2. На
государственный долг списывается
все текущее бюджетное недофинансирование
за последние шесть лет, приобретающее
суррогатные формы. Это задолженность
предприятиям АПК, организациям,
осуществляющим северный завоз,
переоформленная в казначейские
векселя, облигационный заем для
погашения товарных обязательств
и задолженности перед Центральным
банком РФ, Пенсионным фондом
и пр. Объем обязательств по
ГКО-ОФЗ на 1 января 1998 г. не превысит
две трети всего объема внутреннего
долга.
3. Центральный
банк и Минфин РФ сконцентрировали
свои усилия на узком "облигационном"
сегменте финансового рынка. Управление
долгом свелось к планированию
объемов и периода обращения
очередного выпуска ГКО-ОФЗ.
4. Отсутствует
средне- и долгосрочное планирование,
в том числе при подготовке
проекта федерального бюджета,
состава и объема государственного
долга, а также графиков его
погашения. Без подобного прогноза,
хотя бы на двух - трехгодичный
период, невозможно проводить перспективный
анализ ситуации.
5. Рынок
российских государственных ценных
бумаг станет цивилизованным
только при увеличении числа
инструментов и доли долгосрочных
бумаг (со сроками обращения
5-30 лет), что произойдет не ранее,
чем через два-три года. Управление
государственными пассивами на
первом этапе требует обеспечения
единообразного подхода к отражению
в бюджете операций с долговыми
обязательствами государства.
6. Понятия
внутреннего и внешнего долга
постепенно смыкаются. Этот процесс
ускоряется при использовании
такой формы заимствования, как
выпуск ценных бумаг, в том
числе номинированных в валюте.
С одной стороны, наблюдается
массовый приток средств нерезидентов
на рынок ГКО-ОФЗ (инструмента
внутренних заимствований), с другой
- происходит смешение понятий
- "внутренний валютный долг",
существующий в форме "вэбовок".
С допуском нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ
изменились основные агрегаты платежного
баланса РФ, в частности, по оценкам Центрального
банка РФ, сальдо по счету текущих операций
уменьшилось в 1996 г. на 7 млрд. долл. по сравнению
с предыдущим годом. Сегодня Центральный
банк фактически вынужден брать на себя
не свойственные ему функции гаранта по
сделкам нерезидентов с ГКО. Такие дополнительные
риски не способствуют решению главной
задачи, возложенной на ЦБР, - поддержания
устойчивости российской денежно-кредитной
системы. Присоединение Российской Федерации
к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости
рубля по текущим операциям ускорят процесс
"срастания" двух видов государственного
долга. С выпуском еврооблигаций и их размещением
среди как нерезидентов, так и резидентов
совершенно иной характер приобретает
задача маневрирования рублевыми и валютными
пассивами.
Рассмотрю
основные проблемы, связанные с нынешним
состоянием государственного внешнего
долга.
1. Принципиально
разные правовые и экономические
подходы практикуются в отношении
внешнего долга бывшего СССР,
принятого на себя Российской
Федерацией, и вновь возникающего
долга Российской Федерации. Если
правовой режим первого задан
спецификой заключенных международных
договоров, то использование особых
экономических подходов и порядка
отражения второго в бюджетной
отчетности вряд ли оправданно.
2. Серьезная
проблема, связанная с долгом
бывшего СССР, обусловлена той
ролью, которую исторически играл
Внешэкономбанк в расчетах с
иностранными кредиторами. Как показали
проверки, проведенные Счетной палатой
РФ, Внешэкономбанк - агент правительства
Российской Федерации по обслуживанию
внешнего долга и управлению долговыми
активами бывшего СССР и агент правительства
по обслуживанию внутреннего валютного
займа РФ в течение 1992-1996 гг. до сих пор
функционирует вне пределов правового
поля и крайне посредственно справляется
с возложенными на него функциями. Статус
Внешэкономбанка можно привести в соответствие
со сложностью и значимостью решаемых
им задач только путем внесения изменений
в федеральное законодательство.
3. Операции
правительства по размещению
еврооблигаций, а также реализуемые
Центральным банком РФ механизмы
допуска нерезидентов на рынок
внешних заимствований (ГКО-ОФЗ) еще
не получили должной экономической и правовой
оценки. Влияние данных кредитных потоков
на платежный баланс России остается не
изученным.
Необходимо
отметить, что информация о мероприятиях,
проводимых правительством и его
агентами по урегулированию вопросов,
связанных с российскими внешними
долгами и активами, необоснованно
закрывается и практически недоступна
даже для аудиторов Счетной палаты
РФ. Это крайне затрудняет финансовый
мониторинг, усложняет контроль за
подобными операциями, стимулирует злоупотребления.
Список использованной литературы
- Борисов С. М. “Внешние долги России”, “Деньги и кредит” №2, 2009
- Буткевич В. “Долги растут , а погасить их нечем”, “Экономика и Жизнь” №44, 2011
- Дадашев В. Финансовая система России. М.: Инфра-М, 2010
- Курьеров А. “Общие тенденции”, “ЭКО” №10, 2009
- Петров П. А. “Неплатежи как зеркало больной экономики”, “Финансы” №4, 2011
- Попов В. “Как разорвать долговую петлю”, “Экономика и Жизнь” №7, 2010
- Романенко Л. М. “Еще раз о неплатежах”, “Финансы” №4, 2009
- Титков В. “Стабилизация и управление государственным долгом России”, “Вопросы экономики” №12, 2011
- Шмелев Н. “Неплатежи - проблема № 1 российской экономики”, “Вопросы экономики” №4, 2010