Внешний долг России и проблема его урегулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:52, реферат

Описание работы

Внешний долг — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащие возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране.
Важной задачей остается создание и реализация эффективной стратегии управления государственным долгом в соответствии с общей политикой стимулирования экономического роста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1. Внешний долг: его сущность и особенности…………………………………….4
2. История возникновения внешнего долга России………………………………13
3. Политика государства по внешнему долгу……………………………………..15
4. Внешний долг Российской Федерации и его анализ…………………………..18
Заключение………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Внешний долг России и проблема его урегулирования(миниверсия).doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Введение………………………………………………………………………………3

1. Внешний долг: его  сущность и особенности…………………………………….4

2. История возникновения внешнего долга России………………………………13

3. Политика государства по внешнему долгу……………………………………..15

4. Внешний долг Российской Федерации и его анализ…………………………..18

Заключение………………………………………………………………………….21

Список используемой литературы………………………………………………...23

 

Введение.

Внешний долг — суммарные  денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащие возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране.

Важной задачей остается создание и реализация эффективной стратегии управления государственным долгом в соответствии с общей политикой стимулирования экономического роста.

Важно отметить, что одной  из основных проблем изучения структуры  внешнего долга стала его количественная оценка. Причиной тому явилось несогласование с некоторыми кредиторами точной величины задолженности, нет договоренностей о параметрах ее пересчета в свободно-конвертируемую валюту, о величине процентов за просроченную задолженность и т.д. Сильно разнятся оценки доставшегося в наследство долга СССР, поскольку его переоформление происходило не в один момент, а в течение определенного периода, когда уточнялась коммерческая задолженность с отдельными структурами, переоформлялась задолженность по торговым соглашениям и т.д. И эти обстоятельства только еще больше разжигают интерес ученых и политиков к теме внешнего долга России.

 

  1. Внешний долг: его сущность и особенности

 

Государственные финансы  являются важной сферой финансовой системы  страны, призванной обеспечить государство  денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Центральное место в  системе государственных финансов занимает государственный бюджет.

Государственный бюджет - это годовой план государственных  расходов и источников их финансового покрытия.

Его главнейшие функции  — проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.

Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью  налогов и расходуемый государством для решения своих задач.

В тех случаях, когда  имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для осуществления необходимых  расходов, возникает бюджетный дефицит  — превышение расходной части  бюджета над доходной. При бюджетном  дефиците поступающих доходов оказывается недостаточно для нормального выполнения функций государства, в связи с чем, приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.

Государственный долг –  это совокупность всех долговых обязательств Правительства РФ иностранным Правительствам, международным финансовым организациям, иностранным банкам и крупным фирмам за определенный период времени, а также задолженность внутри страны физическим лицам – резидентам, коммерческим банкам и другим юридическим лицам.

В зависимости от рынка  заимствований и валюты возникающих  обязательств выделяют внутренний и  внешний долг.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг – это  обязательства, возникающие в иностранной  валюте.

Долговые обязательства  федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его  распоряжении.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме:

- кредитных соглашений  и договоров, заключенных от  имени Российской Федерации, с  кредитными организациями, иностранными  государствами и международными  финансовыми организациями, в  пользу указанных кредиторов;

- государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;

- договоров о предоставлении  государственных гарантий Российской  Федерации, договоров поручительства  Российской Федерации по обеспечению  исполнения обязательств третьим  лицам;

- переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;

- соглашений и договоров,  в том числе международных,  заключенных от имени Российской  Федерации, о пролонгации и  реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации  являются привлекаемые из иностранных  источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных  организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками.

Государственные внешние  заимствования Российской Федерации  формируют государственный внешний долг Российской Федерации.

С введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации  впервые на законодательном уровне было прописано понятие единой системы  учета и регистрации государственных  долговых обязательств. Однако, по сути, единой, целостной системы управления государственным долгом до настоящего времени не создано.

В первую очередь существенным недостатком управления государственным  долгом является отсутствие законодательно закрепленных целей государственных  заимствований. Вне правового регулирования остается механизм проведения операций реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов. Практически отсутствует согласованность в политике управления активными и пассивными долгами.

В действующем законодательстве также отсутствует система ответственности  за эффективность принимаемых решений  при осуществлении государственной  политики заимствований и управления государственным долгом и, соответственно, пределы полномочий и ответственность Правительства Российской Федерации, органов федеральной исполнительной власти, Банка России и иных банков-агентов эмитента государственных долговых обязательств.

