Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:48, реферат
В настоящей самостоятельной работе предпринята попытка шире взглянуть на названную проблему с целью выйти за рамки исключительно макроэкономического анализа. Последний должен стать основой для постановки задачи структурирования и классификации государственного долга, что, в свою очередь, позволит правильно построить единую систему управления государственными пассивами. Логическим завершением этой цепочки будет создание соответствующей полной и непротиворечивой законодательной базы. При подобном подходе чисто экономические задачи тесно переплетаются с задачами теории управления и финансового права.
Введение
1. Классификация государственного долга
2. Государственный внешний долг
3. Государственный внутренний долг
4. Проблемы и противоречия
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И
ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат
По финансам на тему:
“ Внутренний и внешний государственный долг”.
Исполнитель:
студентка II курса
финансово-экономического факультета
22 группы
очно-заочного отделения
Преподаватель:
Литвиненко В. А.
МОСКВА 2012
Внутренний и внешний государственный долг
Введение
1. Классификация государственного долга
2. Государственный внешний долг
3. Государственный внутренний долг
4. Проблемы и противоречия
Список использованной литературы
Введение
В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета государственного долга заметно усилился. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению ; высокая доходность государственных ценных бумаг.
В настоящей
самостоятельной работе предпринята
попытка шире взглянуть на названную
проблему с целью выйти за рамки
исключительно
1.Классификация государственного долга
Законом
о федеральном бюджете на 1
Рассмотрим
экономическую природу понятий
внутреннего и внешнего долга. В
любом вводном курсе по теории
государственных финансов содержатся
четкие определения внешнего государственного
долга как долга перед
Критерии "рубль-доллар" и "резидент-нерезидент" деления долга на внутренний и внешний практически совпадали только до тех пор, пока на территории России действовала соответствующая статья Уголовного кодекса, рубль был "деревянным", все внешнеэкономические операции проводились в конвертируемой валюте, а внутриэкономические - в рублях. Именно поэтому не возникли принципиально различные схемы управления рублевой и валютной частями как внутреннего, так и внешнего долга. С началом либерализации российской экономики и финансовых рынков, а также процесса постепенного снятия ограничений на проведение валютных операций все заметнее становится несовершенство существующей классификации, системы управления и финансового планирования.
Первая
попытка законодателей
Нужно иметь в виду и следующее. В переходной экономике в процессе регулирования отношений, связанных с осуществлением государственных заимствований, могут возникать объективные противоречия между правительством и национальным банком. Последний проводит собственную политику на открытом рынке и, стремясь поддерживать стабильность национальной валюты, выступая одновременно в качестве органа валютного регулирования и органа контроля, заинтересован в методике, в первую очередь отражающей приоритетность данных направлений. Задачи же обеспечения экономического роста и интеграции в мировое хозяйство требуют от правительства перехода на общепризнанные методические стандарты, разработанные, в частности, МВФ, Всемирным банком, ОЭСР. Если для национального банка первостепенное значение приобретает деление государственного долга на рублевую и валютную составляющие, то для правительства крайне важно четко контролировать связь государственного долга с бюджетным дефицитом и источниками его покрытия. К сожалению, названное противоречие осталось вне поля зрения отечественных экономистов.
Может показаться, что проблема деления государственного долга на внутренний и внешний схоластична и далека от реальности. Однако в ходе анализа положения в этой области приходится сталкиваться с очень большими трудностями при обработке данных, поскольку отсутствует единая для всех видов заимствований методика. Учет государственных долговых обязательств ведется в зависимости от истории их возникновения, кредитора, формы и еще десятка нередко случайных факторов. Причем ключевым (идеологическим) является валюта обязательства. Есть и настоящие курьезы, например, обязательства по облигациям внутреннего валютного займа вообще не учитываются в составе государственного долга. Практические сложности возникают также при определении величины реальных бюджетных расходов по обслуживанию государственного долга из-за сальдирования отдельных показателей.
2.Государственный внешний долг
На 1 января 2009 г. суммарный непогашенный внешний долг правительства Российской Федерации и долг, принятый на себя правительством, составлял 127,4 млрд. долл. Эта сумма охватывает все кредитные соглашения, заключенные правительством или гарантированные им, кредитные соглашения, заключенные Внешэкономбанком или гарантированные им, и кредиты, полученные или гарантированные экономическими субъектами, уполномоченными осуществлять заимствования от имени Союза ССР. Из нее исключены обязательства по валютным облигациям ("вэбовки", "Тайга" или "минфиновки"), которые являются инструментами внутреннего долга.
