бумаг, самостоятельно
открывают и ведут специальные
брокерские счета для учета денежных
средств своих клиентов-
Порядок открытия и ведения таких счетов устанавливается ЦБ РФ и может предусматривать установление требования об обязательном полном или частичном поддержании уполномоченными банками, в которых открыты указанные счета, остатка денежных средств на корсчете в ЦБ РФ, равного совокупному остатку денежных средств на специальных брокерских счетах.
Законом определен особый порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ валютных ценностей, рублей и внутренних ценных бумаг.
Так, ввоз инвалюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ.
Физические лица, как резиденты, так и нерезиденты, могут вывозить из РФ валюту, а также внешние ценные бумаги, ранее ввезенные, пересланные или переведенные в РФ, при соблюдении требований таможенного законодательства РФ в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в РФ. Они имеют право единовременно вывозить из РФ наличную инвалюту в сумме в эквиваленте не более 10 тыс. долл. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в РФ либо приобретена в РФ.
При единовременном вывозе из РФ физическими лицами наличной инвалюты в сумме в эквиваленте:
Единовременный вывоз из РФ физическими лицами наличной инвалюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл., не допускается, за исключением случаев вывоза валюты, ранее ввезенной, пересланной или переведенной в РФ, при соблюдении требований таможенного законодательства в пределах, указанных в таможенной декларации.
Ввоз и пересылка в РФ и вывоз и пересылка из РФ рублей и внутренних ценных бумаг осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ и может предусматривать требование о предварительной регистрации.
В настоящем параграфе не раз говорилось о процедуре резервирования. Требование о резервировании может выдвигать любой орган валютного регулирования, но общий порядок резервирования и возврата суммы резервирования устанавливается лишь ЦБ РФ.
Предусматриваются разные условия резервирования. Однако применительно к одной операции нельзя устанавливать более одного требования о резервировании.
Резиденты и нерезиденты вносят сумму резервирования в размере и на срок, которые определены органом валютного регулирования, на отдельный счет в уполномоченном банке. Резервирование осуществляется в рублях по официальному курсу ЦБ РФ на день внесения суммы резервирования.
Для расчета суммы резервирования по операции с внешними и (или) внутренними ценными бумагами принимается определенная на день внесения резерва их стоимость равная: