ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) (World Trade Organization – WTO)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:39, реферат

Описание работы

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) (World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.
ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.

Файлы: 1 файл

малый бизнес.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Заявка на присоединение была подана в 1993 году, тогда, правда, мы хотели присоединиться к ГАТТ, но, как только появилась ВТО, сразу подали заявку и на вступление в ее ряды. По большому счету, переговорный процесс стартовал только в 2000 году. В рамках процедуры нашим переговорщикам необходимо было согласовать условия вступления с каждым членом организации. В 2004 году были согласованы условия вступления и с ЕС. Сложности оставались на переговорах с 13 странами, включая США, Канаду, Бразилию, Аргентину, Австралию. Самыми долгими получились переговоры с США, соглашение с США было подписано лишь в 2006 году, но тогда же истек срок действия российской заявки (12 лет) и пришлось перезаключать соглашения. Одновременно с этим Россия начала вводить протекционистские меры по внешней торговле, а также рассорилась с Западом в 2008 году из-за вооруженного конфликта с Грузией. В начале 2009 года власти сделали неожиданный ход, заявив о создании ТС с Белоруссией и Казахстаном. После чего было объявлено, что в ВТО Россия будет вступать вместе с товарищами по ТС. Это внесло еще больше сомнений в реальность близких перспектив нашего участия в элитном мировом клубе, к тому же отношения ЕС и США по-прежнему не ладились. Но в 2010 году произошел резкий разворот. Президент Дмитрий Медведев фактически дал сигнал к штурму. Россия отказалась от коллективного вступления, в октябре завершили переговоры с США, наконец, подписали меморандум с Евросоюзом. В декабре 2010г. «добро» дали и американцы. Собственно, именно США в наибольшей степени тормозили процесс переговоров «Россия-ВТО». И сегодня Штаты намерены ликвидировать так называемую поправку Джексона-Вэника, принятую в 1974 году, которая ограничивала торговлю со странами социалистического блока, которая не была отменена, несмотря, что соцлагеря уже не существует 20 лет.

 

 

2.2. Цели России при вступлении в ВТО

 Вступление в ВТО должно  отвечать стратегической цели  Российской Федерации достижения  экономической безопасности и,  соответственно, политической независимости. 

Обеспечение независимости экономики  достижимо при условии резкого  роста (удвоения) ВВП в ближайшие годы. И в первую очередь за счет выхода российской продукции на новые рынки и роста экспорта обрабатывающей промышленности, развития высокотехнологичных инновационных отраслей.

Опыт стран Балтии и Восточной  Европы показал, что при слиянии национального и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики. Подобная угроза существует и для России при вступлении в ВТО.

Так как в силу структуры нашей  экономики мы особо ничего не теряем (не считая упущенной выгоды, которую еще надо сопоставить с будущими потерями), то и торопиться, идти на какие-то неоправданные жертвы нам не обязательно. Поэтому целью России является не вступление в ВТО любой ценой, а достижение путем переговоров наиболее выгодных условий, включающих:

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ в  разработке норм, регулирующих международные  торговые связи 

ЗАЩИТА. Исключение ущемления прав России в сфере международной  торговли, обеспечение достаточной  степени защищенности отечественных  производителей в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО

ДОСТУП. Обеспечение реального  улучшения доступа на мировые  рынки товаров и услуг, т.е. получение  лучших и недискриминационных условий  доступа для российских товаров

и услуг на зарубежные рынки, особенно высокоэффективных видов изделий обрабатывающей промышленности

РАЗВИТИЕ. Улучшение торгово-политического  режима по сравнению с нынешней ситуацией  с учетом баланса прав и обязательств нашей страны в ВТО, содействие развитию экспортных возможностей страны и «облагораживанию» структуры российского экспорта .

