Внебюджетные фонды РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:56, контрольная работа

Описание работы

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства.

Содержание работы

Введение
1. Общие положения о внебюджетных фондах
1.1 Экономическая природа внебюджетных фондов
1.2 История формирования внебюджетных фондов
2. Социальные внебюджетные фонды
2.1 Характеристика пенсионного фонда
2.2 Характеристика фонда обязательного медицинского страхования
2.3 Характеристика фонда социального страхования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 54.60 Кб (Скачать файл)

Тема: Внебюджетные фонды  РФ

 

Введение

1. Общие положения о  внебюджетных фондах

1.1  Экономическая природа  внебюджетных фондов

1.2  История формирования  внебюджетных фондов

2. Социальные внебюджетные  фонды

2.1 Характеристика пенсионного  фонда

2.2 Характеристика фонда  обязательного медицинского страхования

2.3 Характеристика фонда  социального страхования

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального  дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство  мобилизует в фонды часть доходов  населения для финансирования своих  мероприятий. Средства, обобществленные  внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

 

Переход к рынку изменил  содержание хозяйственного механизма  в стране, организационные структуры  отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

 

Прежняя хозяйственная система  аккумулировала в Государственном  бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень  концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные  из которых заключались в возможности  мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных  территорий, сфер, отраслей или межотраслевых  комплексов. Однако недостатком такой  централизации финансовых средств  было малоэффективное их использование  в масштабе всей хозяйственной системы  и отдельных объектов финансирования.

 

На историческом переходе от одной хозяйственной системы  к другой Россию поразило множество  кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.

 

Постепенно из бюджета  выделились внебюджетные фонды, среди  которых основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

 

Статья 144 Бюджетного Кодекса  РФ В Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает:

 

·  Пенсионный фонд Российской Федерации;

 

·  Фонд социального страхования  Российской Федерации;

 

·  Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

 

Актуальность работы: в  условиях перехода к рыночной экономике  используемый в условиях плановой экономики  механизм социального обеспечения  граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального  обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые  для поддержания населения и  экономики страны. Для дальнейшего  совершенствования системы социального  обеспечения и стимулирования экономики  необходимо изучение современного состояния  внебюджетных фондов.

 

Целью данной курсовой работы стало изучение внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.

 

В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

 

1) изучить понятие, роль  и структуры современных внебюджетных  фондов РФ

 

2) изучить источники формирования  и механизм работы основных  и специальных внебюджетных фондов  РФ.

 

3) дать обзор современного  состояния социальных внебюджетных  фондов РФ.

 

 

1. Общие положения о  внебюджетных фондах

 

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды  государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов  власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования  регламентируется финансовым правом.

 

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального  дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство  мобилизует в фонды часть доходов  населения для финансирования своих  мероприятий. Средства, обобществленные  внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

 

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных  фондов и особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная  власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось, в целом же наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.

 

1.1 Экономическая природа  внебюджетных фондов

 

Превращение экономики России из планово-распределительной в  рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Переход к рынку изменил как содержание, так и организационные структуры хозяйственного механизма. В ходе этого произошла модернизация финансовой системы, и, прежде всего, ее центрального звена – общегосударственных финансов. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды.

 

Деление государственного бюджета  на систему бюджетов, в том числе  и выделение в их составе и  за рамками бюджетов специальных  фондов со своими источниками и направлениями  расходования, призвано было принципиально  изменить подход всех субъектов социально-экономической  среды к финансовым средствам.

 

Возникновение внебюджетных государственных фондов связано  со специальными видами расходов правительства. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались  специальными доходами. Количество и  перечень специальных фондов и счетов не были постоянными. Поскольку они  не утверждались представительным органом, и правительство могло создавать  и использовать эти средства в  более оперативном режиме, создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства  в различных областях. Правительство, таким образом, имело возможность  за счет временно свободных средств  аккумулировать их в специальных  фондах, покрывать кассовые разрывы  и дефицит бюджета, осуществлять непредвиденные расходы.

 

Значительная часть внебюджетных фондов – это юридические лица, но некоторые из внебюджетных фондов – это лишь средства на внебюджетном счете, управление которыми поручено существующим структурам (федеральным, региональным, муниципальным, общественным или даже коммерческим).

 

Внебюджетные фонды, помимо деления по принадлежности и решаемым ими задачам, можно классифицировать по цели создания, периоду функционирования, охвату проблем:

 

1) в зависимости от  целей создания внебюджетные  фонды подразделяются на: экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительские и пр.;

 

2) в зависимости от  предполагаемого периода функционирования  программы или условно намеченного  времени для осуществления конкретных  целей фонды могут быть бессрочного,  долгосрочного или краткосрочного  действия. Примером фонда бессрочного  действия является экологический  фонд, долгосрочного действия –  фонд регионального развития, краткосрочного  – фонд помощи беженцам. Однако  деление это весьма условно;

 

3) по охвату проблем  внебюджетные фонды могут быть  общего характера (фонд регионального  развития) и более конкретного  характера (например, фонд развития  автомагистралей в республике, крае  или области);

 

4) в соответствии с  уровнем управления фонды подразделяются  на государственные и региональные.

 

К основным социальным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного  медицинского страхования.

 

К экономическим внебюджетным фондам относятся отраслевые и межотраслевые  фонды научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ (НИОКР), например: Российский фонд технологического развития, Фонды финансового регулирования.

 

1.2 История формирования  внебюджетных фондов

 

История возникновения внебюджетных государственных фондов связана  с развитием специальных видов  правительственной деятельности, для  которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались  за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или  счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных  фондов и счетов не были постоянными, тогда одни счета открывались, а  другие закрывались. В целом наблюдалась  тенденция к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная  новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала  определенные финансовые неудобства –  в одних фондах нехватка средств, в других избыток, и требовала  дополнительных расходов на управление ими. Поскольку такие счета и  фонды не должны были утверждаться парламентом, то правительство могло  использовать проходившие через  них средства совершенно бесконтрольно.

 

Создание специальных  фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области всегда актуальных военных расходов, научных  исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической  деятельности и социальных выплат населению. Правительство имело возможность  за счет временно свободных средств, аккумулированных в специальных  фондах, покрывать кассовые разрывы  и дефицит бюджета, а также  покрывать непредвиденные расходы.

 

Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных  фондов, названия которых, как правило, объясняли и цель расходования средств. Такая множественность фондов усложняла  деятельность государства, поэтому  с укреплением централизованного  государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения  различных фондов был создан государственный  бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом  превращается в закон, обязательный к исполнению. Однако многие внебюджетные фонды сохранили своё значение и самостоятельность и существовали наряду с государственным бюджетом. Специальные счета создавались для строительства, правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной системой и государственным долгом, системой национального страхования.

 

В России в отличие от зарубежных государств, исторически  сложилась совершенно иная система  осуществления государственных  расходов. Составлялось только два  бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции  специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его средств погашался  государственный долг, покрывались  убытки вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Кроме того, за счет средств, чрезвычайного бюджета  покрывался дефицит обыкновенного, так как бюджетная система  СССР предусматривала существование  одного государственного бюджета.

 

Впервые целевые бюджетные  фонды стали создаваться в  Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения  на основе Закона РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная причина их создания –  необходимость выделения чрезвычайно  важных для общества расходов и обеспечение  их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.

Информация о работе Внебюджетные фонды РФ