Вторичный рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 02:53, реферат

Описание работы

Вторичный рынок ценных бумаг – это наиболее активная часть фондового рынка, где осуществляется большинство операций с ценными бумагами за исключением первичной эмиссии и первичного размещения. Цель вторичного рынка – обеспечить реальные условия для покупки, продажи и проведения других операций с ценными бумагами после их первичного размещения.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………….….....стр.2
2. Общая характеристика вторичного рынка…………………………...стр.3
3. Законодательные основы деятельности вторичного рынка…………стр.11
4. Проблемы развития вторичного рынка ценных бумаг России…....стр.13
5. Траст и клиринг, как перспективные операции вторичного рынка.стр.15
6. Список использованной литературы……………………………….…стр.19

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

     В зарубежном праве принято выделять две модели траста – английскую (доверительная собственность) и континентальную (доверительное управление). Английская модель предполагает, что все субъекты траста – его учредитель (собственник), выгодоприобретатель и управляющий в определенной мере и объеме обладают правомочиями собственника. В континентальной модели при передаче имущества в доверительное управление не происходит смены собственника, а доверительный управляющий, получая имущество, принимает на себя обязательства осуществлять управление в интересах учредителя.

     Траст на Западе относится к числу комиссионно-посреднических операций. Это основанное на доверии отношение между принципалом и агентом, в котором агент является держателем собственности, действуя от имени и в интересах принципала (доверителя). Основные виды трастовых услуг: управление имуществом, управление личной собственностью, траст в пользу определенного лица (лиц), управление фондами стимулирования служащих, корпоративный траст. В настоящее время в России распространены лишь первые два вида траста. Корпоративный траст, т.е. траст, основанный на залоге имущества компании в обеспечение выпуска облигаций, пока не получил должного развития. Это связано с малой долей облигаций в структуре рынка ценных бумаг и слабым развитием рынка корпоративных и ипотечных облигаций.

     Первое  упоминание о трасте в России содержалось  в вышедшем в конце 1993 г. Указе Президента РФ «О доверительной собственности (трасте)», который касался только государственной собственности. Описание трастовых операций дано в Гражданском кодексе РФ, в основе которого лежит континентальная модель права. Развитие траста в России осложняется общей нестабильностью экономико-политической ситуации в стране, противоречивостью интересов Потенциальных участников трастовых операций. Крупные корпоративные клиенты, которые располагают свободными денежными средствами, заинтересованы прежде всего в поддержании высокой ликвидности своих портфелей ценных бумаг. Российский рынок государственных ценных бумаг и акций подвержен столь большим колебаниям, что гарантий безубыточной продажи ценных бумаг в любой момент он не дает. Поэтому комбинирование деятельности доверительного управляющего и платежного агента, столь необходимое для крупных корпоративных клиентов, пока затруднено.

     Российский  рынок трастовых услуг отличается от западного принципиально иной структурой трастовых активов. Если в США порядка 40% трастового капитала вложено в акции, около 25% – в облигации федерального правительства й местных органов власти, а остальное – в разного рода ипотечные облигации и депозиты, то в России до недавнего времени подавляющая часть ресурсов, находящихся в трастовом управлении, была задействована на рынке государственных ценных бумаг.

     Важный  вид трастовых услуг – управление крупными долями собственности и пакетами акций негосударственных предприятий, когда задача управляющего – обеспечить не прирост портфеля финансовых активов, а эффективность финансового менеджмента, выплату дивидендов, рост показателей рентабельности и т.п. Спрос, на такого рода услуги растет не только со стороны государства, но и со стороны крупных частных корпораций, владеющих пакетами акций и долями собственности большого числа предприятий. Речь идет не о дочерних компаниях и аффилированных структурах, а о пакетах акций на уровне блокирующего или даже меньшего. Как показала практика, управление такими относительно незначительными пакетами акций и долями собственности (количество которых может быть очень большим), как правило, не представляет интереса для крупных компаний. Стоит упомянуть и о нарождающемся в России классе стратегических инвесторов, которые владеют относительно крупными пакетами. акций, хранят их в течение длительного времени, но одновременно хотят получить какие-то дополнительные выгоды. Иными словами, объектом управления в такой ситуации выступают именно активы, а не денежные средства.

