Внешний государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 22:14, контрольная работа

Описание работы

Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов займодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную доля оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и, как следствие, приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать, необходимо видоизменение экономической политики страны.

Файлы: 1 файл

гос.долг внешний.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики?

Обычно в государственном  долге видят две опасности:

1) возможность банкротства нации;

2) переложение долгового  бремени на другие поколения.

Первая опасность нереальна, поскольку никто не может запретить  правительству выполнять свои должностные  обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти обязательства складываются из:

а) рефинансирования (при  наступлении срока погашения  ГО правительство продает новые  ГО и использует выручку для выплаты  стоимости погашаемых облигаций);

б) взимания налогов (для  выплаты процента по долгу и его  суммы);

в) выпуска новых денег  в обращение.

Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают ко всё новым займам: покрывая старые долги, они делают еще большие новые.

Таким образом, государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства страны владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.

Обычно правительства  стран-должников принимают все  возможные меры, чтобы не попасть  в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей.

1. Традиционный  путь – выплата долгов за  учет золотовалютных резервов. Для  закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как  у них эти резервы исчерпаны  или очень ограничены.

2. Консолидация  внешнего долга, которая возможна  только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные  организации – клубы, где вырабатывают  солидарную политику, по отношению  к странам, которые не в состоянии  выполнять свои международные  финансовые обязательства.

Наиболее известные - Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба  названных клуба неоднократно шли  навстречу просьбам стран-должников (в том числе России) об отсрочке выплат, а в ряде случаев – частично списывали долги.

3. Сокращение  размеров внешнего долга путем  конверсии, т.е. превращения его  в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам  предлагают приобрести в стране, являющейся должником, недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране, имеющей долги. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.

4. Обращение  страны-должника, попавшей в тяжелое  положение, к международным банкам  – региональным, Всемирному банку.  Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к эмиссионной, кредитной политике, поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета.

Государственные долговые обязательства могут погашаться за счёт бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Ситуация, при которой должник оказывается не в состоянии погашать свой внешний долг по согласованному с кредитором графику, называется долговым кризисом.

При управлении государственным долгом могут использоваться следующие методы:

Рефинансирование  – это погашение старой задолженности  путём принятия новых обязательств.

Реструктуризация - пересмотр первоначального графика  погашения и обслуживания государственного долга.

Конверсия –  это изменение условий государственных  займов в интересах должника.

Консолидация  – это изменение сроков погашения  займов, как правило, в сторону увеличения путём перевода краткосрочных обязательств в долгосрочные. Консолидация может совмещаться с конверсией.

Аннулирование государственного долга представляет собой отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны, если таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить краткосрочную и долгосрочную задолженность или отсрочить выплату внешнего долга.

 

Заключение

 

В заключение следует  отметить, что в современном мире государственный долг является закономерным явлением в функционировании любого государства, которое сталкивается с проблемой растущей задолженности.

Основой формирования государственного долга является наличие бюджетного дефицита: его образование обусловлено, прежде всего, несоответствием между потребностями государства в финансировании своих расходов и ее возможностями. Бюджетный дефицит, в свою очередь, погашается с использованием механизма внутреннего и внешнего заимствования.

Необходимость обслуживания долга ограничивает возможности  правительства балансировать текущий  бюджет или тратить средства, направляемые на обслуживание долга на другие нужды.

Управление  государственным долгом – это  комплекс мероприятий, направленных на его оптимизацию, который включает в себя 3 этапа:

1. Определение  потребности в дополнительных  финансовых ресурсах (определение  предельных размеров государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбор инструментов привлечения ресурсов и повышения их использования)

2. Привлечение  финансовых ресурсов (выпуск и  размещение государственных ценных  бумаг, получение кредита)

3. Погашение и обслуживание долговых обязательств (поиск источников финансирования для погашения и обслуживания государственного долга, снижения общих издержек, своевременного выполнения долговых обязательств)

Приложение

 

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 01 декабря 2010 года

Приложение 1

Категория долга

млн. долларов США

млн. евро**

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего  Союза ССР, принятые Российской Федерацией )

37 523,2

26 890,6

Задолженность перед официальными кредиторами - членами  Парижского клуба, не являвшаяся предметом  реструктуризации

984,3

705,4

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 819,2

1 303,7

Задолженность перед официальными 
кредиторами - бывшими странами СЭВ

1 289,2

923,9

Коммерческая  задолженность бывшего СССР***

822,6

589,5

Задолженность перед международными финансовыми  организациями

3 734,6

2 676,4

Задолженность по еврооблигационным займам

26 239,6

18 804,3

внешний облигационный заем 2010 года

328,2

235,2

внешний облигационный  заем 2030 года

19 945,1

14 293,5

внешний облигационный  заем 2018 года

3 466,4

2 484,1

внешний облигационный  заем 2028 года

2 499,9

1 791,5

Задолженность по ОВГВЗ

1 775,3

1 272,3

в том числе:

   

ОВГВЗ VII серии

1 750,0

1 254,1

Задолженность по гарантиям Российской Федерации  в иностранной валюте

858,4

615,2


 

 

Приложение 2

 

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 декабря 2011 года

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент  млн. евро**

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего  Союза ССР, принятые Российской Федерацией )

35 838,1

26 824,9

Задолженность перед официальными кредиторами - членами  Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации

559,6

418,9

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 484,1

1 110,8

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими  странами СЭВ

1 010,9

756,7

Коммерческая  задолженность бывшего СССР***

56,3

42,1

Задолженность перед международными финансовыми  организациями

2 553,6

1 911,4

Задолженность по внешним облигационным займам

29 183,4

21 843,8

внешний облигационный  заем с погашением в 2015 году

2 000,0

1 497,0

внешний облигационный заем с погашением в 2018 году

3 466,4

2 594,6

внешний облигационный  заем с погашением в 2020 году

3 500,0

2 619,7

внешний облигационный  заем с погашением в 2028 году

2 499,9

1 871,2

внешний облигационный  заем с погашением в 2030 году

17 717,1

13 261,3

Задолженность по ОВГВЗ

24,6

18,4

Государственные гарантии Российской Федерации в  иностранной валюте

965,6

722,8


 

 

Приложение 3

 

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 декабря 2012 года

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент  млн. евро**

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего  Союза ССР, принятые Российской Федерацией )

40 872,9

31 571,9

Задолженность перед официальными кредиторами - членами  Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации

345,5

266,9

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 131,1

873,7

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими  странами СЭВ

983,7

759,8

Коммерческая  задолженность бывшего СССР***

56,0

43,3

Задолженность перед международными финансовыми  организациями

2 034,8

1 571,8

Задолженность по внешним облигационным займам

34 910,4

26 966,2

внешний облигационный  заем с погашением в 2015 году

2 000,0

1 544,9

внешний облигационный  заем с погашением в 2017 году

2 000,0

1 544,9

внешний облигационный  заем с погашением в 2018 году

3 466,4

2 677,6

внешний облигационный  заем с погашением в 2020 году

3 500,0

2 703,5

внешний облигационный  заем с погашением в 2022 году

2 000,0

1 544,9

внешний облигационный заем с погашением в 2028 году

2 499,9

1 931,0

внешний облигационный  заем с погашением в 2030 году

16 444,1

12 702,1

внешний облигационный  заем с погашением в 2042 году

3 000,0

2 317,3

Задолженность по ОВГВЗ

10,7

8,2

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

1 400,7

1 082,0

Информация о работе Внешний государственный долг РФ