Внешний долг развивающихся стран и проблемы его управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы − выявить причины возникновения внешней задолженности развивающихся стран, определить методы уменьшения и ослабления обязательств стран-должников.
В соответствии и с целью исследования были определены следующие задачи:
Описать различные стороны и аспекты внешней задолженности развивающихся стран и выявить ее особенности;
Изучить факторы возникновения внешней задолженности в развивающихся странах;
Проанализировать имеющуюся статистическую информацию о ней;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. История и причины возникновения внешней задолженности развивающихся стран………………………………………………………………5
2. Управление внешней задолженностью развивающихся стран: проблемы и пути решения……………………………………………………………………..11
2.1 Разрешение долгового кризиса………………………………………....11
2.2 Роль международных финансовых организаций. Роль МВФ………...17
3. Особенности внешней задолженности Республики Казахстан………..21
Заключение…………………………………………………………………...26
Список использованной литературы……………………………………….29

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

Казахстанско-Британский технический университет

                   Финансово-Экономический факультет

Кафедра «Финансов  и Бухгалтерского учета»

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

ВНЕШНИЙ ДОЛГ РАЗВИВАЮЩИХСЯ  СТРАН И ПРОБЛЕМЫ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ.

Курсовая работа

Студентки 4 курса

Абилкасым Асели Ерманатовны

 

 

Научный руководитель:

Абдукамалова Галия Оралбаевна

                                                             сениор-лектор

 

 

 

 

 

Алматы 2010 г.

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

1. История и причины возникновения внешней задолженности развивающихся стран………………………………………………………………5

2. Управление внешней задолженностью развивающихся стран: проблемы и пути решения……………………………………………………………………..11

2.1 Разрешение долгового кризиса………………………………………....11

2.2 Роль международных финансовых организаций. Роль МВФ………...17

3. Особенности внешней задолженности Республики Казахстан………..21

Заключение…………………………………………………………………...26

Список использованной литературы……………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема внешней задолженности  является одной из острейших для  развивающихся стран, т.к. национальная экономика этих стран требует значительного вливания инвестиций, технологий, инноваций, но она не может обеспечивать в полной мере финансирование внешнего долга. А страны-кредиторы и международные финансовые организации требуют возврата кредитов. Этот жёсткий спор требует компромисса. Поэтому и развивающиеся страны, и развитые страны, и международные финансовые организации прилагают свои усилия на поиски методов решения рассматриваемой проблемы.

Цель курсовой работы − выявить  причины возникновения внешней задолженности развивающихся стран, определить методы уменьшения и ослабления обязательств стран-должников.

В соответствии и с  целью исследования были определены следующие задачи:

  • Описать различные стороны и аспекты внешней задолженности развивающихся стран и выявить ее особенности;
  • Изучить факторы возникновения внешней задолженности в развивающихся странах;
  • Проанализировать имеющуюся статистическую информацию о ней;
  • Изучить проблемы управления внешнего долга развивающихся стран;
  • Изучить механизмы регулирования внешних обязательств государства.

Объектом изучения и исследования являются причины и проблемы управления внешней задолженностью развивающихся стран.

Предметом исследования являются различные стороны и аспекты внешней задолженности развивающихся стран.

В работе использованы методы сравнения и сопоставления, а  также аналитический метод.

Данная курсовая работа состоит из трёх глав, первая из которых  посвящёна истории возникновения  внешней задолженности развивающихся  стран, вторая - методам решения проблемы задолженности стран, третья - рассмотрению данной проблемы в отношении Республики Казахстан.

Для написания работы были использованы авторские издания  известных экономистов и периодические  издания Министерства финансов и  Министерства иностранных дел, различные новостные ленты интернет-изданий, статистические интернет-сборники.

 

 

1. История и причины возникновения внешней задолженности развивающихся стран

Кризис внешней задолженности  начался с августа 1982 г., когда  Мексика оказалась не в состоянии выплачивать свою задолженность иностранным коммерческим банкам. Тогда же ряд латиноамериканских стран объявил о прекращении части своих платежей по долгам. Кризис внешней задолженности быстро распространился на большое число государств и превратился из регионального в мировое явление. В качестве должников в него было вовлечено 73 развивающихся страны. Общая сумма долга составила $1,2 трлн.[1] Они поставили под угрозу стабильность и будущее развитие международной экономики.

Десятилетие спустя с подобными проблемами столкнулись страны, осуществляющие переход к рыночной экономике. Долговой кризис выразился в неспособности целого ряда государств своевременно и в полном объеме погасить свои внешние финансовые обязательства. Как правило, он содержит серьезную угрозу международного и финансового краха. Кроме того, он подчеркивает слабость и несоответствие существующих форм и методов регулирования данной области международных отношений.

