Влияние финансов на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т. п. – такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого из нас.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.65 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

Современное толкование понятия "финансовые отношения" позволяет  определять их как органическую составную  часть производственных отношений, которые выражают экономические  связи в денежной форме между  государством и отдельными субъектами хозяйствования.

Одним из главных звеньев  финансовых отношений является государственный  бюджет. С его помощью правительство  концентрирует в своих руках  значительную часть национального  дохода, перераспределяемого финансовыми  методами. В этом звене сосредотачиваются  крупнейшие и наиболее важные в политическом и экономическом отношении доходы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и  влияние которых в последние  годы неуклонно повышаются. Центральное  место в этом звене занимают местные  бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и которым  дана определенная самостоятельность.

В настоящее время очевидна общая тенденция современности - повышение роли финансов в механизмах государственного регулирования воспроизводства. Это связано с наличием целого ряда причин и, в первую очередь, с  признанием все большим числом стран  мира ценностей социальной рыночной экономики. В свою очередь централизация  денежных ресурсов, позволяющая поддерживать определенный жизненный уровень  социально незащищенных слоев населения, повышает, в конечном счете, совокупное потребление общества. Последнее, в  свою очередь, является фактором повышения  эффективности производства. С помощью  финансов может обеспечиваться первоочередное развитие прогрессивных звеньев  экономики, ограничиваться деятельность монополий, могут смягчаться потери просчетов при определении рыночной конъюнктуры, регулироваться уровни производства и безработицы. Перечисленные мероприятия  поддерживают социально-экономическую стабильность и сбалансированное развитие на микроуровне, оказывают существенное воздействие на темпы экономического роста и эффективность хозяйствования в целом, на обеспечение непрерывности воспроизводства.

Очевидно, что, воздействуя  на "выравнивание" финансовых отношений (используя возможности государства), можно быстро и с малыми затратами (для общества) исправлять перекосы в воспроизводственной динамике, а без финансов, финансовых отношений  невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру  экономики, стимулировать внедрение  научно-технических достижений, удовлетворять  другие общественные потребности - т.е. создавать условия для устойчивого  развития экономики в масштабах  всей страны.

В свою очередь изменение  социально-экономических условий  жизни общества влияет и на характер финансовых отношений.

Тем самым в российской экономике стало самовоспроизводиться глобальное макроструктурное неравновесие между спросом и предложением, были деформированы отношения между  субъектами экономики по поводу аккумуляции  и использования фондов денежных средств (финансовые отношения).

Для того чтобы приспособиться к новым экономическим условиям, все субъекты финансовых отношений  в значительной степени изменили модель своего поведения (по сравнению  со своими действиями в плановой экономике), что изменило и характер финансовых отношений между ними.

Изменения в характере  финансовых отношений между государством и домашними хозяйствами проявились в форме уменьшения объемов и  интенсивности финансовых потоков, направляемых государством домашним хозяйствам, из-за сокращения ассигнований на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, науку и культуру, что стало  одной из основных причин резкого ухудшения социальной обстановки в стране, снижения жизненного уровня населения.

Предприятия наибольшее внимание стали уделять самостоятельному решению своих финансовых проблем, что означало кардинальное изменение  финансовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами: последние  в условиях командной экономики  практически полностью находились на государственном обеспечении.

Также значительные изменения  претерпели финансовые отношения субъектов  хозяйствования между собой: значительно  возросли объемы взаимных неплатежей, сократились инвестиционные и кредитные  финансовые потоки между предприятиями..

Все эти негативные явления  резко сужали возможности нормального  развития финансовых отношений, что  отдаляло перспективы устойчивого  экономического роста, деформируя нормальный воспроизводственный процесс.

Очевидно, что в сложившихся  условиях необходимо было усиление роли государства по исправлению возникших  деформаций.

