Внешний долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Целями данной курсовой работы является рассмотрение таких аспектов как: внутренний государственный долг, его структуру и состояние государственного долга на данный момент, принципы управления государственным долгом.

Содержание работы

Введение……………………………………………........…………............……..3
1. Государственный долг………………………………………………………...6
1.1 Понятие государственного долга....................................................................6
1.2 Значение государственного долга…………………………………………..10
2. Внутренний государственный долг………………………………………….13
2.1 Состояние внутреннего государственного долга……………...….….……13
2.2 Реструктуризация государственного долга..................................................14
2.3 Обслуживание государственного долга........................................................17
3. Инструменты управления внутренним государственным долгом………...19
3.1 Принципы управления государственным долгом…....................................19
3.2 Государственные ценные бумаги как инструмент управления государственным долгом………………..............................................................21
3.3 Стабилизационные фонд и его роль в управлении государственным долгом………………………………....................................................................22
Заключение………………..…………………………............……………….….24
Список использованной литературы…………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 35.45 Кб (Скачать файл)

Трансформация внешнего государственного долга во внутренний государственный  долг. Внешний государственный долг погашается за счет заимствований на внутреннем рынке. В результате с 2002 г. началось быстрое увеличение внутреннего  государственного долга.

Таким образом, под управлением  государственным долгом понимается совокупность финансовых мероприятий  государства, связанных с установлением  ежегодных предельных значений государственного долга, выпуском и погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсий и консолидации займов.

2. Внутренний государственный  долг

2.2 Состояние государственного  долга.

Доходы и расходы Федерального бюджета запланированы в объеме:

- доходы на 2010 год 6 950 010 032,5 тыс. рублей, расходы 9 886 920 940,1 тыс. рублей;

- доходы на 2011 год 7 455 722 139,7 тыс. рублей, расходы 9 389 835 706,5 тыс. рублей;

- доходы на 2012 год 8 069 646 923,2 тыс. рублей, расходы 9 681 000 321,0 тыс. рублей.

В целом за 2007-2009 годы объем  государственного долга увеличился на 145,1 млрд. рублей. До сих пор Россия сокращала внешний долг, замещая  его внутренним, а с 2009 года берутся займы не только на реструктуризацию долга, но и на текущие расходы.

Правительство Российской Федерации  вправе устанавливать объемы выпуска  государственных ценных бумаг Российской Федерации и осуществлять их размещение в объеме, не приводящем к превышению установленного верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.[3]

Министерство Финансов Российской Федерации ежемесячно предоставляет отчет о состоянии внутреннего долга в виде бюллетеней. На 1 января 2010 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумаг составляет 1 837,164 млрд. рублей.

2.2 Реструктуризация государственного  долга

Под реструктуризацией долга  понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или  муниципальный долг, с заменой  указанных долговых обязательств иными  долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения  обязательств.

Реструктуризация долга  может быть осуществлена с частичным  списанием (сокращением) суммы основного  долга.

Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.

Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних  заимствований Российской Федерации  на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Предельный объем государственных  внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой  объем платежей по обслуживанию и  погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации  вправе осуществлять внешние заимствования  в объеме свыше установленного федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год предельного  объема государственных внешних  заимствований, если при этом оно  осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая  приводит к снижению расходов на его  обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга.

Правительство Российской Федерации  имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением  установленного федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год предельного объема государственного внутреннего (внешнего) долга вместо  внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга) и иной порядок реструктуризации не предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Законом субъекта Российской Федерации о бюджете, правовым актом  органа местного самоуправления о местном  бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний  предел долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга с указанием, в том числе предельного объема обязательств по государственным или  муниципальным гарантиям.

Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать  объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской Федерации.

Программа государственных  внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований представляет собой перечень внутренних заимствований  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований  на очередной финансовый год по видам  заимствований, общий объем  заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение государственных, муниципальных долговых обязательств.

В случае выпуска долговых обязательств Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований с обеспечением исполнения обязательств в виде обособленного  имущества программа государственных  внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований должна содержать количественные данные об эмиссии указанных обязательств, выраженные в валюте Российской Федерации, а также перечень имущества, которое  может служить обеспечением исполнения этих обязательств в течение срока  заимствования.

Программа государственных  внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований представляется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соответствующему законодательному (представительному) органу в виде приложения к проекту  закона (решения) о бюджете на очередной  финансовый год.

В программу государственных  внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в  обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке.