     Наиболее  широко в России распространено управление портфелем финансовых активов (чаще всего ценных бумаг). Различают персональное управление и управление фондами коллективных инвестиций. Управление фондами коллективных инвестиций (паевыми инвестиционными фондами, общими фондами банковского управления), безусловно, имеет большое будущее, что связано в долгосрочной перспективе с массовым притоком на рынок средств средних и мелких инвесторов, на инвестиции которых и рассчитана идея фондов. Пока же услуги паевых инвестиционных фондов не пользуются массовым спросом мелких вкладчиков.

     В современной России наиболее актуальными  являются агентские трастовые услуги. К ним относятся:

     • управление активами – проведение операций с ценными бумагами, осуществление инвестиций по поручению клиента, формирование портфелей ценных бумаг;

     • услуги по первичному размещению ценных бумаг – оказание услуг по размещению ценных бумаг на финансовых рынках или услуг по сопровождению размещения ценных бумаг.

     Развитие  траста связано в первую очередь  с падением доходности операций на финансовом рынке, где его участники столкнулись с необходимостью формирования инвестиционных портфелей квалифицированными менеджерами. Финансовый консалтинг, давно осуществляемый крупными инвестиционными компаниями, часто сопровождается организацией трастового управления на основе разного рода схем с использованием балансовых и забалансовых счетов, а также появлением схем налогового планирования и минимизации объема налоговых платежей при помощи оффшорных компаний. Государство рассматривает траст как источник пополнения государственного бюджета за счет передачи в доверительное управление пакетов акций приватизируемых предприятий, находящихся в федеральной собственности. Однако сдерживающим фактором развития рынка трастовых услуг в России выступает отсутствие специального законодательства.

     Клиринг. Эффективная работа рынка, связанная  с владением акциями и передачей  прав на них, зависит от системы расчетов. В рамках системы расчетов предоставляется  спектр клиринговых услуг и услуг  депозитариев. Развитие системы расчетов – ключевой момент создания ликвидного рынка ценных бумаг. Клиринговые услуги предоставляются специализированными депозитариями, которые осуществляют:

  • сбор данных о сделках по ценным бумагам (для неттинга и расчетов) – об участниках сделок, категориях ценных бумаг, месте и времени совершения сделок, форме расчетов по ним;
  • составление перечня сделок для проведения неттинга и расчетов (как правило, путем сопоставления и корректировки). В результате неттинга (классификации заключенных сделок с целью максимального сокращения числа операций сторон с ценными бумагами) объем сделок сводится к относительно небольшому числу случаев поставки ценных бумаг и передачи денежных средств.

     Клиринговые организации могут создавать  надежные системы контроля и управления рисками при совершении сделок с ценными бумагами. 
 
 
 
 
 
 
 

                                Список использованной литературы 

  1. Гражданский кодекс РФ (Части I, II, III) по состоянию  на 1 марта 2002 г. с изменениями и дополнениями согласно ФЗ №146 от 26 ноября 2001 г. (Официальный текст), «Элит-2000», 2002 г.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (с изменениями от 1999–2002 гг.)
  3. Письмо Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 24 марта 2004 г. №04-СХ-09/5118 «О необходимости передачи ведения реестра владельцев именных ценных бумаг регистратору» // Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. – 30 апреля 2004 г. – №4
  4. Федеральный закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ (в ред. ФЗ-в от 13.06.1996 №65-ФЗ, от 24.05.1999 №101-ФЗ, от 07.08.2001 №120-ФЗ, от 21.03.2002 №31-ФЗ, от 31.10.2002 №134-ФЗ) от 21 декабря 2001 г.
  5. Федеральный закон Бюджетный кодекс РФ. Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года
  6. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ (в ред. ФЗ-в от 26.11.1998 №182-ФЗ, от 08.07.1999 №139-ФЗ, от 07.08.2001 №121-ФЗ, от 28.12.2002 №185-ФЗ)
  7. Галанов В.А. «Рынок ценных бумаг» 2006 год.
  8. Жукова Е.Ф. «Рынок ценных бумаг: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям», 2006 год.

Информация о работе Вторичный рынок ценных бумаг