Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:27, реферат
Финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую значимость стали приобретать денежные доходы и расходы государства.
На ранних стадиях развития государства не было разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы.
Финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую значимость стали приобретать денежные доходы и расходы государства.
На ранних стадиях развития государства не было разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы.
С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI–XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.
Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала.
Для создания первых капиталистических предприятий широко использовались государственные займы и налоги. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма, позволяющей первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, которые в значительной части направлялись на расширение производства.
В условиях капитализма,
финансы выражают экономические
отношения в связи с
Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением милитаризации экономики. Военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли больше 2/3 всех государственных расходов. Огромные средства направлялись на содержание государственного аппарата – парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здраво охранение были крайне невелики. Основным источни ком доходов были налоги.
К началу XX в. государство стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.
Значительное развитие получило вмешательство государства в экономику. Оно стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борь бе на мировом рынке, предоставляя экспортным фир мам так называемые экспортные премии.
Вмешательство в
процесс воспроизводства и
Были созданы
Огромные расходы
вызывают необходимость уве личения
налогов – главного финансового метода
мобилизации ресурсов в государственные
и местные бюджеты.
Как историческая категория финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Во времена первобытнообщинного строя не было классов, не было и государства.
Первое крупное
деление общества на классы – это
деление на рабовладельцев и рабов
и первое государство –
На ранних стадиях
развития государства не существовало
разграничения между ресурсами
государства и ресурсами его
главы: монархи распоряжались
С 19 века в экономической литературе термин «финансы» распространяется не только на государственные доходы и расходы, но и используется для характеристики денежных операций фирм, банков.
Большинство зарубежных экономических школ определяют финансы как метод управления денежными средствами. Аналогичная точка зрения встречается и в советской литературе 20-х годов прошлого века.
С 40-х годов 20 века советские ученые обозначают подходы к определению сущности финансов как системе экономических (производственных) отношений, то есть рассматривают финансы в качестве экономической категории.
Впервые сделал попытку выделить финансы в отдельную экономическую категорию В.П. Дьяченко. Он стал основоположником распределительной концепции сущности финансов, которую поддерживает ряд ученых (В.М. Родионова, Л.А. Дробозина, В.В. Ковалев). Сторонники распределительной теории сущности финансов связывают возникновение и функционирование финансов только со стадией распределения, не отрицая ее связи и взаимообусловленности с процессами производства, обмена и потребления.
В послевоенный период
появилась друга концепция
Значительный вклад в развитие финансовой науки внес Э.А. Вознесенский – основоположник экономико-правовой точки зрения на сущность финансов. Взгляд на финансы как систему денежных отношений, имеющих императивный (государственно-властный, регламентированный) характер, и служащих для формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов с целью удовлетворения потребностей государства, придерживаются М.В. Романовский, О.В. Врублевская, Б.М. Сабанти.
Таким образом, вопрос о сущности финансов относится к разряду дискуссионных. Наиболее обоснованным и распространенным взглядом на сущность финансов является следующее определение: «Финансы представляют собой экономические (денежные) отношения, имеющие регламентированный характер и связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих и удовлетворения социальных потребностей государства.
Под централизованными
финансами понимаются экономические
денежные отношения, связанные с
формированием и использованием
фондов денежных средств государства,
аккумулируемых в государственной
бюджетной системе и
Финансы – неотъемлемая
часть денежных отношений, поэтому
их роль и значение зависят от того,
какое место денежные отношения
занимают в экономических отношениях.
Однако не всякие денежные отношения
выражают финансовые отношения. Финансы
отличаются от денег, как по содержанию,
так и по выполняемым функциям.
Деньги – это всеобщий эквивалент,
с помощью которого прежде всего
измеряются затраты труда ассоциированных
производителей, а финансы – экономический
инструмент распределения и
Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг; предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении; государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов; государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов; отдельными звеньями бюджетной системы; органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая; а также денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятий.
Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.
Объем национального
дохода определяет возможности удовлетворения
общегосударственных
Без участия финансов
национальный доход не может быть
распределен. Финансы – неотъемлемое
связующее звено между
По своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главным условием роста финансовых ресурсов является увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы – не тождественные понятия. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов; она исследует закономерности развития финансовых отношений.
Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.
Финансы – это, прежде
всего, распределительная категория.
С их помощью осуществляется вторичное
распределение или
Социально-экономическая сущность финансовых отношений состоит в исследовании вопроса – за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.
Вместе с тем следует отметить, что распределительные процессы происходят не только через финансы, но и путем использования цен и кредита. Как известно, цена есть денежное выражение стоимости товара. Прежде чем произойдет распределение национального дохода, товар должен быть реализован. Цена предопределяет величину денежных средств, поступающих от реализации продукции к ее собственникам, и выступает исходной основой дальнейшего распределительного процесса. В условиях гиперинфляции в Российской
Федерации произошел резкий рост цен, и перераспределительная функция цены усилилась.
Цены также регулируют
спрос и предложение на товары
и тем самым оказывают
Крупные перераспределительные процессы протекают в сфере кредитных отношений. Финансы и кредит – взаимосвязанные категории. Они в сочетании обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на расширенной основе. В Российской Федерации кредитные ресурсы привлекаются для покрытия бюджетного дефицита.
Кредит представляет
собой движение ссудного фонда, осуществляемого
через банковскую систему и специальные
финансово-кредитные институты. Банки
аккумулируют свободные денежные средства
предприятий и населения и
передают их на основе обеспеченности,
возвратности, платности и срочности
предприятиям, нуждающимся в них.
Основное отличие кредитных отношений
от финансовых состоит в том, что
кредит должен быть в обусловленный
срок возвращен кредитору с уплатой
по нему заранее установленных
Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода (НД) среди участников материального производства и делятся на две группы: 1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 2) доходы предприятий сферы материального производства.
Однако первичные
доходы еще не образуют общественных
денежных фондов, достаточных для
развития приоритетных отраслей народного
хозяйства, обеспечения обороноспособности
страны, удовлетворения материальных
и культурных потребностей населения.
Дальнейшее распределение или
В результате перераспределения
образуется вторичные, или непроизводственные
доходы. К ним относятся доходы,
полученные в отраслях непроизводственной
сферы, налоги (подоходный налог с
физических лиц и др.). Вторичные
доходы служат для формирования конечных
пропорций использования