Внутрифирменный финансовый контроль, оценка его состояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование финансового контроля на предприятии, как инструмента для проведения мероприятий по улучшению его финансового состояния и стабилизации положения.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить сущность и элементы контроля в организации;
- рассмотреть виды и задачи контроля в организации;
- изучить методы контроля в организации;

Содержание работы

1. Теоретические основы системы контроля в организации 6
1.1Основные понятия контроля в организации 6
1.2 Методы проведения контроля. 10
1.3 Оценка эффективности системы контроля в организации. 14
2. Исследование системы финансового контроля в организации на примере ОАО «ХХХ» 17
2.1. Краткая финансово-экономическая характеристика предприятия 17
2.2. Анализ системы внутреннего контроля на предприятии 22
2.3. Повышение эффективности внутреннего контроля на предприятии 26
Выводы и предложения 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 90.19 Кб (Скачать файл)

     Финансовый  контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения  и перераспределения стоимости  валового общественного продукта и  национального дохода; составления  и исполнения бюджета (бюджетный  контроль); финансового состояния  и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

     Финансовый  контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и  финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность  может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.

     Финансовый  контроль выступает как механизм обратной связи в цепочке от постановки целей и задач финансовой политики до получения практических результатов  развития экономики.

     Полученные  в ходе финансового контроля цифры  и факты, их анализ являются основанием для изменения концепции финансовой политики, для разработки новых прогнозов, планов, перегруппировки финансовых ресурсов, изменения форм финансовых отношений. А вновь созданные  планы, формы и методы реализации финансовых отношений опять нуждаются  в контроле.

     Таким образом, предметом финансового  контроля на предприятиях выступают  процессы формирования и использования  финансовых ресурсов, а объектом контроля - органы управления, деятельность которых  непосредственно связана с данными  процессами.

     Одна  из важнейших причин необходимости  осуществления контроля состоит  в том, что любая организация, безусловно, обязана обладать способностью, вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они  повредят достижению целей организации.

     Сведем  основные виды контроля в таблицу 1.1 [18. с.77].

     Таблица 1.1

     Основные  виды контроля 

Вид контроля Характеристика контроля
предварительный Основными функциями  предварительного контроля можно считать  разработку процедур и правил поведения  работников в процессе реализации принятых планов. Обязательное выполнение этих правил условие для всех работников при осуществлении контроля во всех областях деятельности по управлению материально-сырьевыми, финансовыми  ресурсами и живым трудом. Предварительный  контроль в управлении живым трудом (людьми) состоит в анализе деловых  качеств работников, их профессионально-квалификационных качеств, необходимых для выполнения конкретных функциональных обязанностей.

Предварительный контроль в области управления материально-сырьевыми  ресурсами предусматривает предварительный  входной контроль всех материально-сырьевых ресурсов, поступающих на предприятие  для осуществления производственной деятельности как внутри страны, так  и за рубежом по действующим стандартам, тогда как предварительный контроль в области финансовых ресурсов осуществляется путем анализа финансового состояния  через бюджет, который предусматривает  предельные ассигнования по статьям  затрат.

текущий Текущий контроль осуществляется в процессе производственно-хозяйственной деятельности, по всей цепи иерархии управления и направлен на предупреждение возможных отклонений в производственном процессе и возможных трудностей.
заключительный Заключительный контроль, в отличие от текущего, применяется  по результатам производственной деятельности, когда продукция уже изготовлена  и нужно только сравнить полученные результаты с требуемыми. Для процесса контроля необходима разработка определенной процедуры, т.е. выработка стандартов и критериев, анализ реальных результатов  и корректирующих мер.

 

     Таким образом, подводя итог, следует отметить, что контроль как функция управления позволяет своевременно выявить  и устранить те условия и факторы, которые не способствуют эффективному ведению производства и достижению поставленной цели.  

     1.2 Методы  проведения контроля. 

     Финансовый  контроль в зависимости от целей, задач и функционального назначения подразделяется на государственный, внутрихозяйственный  и независимый (аудиторский) контроль. В свою очередь государственный  финансовый контроль подразделяется на общегосударственный и ведомственный.

     Общегосударственный финансовый контроль применяется в  отношении любого объекта контроля независимо от подчиненности и формы  собственности. Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.

     Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют все  министерства, ведомства, объединения  по отношению к подведомственным им предприятиям, организациям, учреждениям. Для осуществления внутриведомственного финансового контроля в составе  министерств, ведомств, объединений, отделов  исполкомов местных Советов создаются  контрольно-ревизионные группы, контрольно-ревизионные  отделы или контрольно-ревизионные  управления. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами на самом предприятии, в  организации, учреждении. Этот контроль осуществляют бухгалтерия, финансовый отдел. На крупных предприятиях в  для осуществления внутрихозяйственного контроля, кроме этих служб, создаются  контрольно-ревизионные отделы, группы.

     Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Контрольные  и консультационные услуги аудиторские  фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его  объективности.

     В зависимости от времени осуществления  финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий [8, с.78].

     Перед финансовым контролем стоят следующие  задачи:

     - содействие сбалансированности  между потребностью в финансовых  ресурсах и размерами денежных  доходов и фондов народного  хозяйства;

     - обеспечение своевременности и  полноты выполнения финансовых  обязательств перед государственным  бюджетом;

     - выявление внутрипроизводственных  резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

     - содействие рациональному расходованию  материальных ценностей и денежных  ресурсов на предприятиях, в организациях  и бюджетных учреждениях, а  также правильному ведению бухгалтерского  учета и отчетности;

     - обеспечение соблюдения законодательства  и нормативных актов, в том  числе в области налогообложения  предприятий, относящихся к различным  организационно-правовым формам;

     - содействие высокой отдаче внешнеэкономической  деятельности предприятий, в том  числе по валютным операциям  и др.

     Органы  государственного финансового контроля свою работу проводят по планам. Планы  составляются с учетом установленной  по закону периодичности проверок и  ревизий. В планах намечаются объекты  контроля, тема проверки или ревизии, срок начала и окончания, количество исполнителей и их состав и т.д. Органы аудита свою работу проводят на основе договора.

     Для того чтобы выявить нарушения  в финансово-хозяйственной деятельности имеется несколько методов установления достоверности и правильности операций: формальный; фактической проверки; встречной проверки; корреспондирующий; аналитически-нормативный; метод изучения законности финансово-хозяйственных  операций. Формальный метод заключается  в контроле за правильностью оформления документа (соблюдена ли установленная  форма; наличие подписей и их достоверность; наличие печатей, штампов; заполнены  все реквизиты; наличие исправлений, подчисток; правильность итогов и т.п.).

     Метод фактической проверки состоит в  проведении инвентаризации материальных ценностей и денежных средств  с целью установления их сохранности.

     Аналитически-информативный  метод состоит в химико-технологическом  анализе выпускаемой продукции; в контроле выпускаемой продукции; в контрольных замерах; в проверке фактически выполненных работ, затраченного времени; в проверке соблюдения установленных  форм и нормативов и т.д.

     Результативность  ревизии или проверки в значительной степени зависит от качества составленного  акта. Составление акта начинается задолго до написания самого текста. Обилие и разнообразие вопросов, с  которыми проверяющий сталкивается в процессе своей работы, обязывает  его с самого начала ревизии (проверки) подбирать и систематизировать  материал в соответствии с разделами  и вопросами программы и рабочего плана [7, с.35].

     На  основе систематизированного материала  составляется акт. Акт ревизии (справка) – это не просто перечень допущенных нарушений финансово- хозяйственной  деятельности, это документ, который  должен послужить основанием для  правильных выводов о качестве, законности, целесообразности работы проверяемого объекта и на базе этого для  выработки реальных предложений, рекомендаций, предписаний в целях устранения выявленных нарушений, принятия мер  к виновным лицам. В связи с  этим к акту ревизии (справке) предъявляется  ряд требований.

     Современные методы анализа и прогнозирования  остаются неиспользуемыми, а менеджмент оказывается не в состоянии составить  даже среднесрочные планы. Причем применяемый  менеджерами и аналитиками инструментарий различается по подразделениям, что  может вызвать затруднения в  координации и недостаточность  информации у руководства. Проблему увязки управленческой информации в  единое целое в рамках отдельно взятой компании решает контроллинг.