Из
общей суммы внешнего долга 25,1 млрд.
долл. составляют кредиты, полученные
или гарантированные
Основная цель политики, проводимой правительством РФ в области управления внешней задолженностью, состояла в упорядочении отношений с внешними кредиторами бывшего СССР и установлении новых графиков платежей побеге) .долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств. В январе 1992 г. правительство заключило рамочное соглашение о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения долгов Парижскому клубу кредиторов. Далее последовали три его пересмотра в 1993, 1994, 1995 гг., связанные с обслуживанием долга в период с декабря 1991 г. по конец 1995 г. Вслед за этими соглашениями в апреле 1996 г. с Парижским клубом была согласована всеобъемлющая реструктуризация задолженности, охватывающая 38 млрд. долл. Из этой суммы 45% будет выплачено в течение 25 лет, а оставшиеся 55%, включающие краткосрочные долги Парижскому клубу, будут выплачиваться в течение 21 года. Реструктуризованная капитальная сумма долга будет выплачиваться ежегодно возрастающими частями начиная с 2002 г.
В настоящее время Внешэкономбанк ведет работу по осуществлению всесторонней реструктуризации долгов бывшего СССР Лондонскому клубу кредиторов. Предварительное соглашение было достигнуто в ноябре 1995 г., с деталями предложенной реструктуризации кредиторы банка были ознакомлены в июне 1996 г. Согласно схеме реструктуризации, вся невыплаченная капитальная сумма долга, составляющая приблизительно 25 млрд. долл., будет погашаться в течение 25 лет с момента первой выплаты в 2002 г.
В соответствии
с достигнутым соглашением
После распада СССР правительство РФ взяло на себя обязательства по долгам перед бывшими странами-членами СЭВ. Эти долги возникли благодаря системе межгосударственных расчетов, действовавшей в отношениях между странами-членами СЭВ. К концу июня 1996 г. величина этого долга составляла 16 млрд. долл. Часть его будет погашена товарными поставками.
В таблице 3 содержится прогноз расходов по обслуживанию и погашению внешнего долга на пять лет, включая капитальную сумму и проценты, выплачиваемые по всем внешним долгам, не погашенным на 01.07.96; в расчете использованы текущие значения обменных курсов и процентных ставок. При этом предполагается, что платежи по обязательствам перед Парижским и Лондонским клубами будут производиться в соответствии с достигнутыми соглашениями. Планируется, что при завершении реструктуризации внешнего долга бывшего СССР только 16,5% невыплаченной на 01.07.96 суммы внешнего долга будет погашено в период до 2001 г. Общая величина расходов по обслуживанию внешнего долга уменьшится с 8,2 млрд. долл. в 1996 г. до 7,5 млрд. в 1997 г., возрастет до 9,0 млрд. в 1998 г. и 12,2 млрд. долл. в 1999 г. в основном за счет погашения капитальной суммы долга МВФ.
3.Государственный внутренний долг
Суммарный объем государственного внутреннего долга на 1 января 1997 г. составлял 434 трлн. руб., или около 19 % ВВП. Согласно классификации, виды государственного долга с кодами 001-010 включаются в состав госдолга СССР. Строка классификации с кодом 027 относится к государственному долгу индексационного типа . Остальные виды долга составляют государственный долг кредитного типа (см. табл. 2).
Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.
К рыночным инструментам можно отнести государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федеральных займов с переменным и постоянным купонами (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего валютного займа ("вэбовки"), к нерыночным - векселя Министерства финансов, задолженность Центральному банку и пр. Предполагается, что число видов государственного внутреннего долга только в 1997 г. увеличится в полтора раза, в основном за счет нерыночных инструментов.
В 1996 г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета осуществлялось в основном путем выпуска ГКО.
В целях
увеличения сроков заимствования и
уменьшения процентных ставок в июне
1995 г. в обращение были введены
облигации федерального займа (ОФЗ).
Технология размещения, обращения и
погашения этих бумаг полностью
совпадает с технологией
4.Проблемы и противоречия
Остановлюсья на основных противоречиях и проблемах, с которыми сталкивается сегодня система государственных заимствований. Начать следует с особенностей, связанных с нынешним состоянием государственного внутреннего долга.
1. Дефицитный
бюджет приводит к ускоренному
росту государственного
Информация о работе Внутренний и внешний государственный долг