Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 22:14, контрольная работа
Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов займодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную доля оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и, как следствие, приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать, необходимо видоизменение экономической политики страны.
Введение
Практически все страны
мира, проводя экономические
Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов займодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную доля оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и, как следствие, приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать, необходимо видоизменение экономической политики страны.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
Цель данной работы – проанализировать и сравнить основные параметры государственного долга России за период с 2009 по 2013гг.
1. Анализ Государственного внешнего долга России за период с 2009 по 2013гг.
К 1 января 2009 года размер внешнего долга составлял 39 миллиардов долларов. Общий долг (внутренний+внешний) вырос на 9 процентов, достигнув по итогам года 2,62 триллиона рублей. Относительно ВВП он снизился с 7,26 - до 6,3 процента. В рублях объем внешнего долга вырос на 4,1 процента - до 1,147 триллиона рублей. По данным Банка России, общий размер выплат по внешнему долгу в 2009 году предположительно составит 23,9 миллиарда долларов.
Внешний долг РФ вырос в 2010 году до 488,94 миллиарда долларов на 1 января 2011 года с 467,25 миллиарда долларов на 1 января 2010 года, свидетельствуют предварительные данные Банка России.
Таким образом, внешний долг страны увеличился на 15,7 миллиарда долларов, или 3,4%.
В 2009 году России удалось сократить внешний долг на 10,2 миллиарда долларов, или 2,1%.
Наибольший вклад в увеличение внешнего долга внесли банки, которые в прошлом году, напротив, сократили внешнюю задолженность на 24,4%. Способствовали росту долга и органы госуправления, которые в прошлом году возобновили заимствования на внешнем рынке после более чем десятилетнего перерыва.
Исходя из того, что на 1января 2011 года внешний долг РФ составлял $488,94 млрд, получается, что за год он увеличился на 11,5%
Внешний долг России за прошедший год вырос на 15,4% — с 545,150 млрд долларов 1 января 2012 года до 623,963 млрд долларов на 1 января 2013 года. Об этом свидетельствуют данные Банка России.
Таким образом, внешний долг страны увеличился за 2012 год на 83,408 миллиарда долларов, или на 15,4%.
Внешний долг Российской Федерации, млн. долл. США
Таблица 1
01.01.2009 |
01.01.2010 |
01.01.2011 |
01.01.2012 |
01.01.2013 | |
Внешний долг РФ |
480 541 |
467 245 |
488 940 |
545 150 |
623 963 |
Краткосрочные обязательства |
73553 |
52 669 |
60 207 |
72335 |
73264 |
Долгосрочные обязательства |
406989 |
414 575 |
428733 |
472815 |
|
Внешний долг государственного
сектора в расширенном |
163435 |
181 311 |
199792 |
220448 |
|
Краткосрочные обязательства |
15818 |
13 214 |
16 513 |
18810 |
|
Долгосрочные обязательства |
147617 |
168 097 |
183 279 |
201638 |
|
Органы государственного управления |
29 478 |
31 309 |
34 525 |
33 208 |
|
Краткосрочные обязательства |
1 650 |
462 |
449 |
896 |
|
Долгосрочные обязательства |
27 827 |
30847 |
34 076 |
32 311 |
|
Органы денежно-кредитного регулирования |
2 761 |
14 630 |
12 035 |
11210 |
|
Краткосрочные обязательства |
2 761 |
5 734 |
3 295 |
2499 |
|
Долгосрочные обязательства |
- |
8895 |
8 740 |
8710 |
|
Банки |
61 658 |
50 188 |
63 386 |
73 232 |
|
Краткосрочные обязательства |
9 421 |
6343 |
12 151 |
14200 |
|
Долгосрочные обязательства |
52 236 |
43845 |
51 235 |
59033 |
|
Прочие секторы |
69 538 |
85185 |
89846 |
102799 |
|
Краткосрочные обязательства |
1 986 |
676 |
619 |
1 215 |
|
Долгосрочные обязательства |
67 553 |
84 509 |
89 227 |
101 584 |
Динамика объема и структуры государственного долга РФ в 2009 – 2013годах (на конец года) представлена в следующей таблице.
Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 – 2013годах, млрд. рублей
Таблица 2
2009 г. отчет |
2010 г. отчет |
2011 г. оценка |
2012 г. проект |
2013 г. проект | |
Государственный долг Российской Федерации |
3 233,1 |
4 158,2 |
5 699,3 |
7 743,0 |
9 624,7 |
% к ВВП |
8,3 |
9,3 |
10,7 |
13,2 |
14,8 |
% к предыдущему году |
128,6 |
137,1 |
135,9 |
124,3 | |
% к 2011 году |
135,9 |
168,9 | |||
в том числе: |
|||||
Государственный внутренний долг |
2 094,7 |
2 940,4 |
4 555,0 |
6 330,9 |
7 873,2 |
% к ВВП |
5,4 |
6,6 |
8,5 |
10,8 |
12,1 |
% к предыдущему году |
140,4 |
154,9 |
139,0 |
124,4 | |
% к 2011 году |
139,0 |
172,8 | |||
Государственный внешний долг |
1 138,4 |
1 217,8 |
1 144,3 |
1 412,1 |
1 751,5 |
% к ВВП |
2,9 |
2,7 |
2,2 |
2,4 |
2,7 |
% к предыдущему году |
107,0 |
94,0 |
123,4 |
124,0 | |
% к 2011 году |
123,4 |
153,1 |
Анализ динамики объема и структуры государственного долга показывает, что объем государственного долга увеличится за 2012 – 2013 годы практически в 1,5 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга, объем которого увеличится в 1,5 раза в 2013 году по сравнению с 2011 годом, или с 8,5 % ВВП до 12,1% ВВП.
Динамика объема и структуры внешнего долга (на конец года) представлена в следующей таблице.
Таблица 3
2010 г. отчет |
2011 г. оценка |
2012 г. проект |
2013 г. проект |
2014 г. проект | ||||||
млрд. долл. США |
струк-тура,% |
млрд. долл. США |
струк-тура,% |
млрд. долл. США |
струк-тура, % |
млрд. долл. США |
струк-тура, % |
млрд. долл. США |
структура, % | |
Государственный внешний долг, всего |
40,0 |
100 |
40,4 |
100 |
48,4 |
100 |
59,4 |
100 |
69,0 |
100,0 |
в том числе: |
||||||||||
кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте |
6,9 |
17,1 |
5,7 |
14,1 |
5,2 |
10,7 |
4,6 |
7,9 |
4,1 |
5,9 |
государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте |
32,2 |
80,5 |
29,2 |
72,3 |
34,9 |
72,1 |
40,7 |
68,4 |
46,4 |
67,3 |
гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
0,9 |
2,4 |
5,5 |
13,6 |
8,3 |
17,2 |
14,1 |
23,7 |
18,5 |
26,8 |
Анализ динамики объема и структуры государственного внешнего долга показывает, что объем государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте в 2012 – 2014 годах увеличится по сравнению 2011 годом (ожидаемое исполнение) в 1,7 раза и составит на 1 января 2015 года 69,0 млрд. долларов США.
Увеличение
внешнего долга обусловлено
Доля долга по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в общем объеме государственного внешнего долга в 2012 – 2014 годах сократится с 72,1 % до 67,3 %, или на 4,8 процентного пункта.
В 2012 – 2014 годах предусматривается увеличение в 3,4 раза государственного внешнего долга по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте по сравнению с 2011 годом, что связано с увеличением объемов предоставления указанных государственных гарантий в рамках программ государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на 2012 – 2014 годы.
Пунктом 6 статьи
16 законопроекта установлены
2. Рекомендации и пути сокращения государственного долга
государственный долг сокращение
Государственный долг – это сумма накопленных бюджетных дефицитов за минусом бюджетных избытков.
Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Обычно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей.
Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и в иностранный долг.
Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну (хотя многие должны друг другу) – надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит определенные условия.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП.