Внебюджетные и бюджетные целевые фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

Государственные целевые бюджетные фонды играют важную роль в общегосударственной системе финансов Республики Беларусь. Они дают возможность решать стоящие перед экономикой задачи по обеспечению подъема производства, преодолению временной неустойчивости и кризисных явлений, социальной защите населения, укреплению его здоровья.

Содержание работы

Понятие внебюджетных и бюджетных целевых фондов, их значение
Фонд социальной защиты населения, порядок его формирования и использования.
Бюджетные целевые фонды, сущность, значение, формирование.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Тема: внебюджетные и бюджетные целевые фонды

  1. Понятие внебюджетных и бюджетных целевых фондов, их значение
  2. Фонд социальной защиты населения, порядок его формирования и использования.
  3. Бюджетные целевые фонды, сущность, значение, формирование.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие внебюджетных и бюджетных целевых фондов, их значение

 

Государственные целевые фонды в финансовой системе  первоначально создавались преимущественно  как государственные внебюджетные фонды.

С помощью внебюджетных фондов государство стремится более эффективно и целесообразно использовать свои финансовые ресурсы. Через государственный бюджет, как показала практика прошлых лет, не всегда удавалось достаточно последовательно проводить в жизнь те или иные социальные и экономические программы. Это связано с тем, что в государственном бюджете доходы не закреплены за конкретными видами расходов, поэтому расходы на конкретные программы, как правило, оказываются урезанными.

Трансформация отдельных внебюджетных фондов в целевые бюджетные фонды была нацелена на борьбу с распылением государственных средств и на восстановление государственного финансового контроля за их целевым использованием.

Целевые бюджетные фонды.

Целевые бюджетные  фонды – фонды денежных средств, образуемые в соответствии с действующим законодательством в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемые по целевому назначению.

Целевые республиканские  и местные фонды денежных средств характеризуют следующие отличительные особенности: фонды создаются компетентными органами со строго определенной целью, используются сугубо по целевому назначению.

Средства целевых  фондов не могут расходоваться на иные цели.

Определяя целевой бюджетный фонд, законодатель выделяет такие его основные характеристики, как:

1) законодательная  основа формирования целевого  бюджетного фонда;

2) образование  фонда в составе бюджета;

3) пополнение  фонда за счет доходов целевого  назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений;

4) использование  средств фонда по отдельной  смете;

5) использование  средств фонда исключительно  на цели, соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.

Государственными  целевыми бюджетными фондами являются:

  • государственный фонд содействия занятости,
  • дорожный фонд,
  • фонд охраны природы,
  • республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки,
  • инновационные фонды.

Внебюджетные  фонды.

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования и порядка использования осуществляются актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

Внебюджетные  фонды всегда имеют строго целевое  назначение и управляются автономно  от бюджета. Средства внебюджетных фондов находятся в государственной или муниципальной собственности. При превышении доходов над расходами фондов (т. е. наличии положительного сальдо) средства этих фондов зачастую используются многими странами на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита.

В современных  условиях вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличиваются количество и объем этих фондов. Это вызвано некоторыми преимуществами наличия в финансовой системе института независимых, находящихся вне бюджета, фондов. К этим преимуществам относятся, во-первых, автономность фондов от бюджета, что в условиях нестабильности экономических условий и возрастания дефицита государственного бюджета позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий в соответствии с задачами внебюджетных фондов.

Во-вторых, преимуществом внебюджетных фондов является их лучшая наполняемость по сравнению с бюджетом, что позволяет фондам при наличии положительного сальдо выполнять роль кредиторов бюджета.

Внебюджетные  фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета  определенных расходов, имеющих особо важное значение, а другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным  источником внебюджетных фондов, как  и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе перераспределения национального  дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной  властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющееся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Наличие разнообразных  источников образования внебюджетных фондов обуславливает возможность  различных форм взаимодействия внебюджетных фондов с бюджетом. Во-первых, финансирование фондов только из бюджета в виде субсидий и займов и, наоборот, финансирование бюджета из фондов в виде займов. Во-вторых, средства в фонды могут поступать из нескольких звеньев финансовой системы: из бюджета на безвозвратной и возвратной основе, от предприятий и граждан в виде налогов и сборов, а также из других внебюджетных фондов. Возможны и встречные денежные потоки из внебюджетных фондов в адрес других участников финансовых отношений.

В целом, целевые  денежные фонды способны сыграть  положительную роль в развитии финансово-экономической  и социальной политики государства, поскольку они позволяют сконцентрировать финансовые средства на определенных «узких» направлениях, имеющих приоритетное значение в жизни страны ввиду своей социальной значимости. Особенно гибкими в этом отношении являются целевые бюджетные фонды, поскольку их можно создавать и ликвидировать практически каждый финансовый год.

 

    1. Фонд социальной защиты населения, порядок его формирования и использования

 

Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) Республики Беларусь создан 1 июля 1993 г. на основе пенсионного фонда и фонда социального страхования, является органом государственного управления финансами социального страхования и структурным элементом Министерства социальной защиты, населения.

Главными задачами Фонда социальной защиты населения  являются:

1. сбор и аккумуляция  обязательных страховых взносов  и иных платежей на государственное  социальное страхование;

2. финансирование расходов на пенсии, пособия, санаторно-курортное лечение и оздоровление населения и иные выплаты в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании;

3. организация и ведение  индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования;

4. осуществление расширенного  воспроизводства средств Фонда  социальной защиты населения  на основе принципа самофинансирования;

5. проведение разъяснительной  работы среди плательщиков обязательных страховых взносов и застрахованных по вопросам деятельности Фонда социальной защиты населения;

6. сотрудничество с  аналогичными фондами (службами) других государств и международными  организациями по вопросам государственного  социального страхования, находящимся в компетенции Фонда социальной защиты населения.

Функции Фонда социальной защиты населения:

1. осуществляет сбор, аккумулирование средств государственного  социального страхования и управление  ими;

2. осуществляет финансирование  предусмотренных законодательством выплат государственных пенсий, пособий и иных выплат по государственному социальному страхованию;

3. обеспечивает финансирование  расходов на санаторно-курортное  лечение и оздоровление населения  республики;

4. готовит предложения  о тарифах страховых взносов и вносит их через Министерство труда и социальной защиты на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь для дальнейшего представления в Национальное собрание Республики Беларусь;

5. осуществляет контроль  за правильным расходованием денежных средств;

6. руководит работой  городских, районных и районных  в городах отделов и оказывает  им необходимую методическую  помощь;

7. осуществляет контроль  за своевременным и полным  поступлением страховых взносов,  согласно действующему законодательству принимает соответствующие меры к страхователям, нарушающим порядок уплаты этих взносов;

8. сотрудничает с международными  организациями по вопросам, относящимся  к его компетенции, участвует  в разработке и реализации  в установленном порядке международных договоров Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования.

Источниками финансовых ресурсов ФСЗН  являются:

а) обязательные взносы нанимателей и граждан;

б) добровольные страховые взносы выше перечисленных  категорий граждан (предприниматели, члены кооперативных хозяйств и т. д.);

в) ассигнования из республиканского бюджета на выплату  пенсий и пособий военнослужащим срочной службы и их семьям и прочие расходы;

г) доходы от инвестиционной деятельности (капитализации средств);

д) средства, поступающие по регрессным искам;

е) добровольные пожертвования.

Кроме того, в  фонд поступают суммы начисленной  пени, а также финансовых санкций  и штрафов. Пеня начисляется на сумму  недоимки за каждый день просрочки  в размере 1/2 учетной ставки Национального банка.

Основным источником формирования финансовых ресурсов фонда являются обязательные страховые взносы нанимателей и граждан (табл.1).

 

Таблица 1. Объем  средств государственного внебюджетного  Фонда социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты по источникам формирования в 2011 году.

Источники формирования средств

 

Сумма, тыс. рублей

 
     

Всего

 

12 013 109 702

 

в том числе:

     

обязательные  страховые взносы работодателей, Белгосстраха, работающих граждан и физических лиц, уплачивающих эти взносы самостоятельно

 

 

11 772 376 052

 

обязательные  страховые взносы, уплачиваемые гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими  предпринимательскую деятельность

 

 

 

65 000 000

 

поступления от работодателей сумм возмещения расходов на выплату пенсий работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда

 

 

64 933 650

 

доходы от капитализации  средств государственного внебюджетного  Фонда социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты

 

 

100 000 000

 

добровольные  перечисления (безвозмездная (спонсорская) помощь и пожертвования) в Фонд социальной защиты населения Министерства труда  и социальной защиты

 

 

при наличии  поступлений

 

другие поступления

 

10 800 000

 

Информация о работе Внебюджетные и бюджетные целевые фонды