В результате в развивающихся  странах возникли отрицательные  сальдо внешнеторгового баланса, хронические дефициты государственных бюджетов, обусловившие необходимость внешних долгосрочных заимствований и наращивание внешней задолженности. Если в 1974 г. общий объем долга развивающихся стран составлял 135 млрд. долл., то к 1981 г. он достиг 751 млрд., а в начале 90-х годов – 1935 млрд. долл. [2] Наиболее быстрыми темпами росли долги самых бедных стран.

В географическом отношении  основная доля международного банковского кредитования, особенно синдицированных займов, приходилась на страны Латинской Америки — более 50% общего объема. Кредитование стран Восточной Азии и бассейна Тихого океана было стабильным — около 1/4 предоставленных ссуд. Африканские страны получили чуть больше 10% международных банковских займов.

Изначальная необходимость привлечения заемных ресурсов на цели развития была обусловлена глубокими диспропорциями в национальной экономике развивающихся стран, ограничивающей возможности внутренних источников накопления. Однако даже производительное использование внешних ресурсов не привело в большинстве случаев к выравниванию структурной несбалансированности развивающейся экономики, что объясняется как неэффективностью выбранных моделей экономического развития, так и значительным ухудшением внешнеэкономического положения развивающихся государств в 70-е и 80-е годы.

Основными факторами, способствовавшими  появлению долгового кризиса  развивающихся стран, стали:

1. До середины 70-х годов  основными внешними источниками финансовых ресурсов развивающихся стран выступали официальная помощь, частные прямые капиталовложения и экспортные кредиты. Со второй половины 70-х годов роль этих источников кредитования значительно снизилась, а доля банковских источников возросла. Начался резкий рост кредитов транснациональных банков (ТНБ). Займы предоставлялись индивидуальными кредиторами или синдикатами в основном из Великобритании, Германии, позже из Канады, Японии, Франции. Поскольку кредиты предоставлялись государственным институтам или под государственные гарантии, ТНБ считали, что платежеспособность заемщиков обеспечивается всей экономической силой государства.

2. Десятикратный рост  цен на нефть в конце 1973 г.  вызвал увеличение дефицитов  платежных балансов по текущим операциям нефтеимпортирующих стран, особенно развивающихся. В то же самое время многие традиционные клиенты западных стран уменьшили спрос на еврокредиты под влиянием структурных изменений, происшедших в связи с резким повышением цен на нефть. Все  эти факторы, вместе взятые, создали увеличение возможностей для предоставления займов развивающимся странам со стороны ТНБ.

3. Резкий спрос на  кредиты со стороны развивающихся  стран в определенной мере  был связан со структурными  сдвигами в мировой экономике. Перенос транснациональных компаний в развивающиеся страны ряда традиционных производств вызвал в отдельных  странах Третьего мира подъем инвестиционного спроса.

4. Условия новых займов, предоставляемых ТНБ развивающимся странам, стимулировали увеличение спроса на кредиты. Реальные учетные ставки на эти займы в течение 1972—1976 гг. были отрицательными. Подобное движение учетных ставок повышало заинтересованность заемщиков в получении кредитов, особенно на короткий срок.

5. В начальной стадии  развития процесса кредитования  со стороны ТНБ не уделялось  достаточно внимания тому, как использовались займы нефтеимпортирующими странами, полагая, что новые должники развиваются успешно. Но в период нестабильности валютных курсов, сильной инфляции и спада деловой активности использование займов ослабляло способности приспособления нефтеимпортирующих стран к новой экономической обстановке.

6. Во многих случаях  мобилизуемые на рынках ссудного  капитала средства использовались на финансирование текущих расходов правительств и корпораций, на оплату старых долгов. По отдельным оценкам около 80% заимствований развивающихся стран в 1973 — 1982 гг. пошло на компенсацию повышения цены нефти и резких колебаний их экспортных доходов, а также на обслуживание растущего долга. Тяжесть заимствования этих государств на международных рынках капитала стала очевидной уже в 1978—1982 гг., хотя суммы привлеченных средств в 70-е годы удвоились с 21 млрд. до 44 млрд. долл. в среднем в год, основные платежи и выплаты процентов банкам более чем утроились.[9]

7. Одна из причин  обострения проблемы выплат долгов — предоставление большей части займов в американских долларах (65—76% в 1974—1984 гг.). В условиях завышения курса доллара в начале 80-х годов развивающиеся страны должны были тратить значительно больше, чем раньше, собственных средств на платежи по обслуживанию долга.