Вне рамок действующего законодательства остаются вопросы  координации действий Правительства Российской Федерации и Банка России в проведении текущей долговой, денежно-кредитной и валютной политики.

В настоящее время  упомянутая координация осуществляется на стадии согласования бюджетной и  денежно-кредитной политики Правительства  Российской Федерации и Банка России на соответствующий год. При этом механизм координации текущей долговой, валютной и денежно-кредитной политики до сих пор законодательно не определен.

Необходимым является четкое определение в законодательстве процедур и механизмов взаимодействия и координации функций и сопряженной с ними ответственности, а также обмена информацией между государственными органами, осуществляющими валютную, денежно-кредитную и долговую и бюджетную политику.

Поскольку денежно-кредитные  операции нередко проводятся с использованием государственных долговых инструментов и их рынков, выбор денежно-кредитных инструментов и операционных процедур может повлиять на работу рынков государственных долговых инструментов и, потенциально, на финансовое положение дилеров на этих рынках. Аналогичным образом, для эффективного проведения денежно-кредитной политики необходимо хорошее понимание краткосрочных и долгосрочных финансовых потоков Правительства Российской Федерации. В этих целях на оперативном уровне между управляющими долгом и денежно-кредитными и бюджетно-налоговыми органами должен быть налажен обмен информацией о текущих и будущих потребностях Правительства Российской Федерации в ликвидных средствах. Вместе с тем обеспечение необходимой степени разграничения между управлением долгом и денежно-кредитной политикой может стать более трудной задачей, поскольку операции по управлению долгом могут оказать определенное воздействие на уровень процентных ставок и работу отечественного рынка капитала. Разрабатывая механизмы, необходимые для достижения такого разграничения, важно не упустить из виду вопросы последовательности их проведения.

Ряд проблем, затрудняющих управление долгом, существует и в  вопросах учета долговых обязательств, отражения данных операций по итогам исполнения федерального бюджета и составления проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Результаты контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой  Российской Федерации в части  обоснованности проектов федерального бюджета на 2002-2004 годы указывают на недостаточную эффективность работы Правительства Российской Федерации и Минфина России и имеющие место недочеты как в части управления государственным долгом, так и в части разработки бюджетных показателей и учета операций с долговыми инструментами.

При составлении бюджета  на очередной финансовый год в  источниках внешнего финансирования и  в расходах по обслуживанию государственного внешнего долга не предусматриваются  возможные операции по реструктуризации внешнего долга, а также уменьшение расходов по погашению и обслуживанию внешних долговых обязательств на суммы финансирования погашения долга товарными поставками, которые должны быть осуществлены в очередном финансовом году и финансирование которых было произведено ранее. Погашение государственного внешнего долга экспортом происходит в ряде случаев без соблюдения первоначальных сроков поставок, оговоренных в соглашениях (иногда с задержкой на несколько лет). В результате зачастую вместо погашения долга происходит списание процентных платежей. В связи с этим при планировании бюджета точно оценить объемы списания внешней задолженности Российской Федерации в результате данных операций не представляется возможным.

Государственный долг Российской Федерации является мультивалютным долгом. Это значит, что при планировании расходов по обслуживанию и погашению долга на долгосрочную перспективу должны прогнозироваться соотношения курсов валют. Однако такие прогнозы отсутствуют в материалах Правительства Российской Федерации и Банка России. Более того, Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено представление указанных прогнозных соотношений в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Одним из условий эффективного управления государственным долгом Российской Федерации является достоверный  учет, и контроль за его состоянием в реальном режиме времени.

В статье 120 Бюджетного кодекса  предусмотрено, что в России должна действовать единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации.

Как показывают результаты проверок, учет долговых обязательств в значительной степени разобщен, а единая база данных государственных долговых обязательств отсутствует. Учет государственных долговых обязательств ведется различными банками-агентами (Банком России и Внешэкономбанком СССР), а также различными департаментами Минфина России.

Государственная книга  внешнего долга Российской Федерации служит только для документальной регистрации соглашений по предоставляемым займам и не содержит данных об исполнении обязательств по соглашениям обеими сторонами, (изменение объемов долговых обязательств и их погашение), а также о приостановлении или аннулировании соглашений.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов  федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  не сопоставима с классификацией видов государственных внешних  долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что затрудняет оценку соответствия операций с внешними долговыми обязательствами изменениям объемов и структуры государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации  государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

В соответствии со статьей 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации  определено, что долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в том числе в форме договоров  о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий.

Информация о работе Внешний долг России и проблема его урегулирования