Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:42, курсовая работа
Целями данной курсовой работы является рассмотрение таких аспектов как: внутренний государственный долг, его структуру и состояние государственного долга на данный момент, принципы управления государственным долгом.
Введение……………………………………………........…………............……..3
1. Государственный долг………………………………………………………...6
1.1 Понятие государственного долга....................................................................6
1.2 Значение государственного долга…………………………………………..10
2. Внутренний государственный долг………………………………………….13
2.1 Состояние внутреннего государственного долга……………...….….……13
2.2 Реструктуризация государственного долга..................................................14
2.3 Обслуживание государственного долга........................................................17
3. Инструменты управления внутренним государственным долгом………...19
3.1 Принципы управления государственным долгом…....................................19
3.2 Государственные ценные бумаги как инструмент управления государственным долгом………………..............................................................21
3.3 Стабилизационные фонд и его роль в управлении государственным долгом………………………………....................................................................22
Заключение………………..…………………………............……………….….24
Список использованной литературы…………………………………………...27
Трансформация внешнего государственного долга во внутренний государственный долг. Внешний государственный долг погашается за счет заимствований на внутреннем рынке. В результате с 2002 г. началось быстрое увеличение внутреннего государственного долга.
Таким образом, под управлением
государственным долгом понимается
совокупность финансовых мероприятий
государства, связанных с установлением
ежегодных предельных значений государственного
долга, выпуском и погашением займов,
организацией выплат доходов по ним,
проведением конверсий и
2. Внутренний государственный долг
2.2 Состояние государственного долга.
Доходы и расходы Федерального
бюджета запланированы в
- доходы на 2010 год 6 950 010 032,5 тыс. рублей, расходы 9 886 920 940,1 тыс. рублей;
- доходы на 2011 год 7 455 722 139,7 тыс. рублей, расходы 9 389 835 706,5 тыс. рублей;
- доходы на 2012 год 8 069 646 923,2 тыс. рублей, расходы 9 681 000 321,0 тыс. рублей.
В целом за 2007-2009 годы объем государственного долга увеличился на 145,1 млрд. рублей. До сих пор Россия сокращала внешний долг, замещая его внутренним, а с 2009 года берутся займы не только на реструктуризацию долга, но и на текущие расходы.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать объемы выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и осуществлять их размещение в объеме, не приводящем к превышению установленного верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.[3]
Министерство Финансов Российской Федерации ежемесячно предоставляет отчет о состоянии внутреннего долга в виде бюллетеней. На 1 января 2010 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумаг составляет 1 837,164 млрд. рублей.
2.2 Реструктуризация
Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.
Предельные объемы государственного
внутреннего долга и
Предельный объем
Правительство Российской Федерации вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних заимствований, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга.
Правительство Российской Федерации имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего (внешнего) долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга) и иной порядок реструктуризации не предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Законом субъекта Российской Федерации о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга с указанием, в том числе предельного объема обязательств по государственным или муниципальным гарантиям.
Предельный объем
Программа государственных
внутренних заимствований Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований
В случае выпуска долговых
обязательств Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных
образований с обеспечением исполнения
обязательств в виде обособленного
имущества программа
Программа государственных
внутренних заимствований Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований
В программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке.
Поступления в бюджет средств от заимствований и других долговых обязательств отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.
Все расходы на обслуживание
долговых обязательств, включая дисконт
(или разницу между ценой
Доходы, полученные от размещения
государственных или
Погашение основной суммы
долга Российской Федерации, долга
субъекта Российской Федерации, муниципального
долга, возникшего из государственных
или муниципальных
В случае выпуска государственных
или муниципальных ценных бумаг,
гарантией исполнения обязательств
по которым является обособленное имущество,
находящееся в государственной
или муниципальной
При исполнении обязательств
по государственным или
2.3 Обслживание государственного внутреннего долга Российской Федерации.
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг. Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга. Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
3.Управление государственным долгом.
3.1.Принципы управления государственным долгом.
В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:
- безусловность - обеспечение
точного и своевременного
- единство учета - учет
в процессе управления
- единство долговой политики
- обеспечение единого подхода
в политике управления
- согласованность - обеспечение
максимально возможной
- снижение рисков выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
- оптимальность - создание
такой структуры
- гласность - предоставление
достоверной, своевременной и
полной информации о
Управление государственным
долгом, как и всякое управление,
имеет четыре составляющие: прогнозирование,
планирование, анализ и контроль. Однако
эти функции управления могут
быть конкретизированы применительно
к государственному долгу. Понятие
управления государственным долгом
может рассматриваться в
Управление государственным в широком смысле предполагает:
- фомирование политики в отношении государственного долга;
- определение основных
показателей и предельных
- определение основных
направлений воздействия на
- определение приоритетных
направлений использования
Политика в отношении государственного долга и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.
Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:
- рефинансирование - погашение части государственного долга за вновь привлеченных средств;
- конверсия - изменение доходности займа;
- консолидация - превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;
-новация - соглашения между
государством-заемщиком и
- унификация - решение государства
об объединении нескольких
- отсрочка - консолидация
при одновременном отказе
- дефолт - отказ государства
от уплаты государственного
3.2 Государственные ценные
бумаги как инструмент
Основной формой государственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.