Как известно, систему общественного  воспроизводства образует функциональная совокупность отдельных элементов  и процессов социальной действительности. Воспроизводственный процесс на макроуровне - суть непрерывное развитие натурально-вещественных и стоимостных  форм движения экономических ресурсов, их кругооборот и предпосылка  обеспечения целостного функционирования всей социально-экономической общественной системы.

В последней существует определенное экономическое пространство, а именно - сегмент непривлекательных для  частного бизнеса товаров и услуг, в которых рыночный механизм не срабатывает  ввиду отсутствия или искажения  ценовых сигналов. Это накладывает  целый ряд ограничений на ход  воспроизводственного процесса, порождает  объективную потребность в производстве общественных товаров и услуг -благ, которые потребляются субъектами общественной системы, но оплата которых индивидуально каждым пользователем на основе соотношения спроса и предложения невозможна (нерациональна) с позиций совокупных интересов.

Все это указывает на факт существования в хозяйственном  механизме, помимо рынка, еще одного звена, осуществляющего функции, которые  рыночная организация производства в принципе не может реализовать  либо выполняет с меньшим для  общества эффектом, и доказывает, что  целесообразность централизованного (государственного) вмешательства в  обеспечение устойчивого развития экономики общественной системы  осознанна.

Государственное регулирование  воспроизводственного процесса трактуется как совокупность действий властных структур, корректирующих функционирование системы общественного воспроизводства  для обеспечения ее стабильного, устойчивого развития. Осуществление  централизованного воздействия  на экономику и социальную сферу  во многом зависит от ресурсного обеспечения  проводимых мероприятий

Поскольку в условиях товарного  производства удовлетворению подавляющей  массы личных, коллективных и общественных потребностей предшествует движение денег, ресурсные возможности для производства и предоставления общественных товаров  и услуг появляются у государства  лишь при наличии специально предназначенных  для этого денежных фондов. Это  дает основание утверждать, что необходимым  условием решения основных задач  системы государственного регулирования  выступает опосредуемый финансовыми  отношениями процесс создания и  использования общегосударственных  фондов денежных средств, а также  определенный набор финансовых методов.

Финансовые методы государственного регулирования экономики - это способы  воздействия финансовых отношений  на хозяйственные процессы. Финансовые методы действуют по двум направлениям: 1) по линии управления движением  финансовых ресурсов: 2) по линии рыночных отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов. К приемам (способам) финансовых методов относятся: планирование, прогнозирование, кредитование, инвестирование, налогообложение, система расчетов, страхование, материальное стимулирование, залоговые, трансфертные, трастовые операции, лизинг, факторинг, аренда, фондообразование и др.

К финансовым рычагам (действие финансового метода) можно отнести  прибыль, доходы, финансовые санкции, амортизационные  отчисления, цены, арендную плату, дивиденды, процентные ставки, инвестиции, взносы, формы расчетов, виды кредитов, целевые  фонды и т.п.

Возникновение различных  финансовых методов регулирования  экономики является ответной реакцией на требования макро- и микроэкономик  конкретной страны. Финансовыми методами (финансовыми регуляторами) обеспечения  устойчивого развития экономики  являются: налоги и неналоговые платежи  в бюджет: финансовые льготы и санкции: эксплуатационные расходы бюджетных  учреждений; общие и целевые субсидии (включая предназначенные для  оплаты госзаказов): доходы и расходы  внебюджетных фондов: доходы и расходы  государственных предприятий и  организаций.

Преобразование посредством  финансов социально-экономической  ситуации в том или ином направлении  может осуществляться только в ходе конкретного процесса регулирования. Речь идет об организованной государством последовательности конкретных мероприятий  по целенаправленному воздействию  на отдельные сегменты воспроизводства. Таким образом, именно процесс финансового  регулирования, отражая конкретную "устроенность" деятельности, конкретный порядок ее осуществления, свидетельствует  о самом факте перераспределения  стоимости через разнообразные  финансовые формы и методы ее отчуждения и использования.

