Влияние финансов на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т. п. – такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого из нас.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.65 Кб (Скачать файл)

Основным финансовым фондом страны, обеспечивающим образование, распределение  и использование централизованных фондов денежных средств как обязательного  условия функционирования любого государства, является государственный бюджет. Наряду с государственными бюджетами существенную роль играют внебюджетные фонды. Вместе они составляют государственные  финансы страны.

Финансовые ресурсы сектора  государственного управления формируются  главным образом за счет налогов  и отчислений, уплачиваемых предприятиями, организациями и домашними хозяйствами.

Средства, мобилизуемые посредством  государственных финансов, используются для расходов на общегосударственные  нужды, которые не могут быть удовлетворены  за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся  государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Аккумуляция средств  в бюджете позволяет государству  осуществлять социальные программы, направленные на развитие человека, культуры, здравоохранения, образования, на поддержку семей  с низкими доходами, решение жилищной проблемы. Собирая и распределяя  денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося рыночного  механизма, воздействовать на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики.

Государство осуществляет свои функции не в целях получения  коммерческой выгоды или прибыли, а  для обеспечения коллективного  потребления. В этом плане государственные  финансы отражают взаимоотношения  между государством, с одной стороны, и юридическими лицами и домашними  хозяйствами, с другой, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства  и использования этих средств  в интересах налогоплательщиков.1

Государственные финансы  занимают определенное место и играют определенную роль в общей системе  экономической и политической жизни  страны, мобилизуя денежные ресурсы  для выполнения государством своих  функций.

Основными функциями государства, обеспечивающими нормальное политическое, экономическое и социальное развитие, являются:

Оказание государственных  услуг общего назначения включает функционирование органов государственной власти, оборону, общественный порядок, защиту прав собственности и гражданских прав населения.

Обеспечение законодательных  основ страны предполагает наряду с выработкой и реализацией законов организацию их исполнения. В отношении экономики законодательство формирует институциональные основы рынка и определяет пропорции дополняющих друг друга рыночного и государственного механизмов обеспечения рыночного хозяйства.

Разделение полномочий между  законодательной, исполнительной и  судебной ветвями власти, между центральными, региональными и местными органами власти, принятие таких основополагающих актов, как Гражданский кодекс, законов  об акционерных обществах, ценных бумагах, земле, ипотеке, векселях, Налоговый  кодекс и т. п., должно обеспечить устойчивую систему, сдерживающую волюнтаристсткие действия государственных органов, и создать хозяйственно-правовые основы для деятельности в условиях рынка. Полномочия между различными структурами могут быть разделены по-разному. Однако важно не только четко сформулировать законодательные нормы, но и обеспечить их непротиворечивость, устойчивость и практическую реализацию. Доверие к законодательным установлениям, последовательное проведение в жизнь принятых законов и предсказуемость действий государственных органов, руководствующихся законами, не менее важны, чем сами законы. Коррумпированность государственного аппарата и высокая преступность подрывают основы рыночного хозяйствования, ведут к формированию теневой экономики.

Разработка и  реализация экономической политики призвана обеспечить макроэкономическую и социально-политическую стабильность и создание благоприятных условий для экономического и социального развития. На основе системы регулирования государство способно активно воздействовать на характер и результаты рыночной деятельности в интересах общества в целом.

Большинство ныне развитых стран на ранних стадиях развития использовали те или иные способы  протекционизма и стимулирования развития рынка. В относительно недавнем прошлом  Япония, Южная Корея, ряд других стран  в дополнение к созданию институциональных  основ рынка использовали различные  методы поддержки экономики своих  стран. Для этих целей использовались, в частности, субсидии для стратегических направлений развития, содействие развитию инфраструктуры, различные формы  содействия экспорту, защиты внутреннего  рынка. В зависимости от конкретных условий проводилась та или иная валютная, торговая, кредитная финансово-промышленная политика. Проведение этих мер базировалось на эффективной деятельности сильного государства.

Государство обеспечивает взаимодействие и регулирование отношений с другими странами путем участия в ООН, МОТ, ЮНЕСКО, (ТО, международных финансовых и кредитных организациях, а в региональных организациях и на двусторонней основе в политической, военной, культурной, экономической и иных сферах.

Проблемы регулирования  интеграции в мировую экономику  приобрели особую актуальность в  конце XX — начале XXI вв. Развитие международной торговли и движение капиталов дали импульс к усилению вовлеченности стран в мировые экономические процессы. Это связано с появлением новых информационных систем, сокращением налогообложения, стремлением преодолеть ограничения государственных органов внутри отдельных стран, возможностями и желанием высокоразвитых стран использовать свои преимущества, обусловленные выпуском продукции более высоких стадий обработки, высокотехнологичной и наукоемкой, а также широкими возможностями использования международных валютных и фондовых рынков.

Государственное регулирование охраны окружающей среды осуществляется на основе государственных законодательных норм, бюджетных расходов самого государства, воздействия на частное предпринимательство с помощью рыночных механизмов, привлечения внимания общественного мнения, средств массовой информации и др.

Наиболее общими предпосылками  эффективности государства являются следующие:

- объем осуществляемых  государством функций и реализуемые  им меры должны соответствовать  экономическому потенциалу, финансовым  ресурсам и социально-политической  обстановке в стране;

- используемые меры и  механизмы должны быть работоспособными  и содействовать улучшению экономической  ситуации;

- работа госаппарата должна  улучшаться, при этом имеется  в виду нацеливание его на  решение проблем общества в  целом, преодоление интересов  отдельных групп и слоев населения,  не совпадающих с общенациональными,  ликвидация коррупции. 

