Внешний государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 22:14, контрольная работа

Описание работы

Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов займодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную доля оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и, как следствие, приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать, необходимо видоизменение экономической политики страны.

Файлы: 1 файл

гос.долг внешний.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование  иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов  займодателям) является тяжелой ношей  для любого государства, так как  постоянно оттягивает на себя определенную доля оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и, как следствие, приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать, необходимо видоизменение экономической политики страны.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

Цель данной работы – проанализировать и сравнить основные параметры государственного долга России за период с 2009 по 2013гг.

 

1. Анализ Государственного внешнего долга России за период с 2009 по 2013гг.

 

К 1 января 2009 года размер внешнего долга составлял 39 миллиардов долларов. Общий долг (внутренний+внешний) вырос на 9 процентов, достигнув по итогам года 2,62 триллиона рублей. Относительно ВВП он снизился с 7,26 - до 6,3 процента. В рублях объем внешнего долга вырос на 4,1 процента - до 1,147 триллиона рублей. По данным Банка России, общий размер выплат по внешнему долгу в 2009 году предположительно составит 23,9 миллиарда долларов.

Внешний долг РФ вырос в 2010 году до 488,94 миллиарда  долларов на 1 января 2011 года с 467,25 миллиарда  долларов на 1 января 2010 года, свидетельствуют  предварительные данные Банка России.

Таким образом, внешний долг страны увеличился на 15,7 миллиарда долларов, или 3,4%.

В 2009 году России удалось сократить внешний долг на 10,2 миллиарда долларов, или 2,1%.

Наибольший  вклад в увеличение внешнего долга  внесли банки, которые в прошлом  году, напротив, сократили внешнюю  задолженность на 24,4%. Способствовали росту долга и органы госуправления, которые в прошлом году возобновили заимствования на внешнем рынке после более чем десятилетнего перерыва.

Исходя из того, что на 1января 2011 года внешний долг РФ составлял $488,94 млрд, получается, что  за год он увеличился на 11,5%

Внешний долг России за прошедший год вырос на 15,4% — с 545,150 млрд долларов 1 января 2012 года до 623,963 млрд долларов на 1 января 2013 года. Об этом свидетельствуют данные Банка  России.

Таким образом, внешний долг страны увеличился за 2012 год на 83,408 миллиарда долларов, или на 15,4%.

 

Внешний долг Российской Федерации, млн. долл. США

Таблица 1

 

01.01.2009

01.01.2010

01.01.2011

01.01.2012

01.01.2013

Внешний долг РФ

480 541

467 245

488 940

545 150

623 963

Краткосрочные обязательства

73553

52 669

60 207

72335

73264

Долгосрочные  обязательства

406989

414 575

428733

472815

 

Внешний долг государственного сектора в расширенном определении*

163435

181 311

199792

220448

 

Краткосрочные обязательства

15818

13 214

16 513

18810

 

Долгосрочные обязательства

147617

168 097

183 279

201638

 

Органы государственного управления

29 478

31 309

34 525

33 208

 

Краткосрочные обязательства

1 650

462

449

896

 

Долгосрочные  обязательства

27 827

30847

34 076

32 311

 

Органы денежно-кредитного регулирования

2 761

14 630

12 035

11210

 

Краткосрочные обязательства

2 761

5 734

3 295

2499

 

Долгосрочные  обязательства

-

8895

8 740

8710

 

Банки

61 658

50 188

63 386

73 232

 

Краткосрочные обязательства

9 421

6343

12 151

14200

 

Долгосрочные  обязательства

52 236

43845

51 235

59033

 

Прочие секторы

69 538

85185

89846

102799

 

Краткосрочные обязательства

1 986

676

619

1 215

 

Долгосрочные  обязательства

67 553

84 509

89 227

101 584

 

Динамика объема и структуры государственного долга РФ в 2009 – 2013годах (на конец года) представлена в следующей таблице.

 

Динамика объема и структуры государственного долга  Российской Федерации в 2009 – 2013годах, млрд. рублей

 

Таблица 2

 

2009 г. отчет

2010 г. отчет

2011 г. оценка

2012 г. проект

2013 г. 