Продвигаясь в исследовании финансовых отношений от конкретных сторон проявления через обобщение  частных свойств до абстрактных  способов выражения их сущности, можно сделать вывод о наличии логичной взаимосвязи между такими понятиями, как явление общественной жизни, система, механизм и процесс его организации. Применительно к финансовому регулированию это выглядит так, что как явление оно представляет собой организуемую государством деятельность по использованию финансовых отношений по корректировке параметров воспроизводства.

Выявленное взаимопереплетение общественных явлений позволяет, по нашему мнению, конкретизировать взаимосвязь  отдельных сторон воспроизводства  и государственного финансового  регулирования устойчивого развития экономики и заключить, что присутствие  финансов и финансовых методов регулирования  экономики в обществе обусловлено  ни политикой, ни любой другой областью государственной деятельности. Оно  связано с развитием материального  производства, самого человека, его  способности к труду, социально-экономических  отношений, систематически воспроизводящих  необходимость их регулирования.

Необходимо отметить, что  финансовые методы обеспечения устойчивого  развития экономики зависят прежде всего от наличия финансовых ресурсов.

Крайне необходимое для  обеспечения устойчивого развития экономики расширение прямых мер  воздействия на основные элементы воспроизводственного процесса, безусловно, требует увеличения размеров финансирования необходимых  общественных потребностей. Практически  по каждому направлению госрасходов  следует расширять объемы ассигнований. Этот факт еще больше актуализирует  вопрос достаточности финансовых ресурсов.

Компонентом роста финансовых ресурсов могут стать сбережения населения, но от властных структур требуется  их привлечение не просто в качестве кредитного источника, а целенаправленное перераспределение для финансирования производственных инвестиций (посредством  выпуска федеральных, региональных и муниципальных ценных бумаг целевого характера).

Для обеспечения устойчивого  развития экономики страны, помимо уменьшения (ликвидации) дефицита финансовых ресурсов, требуется поддерживать устойчивую сбалансированность между принятым к удовлетворению объемом общественных потребностей и размером денежных средств, аккумулируемых для этого в общегосударственный  фонд.

Формирование нового механизма  хозяйствования в нашей стране предусматривает  не только изменение пропорций перераспределения  денежных средств между государством и субъектами рыночных отношений. Он предполагает принципиальный пересмотр  всей совокупности средств и способов регулирования в целях совершенствования  финансового перераспределения. Меру их соответствия потребностям материального  производства и социального развития, их способность адаптироваться к  реальной ситуации автор относит  к критериям оценки эффективности  функционирования механизма финансового  регулирования социально-экономических  процессов. Следовательно, формирование новых критериев оценки эффективности  финансового регулирования можно  считать четко прослеживающейся закономерностью.

При установлении конкретных форм финансового перераспределения  стоимости обязательным должен быть анализ финансовых затрат и выгод  от различных перераспределительных  систем, их соотношение с общественными  потерями и компенсацией последних. Так, при определении принципов  налоговой политики более предпочтительна  ориентация на налогообложение товаров  с превалирующей эластичностью  предложения в комплексе с  дотированием наименее обеспеченных групп  потребителей. С точки зрения совокупных интересов общества это наиболее оптимальный вариант, ибо минимизируются потери всех участников финансовых отношений.

 

Движение к новому качеству экономического роста невозможно без  проведения структурных преобразований российской экономики. Важным элементом  концепции обеспечения ее устойчивого  роста должна стать смена капиталоемкой  модели развития на трудоемкую и, соответственно, перенесение приоритетов в развитие обрабатывающей промышленности. В этой связи предлагается активно использовать финансовые регуляторы для переориентации экономики на производство потребительских  товаров и услуг, приспособление ее к структуре инвестиционного  спроса, проведение реальной конверсии  военного производства и т.п.

Одна из главных проблем  реформирования финансового механизма - создание экономически обеспеченной финансовой базы для всех национально-государственных  и административно - территориальных  образований.

Информация о работе Влияние финансов на экономику