Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 13:38, курсовая работа
Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т. п. – такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого из нас.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
Современное толкование понятия "финансовые отношения" позволяет определять их как органическую составную часть производственных отношений, которые выражают экономические связи в денежной форме между государством и отдельными субъектами хозяйствования.
Одним из главных звеньев
финансовых отношений является государственный
бюджет. С его помощью правительство
концентрирует в своих руках
значительную часть национального
дохода, перераспределяемого
Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых в последние годы неуклонно повышаются. Центральное место в этом звене занимают местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и которым дана определенная самостоятельность.
В настоящее время очевидна
общая тенденция современности -
повышение роли финансов в механизмах
государственного регулирования воспроизводства.
Это связано с наличием целого
ряда причин и, в первую очередь, с
признанием все большим числом стран
мира ценностей социальной рыночной
экономики. В свою очередь централизация
денежных ресурсов, позволяющая поддерживать
определенный жизненный уровень
социально незащищенных слоев населения,
повышает, в конечном счете, совокупное
потребление общества. Последнее, в
свою очередь, является фактором повышения
эффективности производства. С помощью
финансов может обеспечиваться первоочередное
развитие прогрессивных звеньев
экономики, ограничиваться деятельность
монополий, могут смягчаться потери
просчетов при определении
Очевидно, что, воздействуя
на "выравнивание" финансовых отношений
(используя возможности
В свою очередь изменение
социально-экономических
Тем самым в российской
экономике стало
Для того чтобы приспособиться
к новым экономическим
Изменения в характере
финансовых отношений между государством
и домашними хозяйствами
Предприятия наибольшее внимание
стали уделять самостоятельному
решению своих финансовых проблем,
что означало кардинальное изменение
финансовых отношений между государством
и хозяйствующими субъектами: последние
в условиях командной экономики
практически полностью
Также значительные изменения претерпели финансовые отношения субъектов хозяйствования между собой: значительно возросли объемы взаимных неплатежей, сократились инвестиционные и кредитные финансовые потоки между предприятиями..
Все эти негативные явления резко сужали возможности нормального развития финансовых отношений, что отдаляло перспективы устойчивого экономического роста, деформируя нормальный воспроизводственный процесс.
Очевидно, что в сложившихся условиях необходимо было усиление роли государства по исправлению возникших деформаций.
Как известно, систему общественного воспроизводства образует функциональная совокупность отдельных элементов и процессов социальной действительности. Воспроизводственный процесс на макроуровне - суть непрерывное развитие натурально-вещественных и стоимостных форм движения экономических ресурсов, их кругооборот и предпосылка обеспечения целостного функционирования всей социально-экономической общественной системы.
В последней существует определенное
экономическое пространство, а именно
- сегмент непривлекательных для
частного бизнеса товаров и услуг,
в которых рыночный механизм не срабатывает
ввиду отсутствия или искажения
ценовых сигналов. Это накладывает
целый ряд ограничений на ход
воспроизводственного процесса, порождает
объективную потребность в
Все это указывает на факт
существования в хозяйственном
механизме, помимо рынка, еще одного
звена, осуществляющего функции, которые
рыночная организация производства
в принципе не может реализовать
либо выполняет с меньшим для
общества эффектом, и доказывает, что
целесообразность централизованного
(государственного) вмешательства в
обеспечение устойчивого
Государственное регулирование
воспроизводственного процесса трактуется
как совокупность действий властных
структур, корректирующих функционирование
системы общественного
Поскольку в условиях товарного
производства удовлетворению подавляющей
массы личных, коллективных и общественных
потребностей предшествует движение денег,
ресурсные возможности для
Финансовые методы государственного регулирования экономики - это способы воздействия финансовых отношений на хозяйственные процессы. Финансовые методы действуют по двум направлениям: 1) по линии управления движением финансовых ресурсов: 2) по линии рыночных отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов. К приемам (способам) финансовых методов относятся: планирование, прогнозирование, кредитование, инвестирование, налогообложение, система расчетов, страхование, материальное стимулирование, залоговые, трансфертные, трастовые операции, лизинг, факторинг, аренда, фондообразование и др.
К финансовым рычагам (действие финансового метода) можно отнести прибыль, доходы, финансовые санкции, амортизационные отчисления, цены, арендную плату, дивиденды, процентные ставки, инвестиции, взносы, формы расчетов, виды кредитов, целевые фонды и т.п.
Возникновение различных финансовых методов регулирования экономики является ответной реакцией на требования макро- и микроэкономик конкретной страны. Финансовыми методами (финансовыми регуляторами) обеспечения устойчивого развития экономики являются: налоги и неналоговые платежи в бюджет: финансовые льготы и санкции: эксплуатационные расходы бюджетных учреждений; общие и целевые субсидии (включая предназначенные для оплаты госзаказов): доходы и расходы внебюджетных фондов: доходы и расходы государственных предприятий и организаций.
Преобразование посредством
финансов социально-экономической
ситуации в том или ином направлении
может осуществляться только в ходе
конкретного процесса регулирования.
Речь идет об организованной государством
последовательности конкретных мероприятий
по целенаправленному воздействию
на отдельные сегменты воспроизводства.
Таким образом, именно процесс финансового
регулирования, отражая конкретную
"устроенность" деятельности, конкретный
порядок ее осуществления, свидетельствует
о самом факте
Продвигаясь в исследовании финансовых отношений от конкретных сторон проявления через обобщение частных свойств до абстрактных способов выражения их сущности, можно сделать вывод о наличии логичной взаимосвязи между такими понятиями, как явление общественной жизни, система, механизм и процесс его организации. Применительно к финансовому регулированию это выглядит так, что как явление оно представляет собой организуемую государством деятельность по использованию финансовых отношений по корректировке параметров воспроизводства.
Выявленное взаимопереплетение
общественных явлений позволяет, по
нашему мнению, конкретизировать взаимосвязь
отдельных сторон воспроизводства
и государственного финансового
регулирования устойчивого
Необходимо отметить, что финансовые методы обеспечения устойчивого развития экономики зависят прежде всего от наличия финансовых ресурсов.
Крайне необходимое для
обеспечения устойчивого
Компонентом роста финансовых
ресурсов могут стать сбережения
населения, но от властных структур требуется
их привлечение не просто в качестве
кредитного источника, а целенаправленное
перераспределение для
Для обеспечения устойчивого
развития экономики страны, помимо
уменьшения (ликвидации) дефицита финансовых
ресурсов, требуется поддерживать устойчивую
сбалансированность между принятым
к удовлетворению объемом общественных
потребностей и размером денежных средств,
аккумулируемых для этого в
Формирование нового механизма
хозяйствования в нашей стране предусматривает
не только изменение пропорций
При установлении конкретных
форм финансового перераспределения
стоимости обязательным должен быть
анализ финансовых затрат и выгод
от различных
Движение к новому качеству
экономического роста невозможно без
проведения структурных преобразований
российской экономики. Важным элементом
концепции обеспечения ее устойчивого
роста должна стать смена капиталоемкой
модели развития на трудоемкую и, соответственно,
перенесение приоритетов в
Одна из главных проблем реформирования финансового механизма - создание экономически обеспеченной финансовой базы для всех национально-государственных и административно - территориальных образований.