Поступления в бюджет средств  от заимствований и других долговых обязательств отражаются в бюджете  как источники финансирования дефицита бюджета.

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по государственным  или муниципальным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы  на обслуживание государственного или  муниципального долга.

Доходы, полученные от размещения государственных или муниципальных  ценных бумаг в сумме, превышающей  номинальную стоимость, доходы, полученные в качестве накопленного купонного  дохода, а также доходы, полученные в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся  на уменьшение фактических расходов на обслуживание государственного или муниципального долга в текущем году.

Погашение основной суммы  долга Российской Федерации, долга  субъекта Российской Федерации, муниципального долга, возникшего из государственных  или муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета  путем уменьения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

В случае выпуска государственных  или муниципальных ценных бумаг, гарантией исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, находящееся в государственной  или муниципальной собственности, в соответствии с условиями эмиссии  исполнение обязательств по таким ценным бумагам может осуществляться путем  передачи в собственность владельцев этих государственных или муниципальных  ценных бумаг имущества, явившегося обеспечением выпуска указанных  государственных или муниципальных  ценных бумаг.

 

При исполнении обязательств по государственным или муниципальным  ценным бумагам, гарантией исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, путем передачи кредиторам указанного имущества размер государственного или муниципального долга уменьшается  на величину основного долга по погашаемым таким образом обязательствам.

2.3 Обслживание государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Затраты по размещению, выплате  доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации  осуществляются за счет средств федерального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации  производится Банком России и его  учреждениями, если иное не предусмотрено  Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате  доходов в виде процентов по ним  или в иной форме. Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации  по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению  и выплате доходов в виде процентов  по ним осуществляется на основе специальных  соглашений, заключаемых с федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации  выполнять функции эмитента государственных  ценных бумаг. Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего  долга безвозмездно.

Оплата услуг агентов  по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга. Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации  и правовыми актами органов местного самоуправления.

3.Управление государственным  долгом.

3.1.Принципы управления  государственным долгом.

В основу управления государственным  долгом положены следующие принципы:

- безусловность - обеспечение  точного и своевременного выполнения  обязательств государства перед  инвесторами и кредиторами без  выставления дополнительных условий;

- единство учета - учет  в процессе управления государственным  долгом всех видов ценных бумаг,  эмитированных федеральными органами  власти, органами власти субъектов  федерации и органами местного  самоуправления;

- единство долговой политики - обеспечение единого подхода  в политике управления государственным  долгом со стороны федерального  центра по отношению к субъектам  федерации и муниципальным образованиям;

- согласованность - обеспечение  максимально возможной гармонизации  интересов кредиторов и государства-заемщика;

 

- снижение рисков  выполнение  всех необходимых действий, позволяющих  снизить как риски кредитора,  так и риски инвестора;

- оптимальность - создание  такой структуры государственных  займов, чтобы выполнение обязательств  по ним было сопряжено с  минимальным риском, а также оказывало  наименьшее отрицательное влияние  на экономику страны;

- гласность - предоставление  достоверной, своевременной и  полной информации о параметрах  займов всем заинтересованным  в ней пользователям.

Управление государственным  долгом, как и всякое управление, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль. Однако эти функции управления могут  быть конкретизированы применительно  к государственному долгу. Понятие  управления государственным долгом может рассматриваться в широком  и узком смысле.

Управление государственным  в широком смысле предполагает:

- фомирование политики в отношении государственного долга;

- определение основных  показателей и предельных значений  государственной задолженности;

- определение основных  направлений воздействия на микро-  и макроэкономические показатели;

- определение приоритетных  направлений использования привлеченных  ресурсов и т.д.

Политика в отношении  государственного долга и его  верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.

Управление государственным  долгом осуществляется посредством  следующих методов:

- рефинансирование - погашение  части государственного долга  за вновь привлеченных средств;

- конверсия - изменение  доходности займа;

- консолидация - превращение  части имеющейся задолженности  в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

-новация - соглашения между  государством-заемщиком и кредиторами  по замене обстояте6льств в  рамках одного и того же  кредитного договора;

- унификация - решение государства  об объединении нескольких ранее  выпущенных займов;

- отсрочка - консолидация  при одновременном отказе государства  от выплаты дохода по займам;

- дефолт - отказ государства  от уплаты государственного долга.

3.2 Государственные ценные  бумаги как инструмент управления  государственным долгом.

Основной формой государственного кредита являются государственные  займы, характеризующиеся тем, что  временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Информация о работе Внешний долг РФ