 

 

 

 

3. Последствия для  России после вступления в  ВТО

3.1. Минусы для России после  вступления в ВТО

 

Наша экономика как  неконкурентоспособная рискует  потерпеть поражение в силу

следующих причин:

‪I.‬ Рост конкуренции. Российской промышленности, подчас сильно устаревшей,

придется конкурировать  не с абстрактными среднестатистическими  зарубежными компаниями, а с сильнейшими  мировыми игроками – ведь именно такие  компании обладают волей и достаточными ресурсами, чтобы захватить открывшиеся рынки в России. Некоторые из них уже сегодня более чем успешно работают на российском рынке – P& G, Mars, Coca-Cola, Unilever, BP, Texaco, GM, Boeing, Sony, Philips, LG и многие другие.

II.‬ Поглощение производства зарубежными компаниями. В условиях повышения конкуренции неизбежно поглощение относительно слабых производств.

III .‬Закрытие предприятий  и рост безработицы. Наплыв  дешевого импорта приведет к  закрытию ряда самых слабых  производств не выдержавших конкуренции и нарастанию

безработицы.

IV. ‬Рост цен. России  придется в ближайшие годы  выровнять свои внутренние цены  на энергоносители и транспортные  тарифы с мировыми, что отрицательно  скажется на себестоимости производства, приведет к дополнительной инфляции и снижению конкурентоспособности на мировом рынке продукции энергоемких производств (металлургии) и обрабатывающей промышленности.

V. ‬Отток капиталов из России – имеется ввиду отток прибыли от деятельности российских филиалов западных компаний за рубеж на счета их центральных управляющих структур с целью выплаты дивидендов. Справедливости ради следует отметить, что этому процессу будет предшествовать относительно более короткий процесс инвестирования в Российскую экономику.

VI.‬ Прощай, политика. ВТО фактически  запрещает проводить промышленную  политику, то есть политику целенаправленного  и прагматичного протекционизма.

VII.‬ Возникают угрозы для  ряда отраслей в связи с ликвидацией защитных барьеров. После вступления России в ВТО на российский рынок придут международные корпорации, усилят своё присутствие уже работающие. В итоге вырастет конкуренция во всех отраслях экономики, что приведет значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметятся значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. Наиболее уязвимые отрасли:

1.‬ Низкая производительность  приведет к падению конкурентоспособности продукции следующих отраслей

Аграрный сектор. В первую очередь  пострадает сельскохозяйственный сектор.

Металлургия – высокая энергоемкость  производства

Обрабатывающая промышленность

Текстильная

Химическая промышленность

Машиностроение 

Автостроительная промышленность

Авиастроительная промышленность

Электронная промышленность

Легкая промышленность

Транспорт

Фармацевтическая промышленность

Розничная торговля

Пищевая промышленность

Общественное питание 

2.‬ Автомобильная промышленность лишится защитного барьера в виде высоких пошлин

на импорт иномарок, в т.ч. б/у  и запчастей к ним.

‪3.‬ Финансовые услуги. Капиталы западных банков на порядки выше капиталов  наших. ВТО требует обеспечения  равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой международной конкуренции в этой области. Открытие филиалов иностранных финансовых и страховых компаний предоставит российским гражданам и компаниям возможность пользоваться более крупными, длинными и дешевыми кредитными ресурсами и более качественными услугами. Западные банки легко смогут поглотить нашу банковскую систему с учетом очень высокого уровня их «капиталоемкости».

‪4 .‬Страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные компании.

5. ‬Услуги. Запад, руководство  ВТО, настаивает, чтобы Россия  реально открыла рынок услуг  – консалтинговых, юридических,  медицинских. 

‪IX.‬ Ухудшение наполняемости  бюджета. Таможенные пошлины формируют до 37% федерального бюджета. При вступлении в ВТО России придется пойти на смягчение таможенного режима, что может отрицательно сказаться на наполняемости бюджета. Справедливости ради, надо отметить, что это снижение не будет критичным, пока государство получает сверхприбыли от возросших цен на нефть.

X. ‬Российская промышленность  получает выходы на рынки, которые  ей сейчас все равно «не  по зубам», поэтому не сможет  воспользоваться открывающимися  возможностями, какими бы радужными  не были перспективы. В первую очередь это касается высокотехнологичных производств, таких, например, как производство современных микропроцессоров, жидкокристаллических матриц и так далее.