8. Возрастание выплат по международной задолженности значительно повысило вновь спрос на кредиты, но уже для оплаты долгов. Однако банки резко сократили предоставление новых ссуд развивающимся странам. Они были напуганы перспективой неплатежей вследствие ухудшения ликвидности государств Третьего мира. Экономический кризис 1980—1982 гг. в ведущих странах Запада привел к абсолютному сокращению мировой торговли и сокращению спроса на товары развивающихся стран. В этот период резко возросли учетные ставки в США — в реальном исчислении до 7-10%. Определяющей чертой в движении международного ссудного капитала стал его огромный приток в США. Для развивающихся стран это означало не только уменьшение возможностей в получении новых финансовых средств, но и резкое повышение выплат процентов по старым долгам — в 3,5-4 раза. В результате целый ряд развивающихся стран оказался не в состоянии обслуживать свою внешнюю задолженность. В конце 1982 г. 34 страны просрочили платежи по задолженности. В их числе оказались крупнейшие должники — Аргентина, Бразилия, Чили, Эквадор, Мексика, Румыния, Уругвай, Югославия.

Следствием этих причин явилось финансирование по существу порочного механизма самовозрастания  внешней задолженности, отличительной  чертой которого стало нерациональное использование заемных ресурсов, идущих на компенсацию снижения эффективности инвестиционного процесса и растущих валютных затрат, а не на цели реального накопления, которое сопровождалось бы сглаживанием структурной диспропорциональности национальной экономики.

Формированию такого механизма, ориентирующего на "развитие в кредит", способствовали как  неконтролируемое разбухание международного кредита в 70-х - начале 80-х годов, вследствие роста евровалютных рынков (со 150 млрд. долл. в 1972 до 1800 млрд. долл. в начале 1982 г.), так и политика правящих кругов большинства развивающихся стран - основных должников, отдавших предпочтение возможности осуществят широкомасштабные заимствования с этих рынков, вместо того, чтобы наращивать усилия по совершенствованию экономической структуры своих национальных хозяйств, что могло бы повысить эффективность воспроизводственного процесса и отдачу от капитализации заемных ресурсов.

Внешнее финансирование, которое играло важную роль, в кредитовании инвестиционных потребностей "третьего мира", оказалось подорванным, так как практически весь объем новых займов и кредитов поглощался долговыми выплатами. В результате необычайно усилилась зависимость социально-экономического положения развивающихся стран от объема и условий их кредитования, конъюнктуры на международных рынках капитала, резкое изменение которых и явилось непосредственной причиной долгового кризиса, а также породило чистый отток финансовых ресурсов из стран "третьего мира".

Таким образом, международные займы и кредиты не только не принесли пользы, а стали причиной того, что недавно освободившиеся нации в течение одного десятилетия попали в долговую кабалу. В результате в 80-е годы кризисные страны в 2-3 раза отставали по темпам экономического роста от других развивающихся стран, не испытывавших трудностей с обслуживанием внешнего долга, а уровень инфляции у них был выше в 9-22 раза.

Рост задолженности  стран-импортеров капитала приостановился в 1987 году, когда общий объем долговых обязательств достиг уровня в 1,2 трлн долларов США, и вновь объем долговых обязательств достиг уровня в 1,2 трлн долларов США, и вновь возобновился лишь в 1990 году. С этого момента темпы роста составляли порядка 5 процентов в год, и в 1992 году общий объем задолженности достиг 1,4 трлн долларов.

В начале этого десятилетия  ситуация изменилась кардинальным образом. На нынешнем этапе развивающиеся страны, пожиная плоды быстро растущей экономики, сокращают свои внешние долги. В 2006 году Бразилия, Мексика и Венесуэла объявили о выкупе облигаций на общую сумму $15,5 млрд. Здравая бюджетная политика, быстрый рост экономики и валютных резервов, подпитываемый высокими ценами на сырье, позволили развивающимся странам снизить объемы заимствований.

В декабре 2006 года Бразилия досрочно выплатила $15,4 млрд МВФ, а в январе — $2,6 млрд Парижскому клубу и скупила на рынке свои гособлигации на $2,3 млрд.[8] Мексика выкупила $5 млрд облигаций со сроком погашения с 2007 по 2033 г., номинированных в долларах, евро и фунтах стерлингов. Выкупила облигации и Венесуэла на сумму $3,9млрд.

Повышение кредитоспособности развивающихся стран и более  высокий уровень доходности их облигаций  стимулировали массовую скупку бондов международными инвесторами. Облигации  Мексики и Бразилии имеют наибольшие доли в индексах развивающихся рынков, и рост быстро распространился на бонды других стран.

 

 

 

2. Управление внешней задолженностью развивающихся стран: проблемы и пути решения

2.1 Разрешение долгового кризиса

Информация о работе Внешний долг развивающихся стран и проблемы его управления