     Выделим следующие задачи контроллинга:

     - планирование - определение действий, необходимых для достижения оперативных  и стратегических целей, т.е.  превращение целей предприятия  в планы; 

     - управленческий учет (на наш взгляд, ключевой элемент подсистемы  контроллинга) - отражение в удобной  форме финансово-хозяйственной деятельности  предприятия в ходе выполнения  плана. Он ориентирован на внутренних  пользователей информации, в отличие  от учета бухгалтерского или  налогового;

     - организация потоков информации  внутри предприятия; 

     - мониторинг процессов, проходящих  на предприятии, в необходимом  временном режиме;

     - контроль - оценка свершившегося  и соответствия фактических показателей  плановым.

     Весь  инструментарий контроллинга относится  к таким дисциплинам, как менеджмент, маркетинг, финансы. Ценность же данной концепции в комплексности и  увязанности между собой информации из различных областей функционирования компании.

     Инструментарий  контроллинга можно классифицировать по двум критериям:

     - области применения - какие задачи  помогает решить данный инструмент.

     - периоду действия - оперативный или  стратегический.

     Таким образом, подводя итоги, следует  отметить, что основным методом осуществления  предварительного и текущего контроля являются визуальные проверки. Такие  проверки актами, справками не оформляются. Все дело сводится к отдаче распоряжения, приказа в письменной или устной форме о недопущении или приостановлении  незаконной хозяйственно-финансовой операции. Последующий контроль осуществляется несколькими методами. К ним относятся: проверка, экономический анализ, ревизия. Проверка может быть счетной или тематической. Для того чтобы выявить нарушения в финансово-хозяйственной деятельности имеется несколько методов установления достоверности и правильности операций: формальный; фактической проверки; встречной проверки; корреспондирующий; аналитически-нормативный; метод изучения законности финансово-хозяйственных операций. Одним из методов реализации непрерывного и комплексного контроля является контроллинг. 

     1.3 Оценка  эффективности системы  контроля в организации. 

     К основным критериям эффективности, финансовый контроль можно отнести  следующие. Система безналичных  расчетов предприятия по формам, процедурам, срокам должна соответствовать законодательству Российской Федерации, своевременно и  в полной мере должны выполняться  платежные обязательства предприятия  перед кредиторами и собственными работниками, своевременно и в полной мере должны погашаться обязательства  дебиторов и собственных работников перед предприятием.

     Системы бюджетирования и бизнес-планирования должны отвечать требованию рациональности, в общем и целом они могут  быть сведены в следующие три  основных направления [5, c.46]:

     а) организационная структура систем;

     б) регламентация систем;

     в) информация систем.

     Кроме этого, об эффективности данных систем следует судить по уровню достижения ряда параметров, таких как оптимальная  координация деятельности, управляемость  и адаптивность предприятия к  изменениям, оптимизация внутреннего  контроля, высокая мотивация работы менеджеров.

     Политика  привлечения новых финансовых ресурсов при осуществлении финансового контроля должна отвечать следующим требованиям:

     - если есть возможность выбора, то финансирование за счет  долгосрочных кредитов предпочтительнее, так как имеет меньший ликвидный  риск (в то же время, стоимость  долга не должна быть высокой);

     - долги предприятия должны погашаться  в установленные сроки (следует  учесть, что в отдельных случаях  предприятие может применять  метод финансирования текущей  деятельности за счет откладывания  выплат по обязательствам).

     Проверке  также подлежит и управление структурой капитала предприятия. Структура капитала обеспечивает минимальную его цену, оптимальный для предприятия  уровень финансового левереджа; при принятии решений о структуре  капитала должны учитываться и иные критерии, например: способность предприятия  обслуживать и погашать долги  из суммы полученного дохода, величины и устойчивость прогнозируемых потоков  денежных средств для обслуживания и погашения долгов, иные критерии. Идеальная структура капитала максимизирует  общую стоимость предприятия  и минимизирует общую стоимость  его капитала. При принятии решений  по структуре капитала также должны учитываться отраслевые, территориальные  и оргструктурные особенности предприятия, его цели и стратегии, существующая структура капитала и планируемый  темп роста. При определении же методов  финансирования, структуры заемного финансирования должны учитываться  стоимость и риски альтернативных вариантов стратегии финансирования, будущие тенденции в конъюнктуре  рынка и их влияние на наличие  капиталов в будущем и будущие  процентные ставки.

Информация о работе Внутрифирменный финансовый контроль, оценка его состояния