Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:35, контрольная работа
Государственные целевые бюджетные фонды играют важную роль в общегосударственной системе финансов Республики Беларусь. Они дают возможность решать стоящие перед экономикой задачи по обеспечению подъема производства, преодолению временной неустойчивости и кризисных явлений, социальной защите населения, укреплению его здоровья.
Понятие внебюджетных и бюджетных целевых фондов, их значение
Фонд социальной защиты населения, порядок его формирования и использования.
Бюджетные целевые фонды, сущность, значение, формирование.
Список литературы.
Содержание
Тема: внебюджетные и бюджетные целевые фонды
Список литературы.
Государственные
целевые фонды в финансовой системе
первоначально создавались
С помощью внебюджетных фондов государство стремится более эффективно и целесообразно использовать свои финансовые ресурсы. Через государственный бюджет, как показала практика прошлых лет, не всегда удавалось достаточно последовательно проводить в жизнь те или иные социальные и экономические программы. Это связано с тем, что в государственном бюджете доходы не закреплены за конкретными видами расходов, поэтому расходы на конкретные программы, как правило, оказываются урезанными.
Трансформация отдельных внебюджетных фондов в целевые бюджетные фонды была нацелена на борьбу с распылением государственных средств и на восстановление государственного финансового контроля за их целевым использованием.
Целевые бюджетные фонды – фонды денежных средств, образуемые в соответствии с действующим законодательством в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемые по целевому назначению.
Целевые республиканские и местные фонды денежных средств характеризуют следующие отличительные особенности: фонды создаются компетентными органами со строго определенной целью, используются сугубо по целевому назначению.
Средства целевых фондов не могут расходоваться на иные цели.
Определяя целевой бюджетный фонд, законодатель выделяет такие его основные характеристики, как:
1) законодательная основа формирования целевого бюджетного фонда;
2) образование фонда в составе бюджета;
3) пополнение
фонда за счет доходов
4) использование средств фонда по отдельной смете;
5) использование средств фонда исключительно на цели, соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.
Государственными целевыми бюджетными фондами являются:
Внебюджетные фонды.
Государственные внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования и порядка использования осуществляются актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.
Внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета. Средства внебюджетных фондов находятся в государственной или муниципальной собственности. При превышении доходов над расходами фондов (т. е. наличии положительного сальдо) средства этих фондов зачастую используются многими странами на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита.
В современных условиях вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличиваются количество и объем этих фондов. Это вызвано некоторыми преимуществами наличия в финансовой системе института независимых, находящихся вне бюджета, фондов. К этим преимуществам относятся, во-первых, автономность фондов от бюджета, что в условиях нестабильности экономических условий и возрастания дефицита государственного бюджета позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий в соответствии с задачами внебюджетных фондов.
Во-вторых, преимуществом внебюджетных фондов является их лучшая наполняемость по сравнению с бюджетом, что позволяет фондам при наличии положительного сальдо выполнять роль кредиторов бюджета.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, а другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.
Материальным
источником внебюджетных фондов, как
и других звеньев финансовой системы,
является национальный доход. Преобладающая
часть фондов создается в процессе
перераспределения
Специальные налоги
и сборы устанавливаются
Наличие разнообразных источников образования внебюджетных фондов обуславливает возможность различных форм взаимодействия внебюджетных фондов с бюджетом. Во-первых, финансирование фондов только из бюджета в виде субсидий и займов и, наоборот, финансирование бюджета из фондов в виде займов. Во-вторых, средства в фонды могут поступать из нескольких звеньев финансовой системы: из бюджета на безвозвратной и возвратной основе, от предприятий и граждан в виде налогов и сборов, а также из других внебюджетных фондов. Возможны и встречные денежные потоки из внебюджетных фондов в адрес других участников финансовых отношений.
В целом, целевые денежные фонды способны сыграть положительную роль в развитии финансово-экономической и социальной политики государства, поскольку они позволяют сконцентрировать финансовые средства на определенных «узких» направлениях, имеющих приоритетное значение в жизни страны ввиду своей социальной значимости. Особенно гибкими в этом отношении являются целевые бюджетные фонды, поскольку их можно создавать и ликвидировать практически каждый финансовый год.
Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) Республики Беларусь создан 1 июля 1993 г. на основе пенсионного фонда и фонда социального страхования, является органом государственного управления финансами социального страхования и структурным элементом Министерства социальной защиты, населения.
Главными задачами Фонда социальной защиты населения являются:
1. сбор и аккумуляция
обязательных страховых
2. финансирование расходов на пенсии, пособия, санаторно-курортное лечение и оздоровление населения и иные выплаты в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании;
3. организация и ведение
индивидуального (
4. осуществление расширенного
воспроизводства средств Фонда
социальной защиты населения
на основе принципа
5. проведение разъяснительной
работы среди плательщиков обяз
6. сотрудничество с
аналогичными фондами (
Функции Фонда социальной защиты населения:
1. осуществляет сбор,
аккумулирование средств
2. осуществляет финансирование предусмотренных законодательством выплат государственных пенсий, пособий и иных выплат по государственному социальному страхованию;
3. обеспечивает финансирование
расходов на санаторно-
4. готовит предложения о тарифах страховых взносов и вносит их через Министерство труда и социальной защиты на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь для дальнейшего представления в Национальное собрание Республики Беларусь;
5. осуществляет контроль за правильным расходованием денежных средств;
6. руководит работой
городских, районных и
7. осуществляет контроль
за своевременным и полным
поступлением страховых
8. сотрудничает с международными
организациями по вопросам, относящимся
к его компетенции, участвует
в разработке и реализации
в установленном порядке междун
Источниками финансовых ресурсов ФСЗН являются:
а) обязательные взносы нанимателей и граждан;
б) добровольные
страховые взносы выше перечисленных
категорий граждан (
в) ассигнования из республиканского бюджета на выплату пенсий и пособий военнослужащим срочной службы и их семьям и прочие расходы;
г) доходы от инвестиционной деятельности (капитализации средств);
д) средства, поступающие по регрессным искам;
е) добровольные пожертвования.
Кроме того, в фонд поступают суммы начисленной пени, а также финансовых санкций и штрафов. Пеня начисляется на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере 1/2 учетной ставки Национального банка.
Основным источником формирования финансовых ресурсов фонда являются обязательные страховые взносы нанимателей и граждан (табл.1).
Таблица 1. Объем средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты по источникам формирования в 2011 году.
Источники формирования средств |
Сумма, тыс. рублей |
||
Всего |
12 013 109 702 |
||
в том числе: |
|||
обязательные страховые взносы работодателей, Белгосстраха, работающих граждан и физических лиц, уплачивающих эти взносы самостоятельно |
|
11 772 376 052 |
|
обязательные
страховые взносы, уплачиваемые гражданами
Республики Беларусь, иностранными гражданами
и лицами без гражданства, осуществляющими
предпринимательскую |
|
65 000 000 |
|
поступления от работодателей сумм возмещения расходов на выплату пенсий работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда |
|
64 933 650 |
|
доходы от капитализации средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты |
|
100 000 000 |
|
добровольные перечисления (безвозмездная (спонсорская) помощь и пожертвования) в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты |
|
при наличии поступлений |
|
другие поступления |
10 800 000 |