Средством решения проблемы соответствия роли государства его  экономическому и финансовому потенциалу является корректировка сферы обязанностей государства, сужение или расширение сферы его ответственности. Такая  корректировка может производиться  на основе изменения финансируемых  и выполняемых государством функций  по обеспечению предоставляемых  им благ и услуг, снятия существующих или принятия новых обязательств, требующих государственных расходов.

 
2.2 Финансы  в сфере производства

Финансы хозяйствующих субъектов, к которым относятся коммерческие и некоммерческие организации, представляют собой выражаемые в денежном измерителе экономические отношения, возникающие в процессе учреждения этих организаций, в ходе производства и реализации продукции, оказания работ и услуг, формирования оборотных и внеоборотных активов, привлечения различных источников финансирования, распределения и использования привлеченнных средств.

Таким образом, финансы хозяйствующих  субъектов как часть общей финансовой системы охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в стоимостном намерении.

В процессе управления предприятием, организацией, учреждением и соответственно их финансовой деятельностью важную роль играет устанавливаемый Гражданским  кодексом РФ их статус юридического лица. т. е. лица, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает но своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с действующим  законодательством предприятие, организация, учреждение представляет собой единый имущественный комплекс, который  в ходе хозяйственной деятельности может входить в хозяйственные взаимоотношения, быть объектом залога, аренды и других сделок, связанных с отчуждением, установлением, изменением и прекращением вещных прав. Это находит адекватное отражение в денежном обороте предприятия, учреждения, организации.

Юридическое лицо должно иметь  самостоятельный баланс или смету  и вести предусмотренную законодательством  финансовую отчетность, отражающую хозяйственную деятельность.

Извлечение прибыли как  основная цель деятельности является отличительной чертой коммерческой организации; некоммерческая организация (учреждение) такую цель в качестве основной не преследует и полученную прибыль между учредителями и участниками не распределяет.

Коммерческие организации (предприятия) в настоящее время  соз. даются в одной из следующих  организационно-правовых -форм: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия.

Некоммерческие организации  создаются в таких организационно-правовых формах: общественные и религиозные организации (объединения); учреждения, финансируемые собственником; благотворительные и иные фонды; ассоциации и союзы; другие формы (организационно-правовые формы некоммерческих организаций более гибкие и менее жестко определены законом).

Первоначальное формирование финансовых средств, необходимых для  осуществления деятельности, определяемой уставом, происходит в момент учреждения организации, когда образуется уставный капитал (для коммерческих организаций) или уставный фонд (для некоммерческих организаций). Источниками их формирования в зависимости от выбранной организационно-правовой формы хозяйствования выступают средства акционеров, членов товариществ и кооперативов, бюджетные средства, первоначальные взносы и пожертвования физических и юридических лиц.

Дополнительные источники  поступлений финансовых ресурсов и  направления их использования определяются целевой и функциональной (уставной) деятельностью организации.

 

2.3. Финансы  домохозяйств

В составе общих финансов выделяют финансы домашних хозяйств. Современная экономика не может существовать без них. Финансы домашних хозяйств отражают уровень развития производственных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов домохозяйств. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы домохозяйств характеризуются устойчивостью и стабильностью; стимулируют развитие производства жизни граждан страны.

Финансы домашних хозяйств по концепциям некоторых экономистов  являются элементом или звеном финансовой системы. Понятие "домохозяйство" охватывает совместно проживающих  людей, ведущих общее хозяйство. Как правило, это семья. Однако, домохозяйство  может включать и лиц, не являющихся родственниками (совместно проживающих  домашней работницы, работника крестьянско-фермерского  хозяйства и т.д.), но вносящих свою долю дохода (в части питания и  проживания) в общий бюджет домашнего  хозяйства. Домохозяйство может  состоять и из одного человека, имеющего свой источник дохода. Так, по данным микропереписи  населения 2005 г. - 19% домохозяйств состоят  из 1-го человека, 26% - из 2-х, 23% - из 3-х, 20% - из 4-х и 12% - из 5-ти и более человек. Более 90% населения проживает в  семейных домашних хозяйствах, состоящих  из одной семьи (83%), из двух и более  семей (7%).

Финансы домашнего хозяйства (домохозяйства), как и финансы общества в целом, представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов этого хозяйства и их воспроизводства. Являясь звеном в финансовой системе на уровне отдельной семьи, они выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества. В отличие от финансов коммерческих предприятий и организаций, имеющих решающие значение в создании, первичном распределении и использовании стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, финансы домохозяйства пока не стали приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений.

Сущность финансов домашних хозяйств находит свое проявление в функциях. В настоящее время они выполняют две базовые функции:

1) Обеспечение жизненных потребностей домашнего хозяйства (в частности семьи) – это изначальная и главная функция финансов домохозяйства, она создает реальные условия существования членов данного хозяйства. Развитие рыночных отношений существенно повлияло на форму проявления этой функции – так, в период натурального хозяйства продукция, создаваемая членами хозяйства, удовлетворяла их потребности, и обмен излишками продукции возникал редко, в небольшом количестве и по соседству.

2) Распределительная функция - это первичное распределение национального дохода и формирование первичных доходов хозяйства, когда создаются первичные доходы в виде зарплаты, пенсий, пособий. В это же время, средства внутри домохозяйства распределяются между членами хозяйства через формирование, распределение и использование денежных фондов. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами хозяйства и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

Информация о работе Влияние финансов на экономику