Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:42, курсовая работа
Целями данной курсовой работы является рассмотрение таких аспектов как: внутренний государственный долг, его структуру и состояние государственного долга на данный момент, принципы управления государственным долгом.
Введение……………………………………………........…………............……..3
1. Государственный долг………………………………………………………...6
1.1 Понятие государственного долга....................................................................6
1.2 Значение государственного долга…………………………………………..10
2. Внутренний государственный долг………………………………………….13
2.1 Состояние внутреннего государственного долга……………...….….……13
2.2 Реструктуризация государственного долга..................................................14
2.3 Обслуживание государственного долга........................................................17
3. Инструменты управления внутренним государственным долгом………...19
3.1 Принципы управления государственным долгом…....................................19
3.2 Государственные ценные бумаги как инструмент управления государственным долгом………………..............................................................21
3.3 Стабилизационные фонд и его роль в управлении государственным долгом………………………………....................................................................22
Заключение………………..…………………………............……………….….24
Список использованной литературы…………………………………………...27
Оглавление
Введение…………………………………………….....
1. Государственный долг………………………………………………………...6
1.1 Понятие государственного
долга.........................
1.2 Значение государственного долга…………………………………………..10
2. Внутренний государственный долг………………………………………….13
2.1 Состояние внутреннего
государственного долга……………...
2.2 Реструктуризация
2.3 Обслуживание государственного
долга.........................
3. Инструменты управления
внутренним государственным
3.1 Принципы управления
государственным долгом….......
3.2 Государственные ценные
бумаги как инструмент
3.3 Стабилизационные фонд и его
роль в управлении государственным долгом………………………………............
Заключение………………..…………………………..
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложение №1……………………………………………
Прилжение №2………………………………………………………………….29
Приложение №3……………………………………………
Введение
На мой взгляд, мной выбранная тема, является одной из самых актуальных для России. Экономика России крепнет и находится уже на той стадии, когда необходимо смотреть в будущее, а для хорошего положения в будущем необходимо рассчитаться с прошлыми долгами
Управление государственным долгом - это совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга; механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика, кредитора или гаранта. К мероприятиям, способствующим погашению государственного долга, относятся: выплаты кредиторам; погашение внешних и внутренних займов; предоставление гарантий; изменение условий выпущенных займов; определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.. Выполнение мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. Для оценки государственного внешнего долга применяются показатели соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики. Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий несколько этапов: привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг, погашение и обслуживание долговых обязательств. Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые. Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом. Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием. Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренним и внешними экономическими и политическими факторами. В условиях, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание государственных долгов. Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.
Целями данной курсовой работы является рассмотрение таких аспектов как: внутренний государственный долг, его структуру и состояние государственного долга на данный момент, принципы управления государственным долгом.
Объектом исследования является государственный долг Российской Федерации, предмет исследования это организация управления государственным долгом РФ и проблема государственных заимствований.
Проблема государственных заимствований - одна из острейших в российской экономике. Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом.
Система государственных
заимствований может играть как
конструктивную, так и разрушительную
роль в развитии экономики страны
в связи с этим необходим механизм
управления государственным долгом,
представляющий собой комплекс мероприятий
по регулированию состояния
1. Государственный долг
1.1 Понятие государственного долга
Основную массу денежных
ресурсов, предназначенных для
Государственный кредит представляет
собой совокупность кредитных отношений,
в которых заемщиком выступает
государство в лице его органов,
а кредиторами — физические и
юридические лица. В сфере международных
отношений государство
Как один из видов кредита
государственный кредит предоставляется
на началах вероятности и
Во — первых, аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетных дефицитов.
Банковский кредит — это
движение ссудного капитала, предоставляемого
банками предприятиям и организациям
для обеспечения непрерывности
процесса расширенного воспроизводства
и повышения его эффективности.
Целью предоставления такого кредита
служит получение прибыли в виде
ссудного процента, поэтому кредитор
заинтересован в эффективном
использовании ссужаемых
Во — вторых, при предоставлении
банковского кредита в качестве
обеспечения могут выступать
какие-то конкретные материальные и
финансовые ценности — товары (товарораспорядительные
документы), ценные бумаги и др. При
заимствовании средств
Функционирование
В современных условиях исполнительной власти для покрытия огромных государственных расходов не хватает налоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к инфляции. Отказ правительства от использования на эти цели кредитов Центрального банка РФ привел к тому, что их место заняли займы внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефицита бюджета и растущих заимствований существенно возрос государственный долг России, как внутренний, так и внешний.
Значительные размеры государственного долга отражают кризисное состояние экономики России. Увеличение заимствований на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов приводит к росту расходов на обслуживание и погашение государственного долга и уменьшению государственных расходов по другим направлениям.
Такие
масштабы государственного
Этим же законом установлен
и предельный размер
Обслуживание
государственного внутреннего
В федеральный долг не включаются
долговые обязательства национально-
Государственный внутренний долг обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Выплата доходов по займам и их погашение являются одной из главных статей бюджетных расходов. В условиях, когда государственный долг достигает такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременно выполнять свои долговые обязательства, правительство вынуждено прибегать к их пролонгации, т.е. удлинению сроков погашения, или конверсии - уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займам.
Основная цель выпуска займов в сегодняшней России — это покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что на ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтому государственный внутренний долг тесно связан с государственным бюджетом как фактом своего происхождения.
Ведущими методами финансирования государственного долга являются денежно- кредитная эмиссия и выпуск государственных займов.
Наиболее целесообразным является выпуск государственных ценных бумаг, но в этом случае перед государством возникает серьезнейшая задача, связанная с поиском оптимального сочетания видов государственных ценных бумаг по срокам обращения, уровням доходности и другим качествам. Даже в странах со стабильной экономикой используются различные подходы. Так, долгое время в США предпочтение отдавалось долгосрочным ценным бумагам; в Германии, Японии, Франции, Англии – среднесрочным. Доля краткосрочных ценных бумаг в этих странах незначительна.
Различают внешний и внутренний государственный долг.
Отметим, что в России сложился отличный от общемирового подход к такому разделению. Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.
В мировой же практике существуют следующие определения:
Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения, которых и предоставляется кредит.
Внутренний долг – это долг государства своему населению. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.
Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и не рыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.
Нарастание внутреннего
долга менее опасно для национальной
экономики по сравнению с ростом
ее внешнего долга. Утечки товаров и
услуг при погашении
1.2 Значение государственного долга
Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия.
Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.
Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.
В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).
В-четвертых, рост внешнего долга
снижает международный
В-пятых, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.
За последние годы произошли
кардинальные изменения в объеме
и структуре совокупного