Возникновение финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:27, реферат

Описание работы

Финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую значимость стали приобретать денежные доходы и расходы государства.

На ранних стадиях развития государства не было разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы.

Файлы: 1 файл

Возникновение финансов.docx

— 40.19 Кб (Скачать файл)

Активно участвуя в  распределении и перераспределении  НД, финансы способствуют трансформации  пропорций, возникших при первичном  распределении национального дохода, в пропорции его конечного  использования. Доходы, создаваемые  в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными  и финансовыми ресурсами и, прежде всего, между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.

Перераспределение НД в РФ происходит в интересах  структурной перестройки народного  хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства) в пользу наименее обеспеченных слоев  населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери). Таким образом, перераспределение НД происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Конечная цель распределения  и перераспределения НД и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении  высокого качества жизни широких  слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения  материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и  организаций в улучшении финансово-хозяйственной  деятельности, достижении наилучших  результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция финансов

Финансы являются инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется  в контроле над распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием его по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансами  развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение  качества работы во всех звеньях народного  хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на экономическое стимулирование, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Осуществляя функцию контроля над финансами, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение различных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Одна из важных задач  финансового контроля - проверка точного  соблюдения законодательства в области  финансов, своевременности и полноты  выполнения финансовых обязательств перед  бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств по расчетам и платежам между предприятиями  и организациями.

Контрольная функция  финансов реализуется через многогранную деятельность финансовых органов. Работники  финансовой системы и налоговой  службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной  частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления  контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно  меняются. Распределительная и контрольная  функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в  качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает  финансовая информация. Она заключена  в финансовых показателях, имеющихся  в бухгалтерской, статистической и  оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные  стороны работы предприятий и  оценить результаты хозяйственной  деятельности. На их основе принимаются  меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может  реализоваться с большей или  меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных  лиц порядок ведения финансового  хозяйства, соблюдения установленных  норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Другие  функции финансов

Помимо распределительной  и контрольной функции, финансы  выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

Некоторые авторы не признают распределительной функции  финансов, считая, что она не отражает их специфику. Но сторонники распределительной  функции отнюдь не считают, что она  порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса. Наоборот, они связывают ее со специфическим общественным назначением финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии распределения стоимости, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция финансов развита в России слабо.

В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стимулирующую функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить всем хозяйствующим субъектам и гражданам стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

  1. Роль финансов в экономике

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.

Основными участниками финансовых отношений являются:

  1. государство;
  2. хозяйствующие субъекты;
  3. население.

Основные признаки государственных финансов:

  1. денежные отношения между двумя субъектами, (где нет денег, не может быть финансов);
  2. субъекты обладают различными правами, один из них (государство) обладает особыми полномочиями.
  3. в процессе этих отношений формируется государственный бюджет;
  4. регулярное поступление средств в бюджет обеспечено законодательством.

Рыночный  механизм хозяйствования формирует и реализует систему экономических отношений:

  1. непосредственно между хозяйствующими субъектами – производителями и потребителями (продавцами и покупателями) товаров и услуг;
  2. в сфере производства и обращения;
  3. между хозяйствующими субъектами (налогоплательщиками и государством);
  4. в финансово- бюджетной сфере – между хозяйствующими субъектами (работодателями и наемными работниками);
  5. в сфере трудовых отношений.

Хозяйствующие субъекты многолики и функционируют одновременно в качестве:

  1. производителя и потребителя на рынке товаров и услуг;
  2. заемщика и инвестора на финансовом рынке;
  3. работодателя на рынке труда.

В рыночной экономике  взаимодействуют 3 специфических основных рынка:

  1. рынок товаров и услуг;
  2. рынок труда;
  3. финансовый рынок.

Все три рынка  находятся в постоянном взаимодействии, выполняя специфические функции  рыночной системы хозяйствования.

Функционирование  финансов как экономической категории обязательно связано с действием объективных экономических законов.

На современном  этапе особо выделяются такие  сущностные характеристики финансов, как социальная направленность финансовых отношений, что усиливает значение вопросов четкого взаимодействия между  всеми участниками финансовых отношений  в условиях рыночной экономики.

В мировой практике развитых стран выделяются две основные модели рыночной экономики, обеспечивающие экономический и социальный прогресс общества, различающиеся между собой прежде всего по степени государственного регулирования экономики.

Сущность той или иной модели определяется экономической и социальной ролью государства в развитии общества. От того, какая из моделей рыночной системы хозяйствования реализуется в постсоциалистических государствах, зависит и налоговая емкость производства и доходов.

Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием  и использованием национального  дохода стран. Финансы воздействуют на производство, распределение и  потребление и носят объективный  характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений  и относятся к базисной категории.

Роль  финансов в экономике постоянно усиливается, отражая усложняющиеся перераспределительные отношения в обществе. 
 
 

  1. Взаимосвязь финансов с другими  экономическими категориями

Финансы и цена

В достижении высоких  конечных народнохозяйственных результатов, обеспечении сбалансированности экономики, усилении действенности экономических  рычагов и стимулов важное значение имеет согласованность финансовой и ценовой политики государства. Для этого необходимо выяснить особенности взаимодействия цен и финансов и определить области преимущественного использования каждого экономического инструмента. Цена есть основа и начало распределительного процесса, поскольку в ней отражены основные элементы стоимости. Финансы такой всеобъемлемостью не обладают.

Цена предопределяет всю совокупность макроэкономических показателей, так как государство  и рынок "просчитывают" ВВП, НД, прибыль, добавленную стоимость  в стоимостном выражении, а цена, как известно, есть денежное выражение  стоимости. Цена позволяет количественно  определить размер финансовых ресурсов, так как одним из элементов  цены является чистый доход, являющийся объектом финансового распределения. Если через цены происходит первичное  распределение стоимости ВВП, то через финансы происходит распределение  части стоимости ВВП: чистого  дохода. Однако и совокупность распределительных  и перераспределительных отношений, присущих финансам, так же реализуется через цену и ее структурообразующие элементы: налоги, амортизацию, начисления на заработную плату, страхование, находящие выражение в себестоимости и прибыли. Таким образом, механизм ценообразования объективно включается в систему финансовых отношений как форма их проявления.

Под влиянием цен  происходит в основном формирование стоимостных пропорций первичного распределения ВВП и НД. Вместе с тем через механизм отклонения цен товаров от их стоимости цены используются и для перераспределения  НД. Однако их влияние на процессы перераспределения  ограниченно, поскольку зависит  от реализации товаров. Поэтому финансы  являются более универсальным и  гибким средством перераспределения, чем цены, поскольку на их основе осуществляется безвозмездное перераспределение  ресурсов из одного звена хозяйственной  системы в другое.

Теснейшая взаимосвязь  финансов и цены предопределяет зависимость  размера финансовых ресурсов от ценового механизма, однако и финансы способны оказывать на цены определенное воздействие. Так, при уменьшении или увеличении размера налоговых ставок происходит соответствующая корректировка  цены. Возьмем банальный пример. В цене на водку 80 процентов составляет акциз. Значит, путем изменения ставки можно воздействовать на цену водки. От цены зависит реализация этого  любимого народом напитка, а следовательно, и доходы государства.

Цена и финансы  являются важнейшими инструментами  регулирования экономики. Во многих странах государство компенсирует производителям потери в связи со своим вмешательством в ценообразование. Интересен в этом отношении опыт США, где с помощью государственного регулирования цен, займов и бюджетных  ассигнования поддерживается стабильность сельскохозяйственного сектора  и вместе с рынком достигается  сбалансированность спроса и предложения  на зерно и хлопок.

Информация о работе Возникновение финансов