проект

Государственный долг Российской Федерации

3 233,1

4 158,2

5 699,3

7 743,0

9 624,7

% к ВВП

8,3

9,3

10,7

13,2

14,8

% к предыдущему  году

 

128,6

137,1

135,9

124,3

% к 2011 году

     

135,9

168,9

в том числе:

         

Государственный внутренний долг

2 094,7

2 940,4

4 555,0

6 330,9

7 873,2

% к ВВП

5,4

6,6

8,5

10,8

12,1

% к предыдущему  году

 

140,4

154,9

139,0

124,4

% к 2011 году

     

139,0

172,8

Государственный внешний долг

1 138,4

1 217,8

1 144,3

1 412,1

1 751,5

% к ВВП

2,9

2,7

2,2

2,4

2,7

% к предыдущему  году

 

107,0

94,0

123,4

124,0

% к 2011 году

     

123,4

153,1


 

Анализ динамики объема и структуры государственного долга показывает, что объем государственного долга увеличится за 2012 – 2013 годы практически  в 1,5 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга, объем которого увеличится в 1,5 раза в 2013 году по сравнению с 2011 годом, или с 8,5 % ВВП до 12,1% ВВП.

 

Динамика объема и структуры внешнего долга (на конец  года) представлена в следующей таблице.

Таблица 3

 

2010 г. отчет

2011 г. оценка

2012 г. проект

2013 г. проект

2014 г. проект

млрд. долл. США

струк-тура,%

млрд. долл. США

струк-тура,%

млрд. долл. США

струк-тура, %

млрд. долл. США

струк-тура, %

млрд. долл. США

структура, %

Государственный внешний долг, всего

40,0

100

40,4

100

48,4

100

59,4

100

69,0

100,0

в том числе:

                   

кредиты иностранных  государств, кредиты МФО, иных субъектов  международного права, иностранных  юридических лиц в иностранной  валюте

6,9

17,1

5,7

14,1

5,2

10,7

4,6

7,9

4,1

5,9

государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте

32,2

80,5

29,2

72,3

34,9

72,1

40,7

68,4

46,4

67,3

гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

0,9

2,4

5,5

13,6

8,3

17,2

14,1

23,7

18,5

26,8


 

Анализ динамики объема и структуры государственного внешнего долга показывает, что объем государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте в 2012 – 2014 годах увеличится по сравнению 2011 годом (ожидаемое исполнение) в 1,7 раза и составит на 1 января 2015 года 69,0 млрд. долларов США.

Увеличение  внешнего долга обусловлено заимствованиями  на внешних финансовых рынках путем  размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а  также увеличением объемов предоставляемых  гарантий в иностранной валюте.

Доля долга  по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в общем объеме государственного внешнего долга в 2012 – 2014 годах сократится с 72,1 % до 67,3 %, или на 4,8 процентного  пункта.

В 2012 – 2014 годах  предусматривается увеличение в 3,4 раза государственного внешнего долга по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте по сравнению с 2011 годом, что связано с увеличением объемов предоставления указанных государственных гарантий в рамках программ государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на 2012 – 2014 годы.

Пунктом 6 статьи 16 законопроекта установлены верхние  пределы государственного внешнего долга Российской Федерации по указанным  гарантиям: на 1 января 2013 года – 8,3 млрд. долларов США, на 1 января 2014 года – 14,1 млрд. долларов США, на 1 января 2015 года – 18,5 млрд. долларов США. По состоянию на 1 января 2011 года объем долга составил 0,9 млрд. долларов США, или 7,8 % утвержденного предельного объема. Доля долга по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в общем объеме внешнего долга увеличится с 17,2 % в 2012 году до 26,8 % в 2014 году, или на 9,6 процентного пункта.

 

 

 

2. Рекомендации и пути сокращения государственного долга

государственный долг сокращение

Государственный долг – это сумма накопленных бюджетных дефицитов за минусом бюджетных избытков.

Он может принимать  форму внутреннего и внешнего долга. Обычно займы размещаются  в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена  и за границей.

Та часть, которую государство  занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в  государственный, так и в иностранный  долг.

Внешний долг ложится тяжелым  грузом на страну (хотя многие должны друг другу) – надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит определенные условия.

Бюджетный дефицит и государственный  долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП.

Информация о работе Внешний государственный долг РФ