 

‪XI. ‬Угроза малому бизнесу. С учетом нынешнего отношения и незаинтересованности со стороны государства к развитию малого бизнеса и особенно с учетом его, государства небольшой осведомленности о нуждах малого бизнеса, можно предположить, что государство приложит не слишком много и не слишком квалифицированных усилий, чтобы обеспечить малому бизнесу комфортные условия после вступления в ВТО.

XII.‬ Угроза продовольственной  безопасности. Страна станет еще  более зависимой от импорта  продовольствия. Без повышения импортных  пошлин вытеснить импорт с  отечественного рынка будет очень  сложно.

XIII. ‬Сырьевой придаток запада. Резкое усиление конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке, которое может привести к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, еще более усилится сырьевая специализация России .

‪XIV.‬ Ухудшение торгового и  платежного балансов, обострение проблемы обслуживания государственного внешнего и внутреннего долга .

XV.‬СНГ. Серьезные проблемы возникнут  в области интеграционных процессов  стран - членов СНГ и Таможенного  союза в связи с необходимостью изменять всю систему предоставляемых в рамках Содружества преференций в области торговли и оказания услуг.

 

3.2. Плюсы для России после  вступления в ВТО

 

I. ‬Интеграция в мировую экономику.  Современная экономика может  эффективно развиваться только при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. И ВТО играет не последнюю роль при определении правил игры на этом рынке.

‪II. ‬Россия станет полноправным участником новых раундов переговоров  и сможет или самостоятельно, или  в коалиции с другими государствами отстаивать выгодные для себя позиции. В противном случае, так как переговоры и принятие решений в ВТО проходят постоянно, мы должны будем присоединяться к совершенно другой организации и не сможем повлиять на принимаемые решения.

‪III. ‬Разрешение споров. В качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для более  эффективного разрешения торговых споров. Сегодня это практически единственный инструмент защиты торговых интересов  стран-членов организации от их несправедливого ущемления

IV.‬ Создание благоприятных  условий для развития торговли  и прочих форм внешнеэкономической  деятельности.

V. ‬Ослабление дискриминации России  на международных рынках в  связи с непризнанием статуса  рыночной экономики, распространение принципа наибольшего благоприятствования. Сейчас по степени дискриминации мы находимся на втором месте в мире после Китая. В целом ряде государств Россию продолжают считать страной с нерыночной экономикой, это даже записано в некоторых законодательных актах (поправка Джексона-Вэника у американцев). Наиболее известны – антидемпинговые расследования, которые влияют на ряд отраслей – химическая, металлургическая; как следствие – морской, ЖД транспорт. Конечно, было бы наивно ожидать, что на следующий день после вступления в ВТО будут автоматически убраны все преграды, дискриминирующие Россию на мировых рынках. Однако вступление в немалой степени будет этому содействовать.

    Статистика показывает, что ущерб российских экспортеров  от антидемпинговых процедур и квотных ограничений на зарубежных рынках за последние годы составил более $2,5 млрд. По словам министра экономического развития и торговли Германа Грефа, "расчеты экспертов показывают, что после вступления РФ в ВТО через несколько лет выигрыш финансовых потоков составит до $18 млрд., в частности от снятия антидемпинговых барьеров".

    Развитие цивилизованного  бизнеса через внедрение в  российское законодательство и  соответствующую практику внешнеэкономической  деятельности международного опыта  в области регулирования торговли, норм и правил ВТО. Присоединение к ВТО позволит стабилизировать российское внешнеторговое законодательство, сделать правила игры постоянными и предсказуемыми, что в системном плане должно способствовать развитию внешней торговли. Кроме того, будет приведено в соответствие с федеральным законодательством законодательство субъектов федерации. Российские экспортеры и импортеры должны будут выучить новые правила игры на рынке. Это будет способствовать развитию нормальных форм участия во внешнеэкономической деятельности и в конечном итоге может снизить утечку капитала, повысить добросовестность участников ВЭД, облегчить деятельность государственных органов по реагированию на запросы отечественных производителей и потребителей.

Информация о работе ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) (World Trade Organization – WTO)