Взаимосвязь финансовой системы и финансовых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной курсовой работы является определение взаимосвязи финансового рынка и финансовой системы.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
рассмотреть понятие и сущность финансового рынка в экономике;
проследить связь между финансовым рынком и финансовой системой;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Роль и значение финансовой системы РФ
1.1 Перспективы развития финансового рынка РФ
1.2 Особенности финансового рынка РФ
1.3 Финансы субъектов хозяйствования и их составляющие
Глава 2. Анализ взаимосвязи финансовых рынков и финансовой системы
2.1 Финансовый рынок и его значение в современных условиях
2.2 Стратегия развития финансового рынка РФ на будущие периоды
2.3 Направления совершенствования финансовой системы в РФ
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь финансовой системы и финансового рынка.rtf

— 415.32 Кб (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Взаимосвязь финансовой системы и финансовых рынков

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Задание

Введение

Глава 1. Роль и значение финансовой системы РФ

1.1 Перспективы развития финансового рынка РФ

1.2 Особенности финансового рынка РФ

1.3 Финансы субъектов хозяйствования и их составляющие

Глава 2. Анализ взаимосвязи финансовых рынков и финансовой системы

2.1 Финансовый рынок и его значение в современных условиях

2.2 Стратегия развития финансового рынка РФ на будущие периоды

2.3 Направления совершенствования финансовой системы в РФ

Заключение

Список использованных источников

 

 

ЗАДАНИЕ

 

на курсовую работу студента 3 курса

Зенина Антона Александровича

1. Тема курсовой работы

"Взаимосвязь финансовой системы и финансового рынка" основана на материалах: учебной, монографической литературы, периодической печати, электронных ресурсов Интернет.

2. Цель и общее направление работы

Исследование роли и значения финансовой системы РФ, анализ взаимосвязи финансовых рынков и финансовой системы.

3. Содержание работы. В работе будут изложены следующие разделы:

Глава 1: Роль и значение финансовой системы РФ

Перспективы развития финансового рынка РФ

Особенности финансового рынка РФ

Финансы субъектов хозяйствования и их составляющие

Глава 2: Анализ взаимосвязи финансового рынка и финансовой системы

2.1 Финансовый рынок и его значение в современных условиях

2.2 Стратегия развития финансового рынка РФ на будущие периоды

2.3 Направления совершенствования финансовой системы в РФ

4. Сроки выполнения курсовой работы:

* Начало работы 1.09.10

* Конец работы 19.11.10

* Срок предоставления работы на кафедру 26.11.10

Руководитель курсовой работы: к.э.н., Марченко В.М.

Студент: Зенин Антон Александрович

 

 

Введение

 

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак - это различные фонды финансовых ресурсов, отличающихся по методам мобилизации и их использованию. Однако они тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев. Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в середине единого целого. Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Финансовая система состоит из трех подсистем:

государственных и муниципальных финансов;

финансов хозяйствующих субъектов;

финансов граждан.

Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизмы, и как она функционирует. В рамках элементов финансовой системы формируются финансовые ресурсы как количественно определённая и специально предназначенная сумма денежных средств. Чем более развиты рыночные отношения, чем сложнее и многообразнее экономические связи в государстве, тем сложнее финансовая система, и тем больше её финансовые ресурсы. Развитость и размер финансовых ресурсов обеспечивают более широкую манёвренность государства в выполнении внутренних и внешних экономических функций.

Финансовый рынок является составной частью финансовой системы. Он представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми ресурсами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную pоль здесь играют финансовые инструменты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают деньги и ценные бумаги. Финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых pесуpсов. Главное назначение финансового рынка -- быть механизмом, который обеспечивает движение материальных и денежных фондов общества на взаимосвязанной и сбалансированной основе. Ключевой задачей, которую должен выполнять финансовый рынок, является, прежде всего - обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами, капиталу.

Финансовый рынок подразделяется на:

рынок капитала;

рынок ценных бумаг;

денежный рынок;

валютный рынок;

рынок золота и драгоценных металлов.

Взаимоотношения государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять контроль за ним, проводить официальную денежно-кредитную политику. Государство может также поощрять и защищать развитие финансового рынка, от которого зависит устойчивость национальной экономики. В первую очередь, такая политика проводится через придание рынку организационной завершенности, стандартизацию операций и жесткий контроль. В отдельных европейских странах государство участвует в создании и поддержании рынков отдельных финансовых активов, принимает "защитные" законы, ограждающие от иностранного проникновения и излишней конкурентности.

Актуальность данной темы курсовой работы заключается в определении значения финансового рынка как части финансовой системы в экономике, а также в необходимости рассмотрения направлений развития финансового рынка Российской Федерации, что является одним из важнейших факторов экономического роста.

Целью представленной курсовой работы является определение взаимосвязи финансового рынка и финансовой системы.

Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:

рассмотреть понятие и сущность финансового рынка в экономике;

проследить связь между финансовым рынком и финансовой системой;

проанализировать современную структуру финансовой системы, а также финансового рынка РФ и его состояние;

выявить перспективы развития финансового рынка РФ на основе прогнозов специалистов аналитических агентств и специалистов Министерств экономики и финансов Российской Федерации.

 

 

Глава 1. Роль и значение финансовой системы РФ

 

1.1 Перспективы развития финансового рынка РФ

 

Отток рублевых средств инвесторов с фондового рынка, слухи о введении фиксированного курса доллара и замораживании валютных вкладов привели к хроническому кризису денежного предложения на рынке ГКО, что повлекло их чрезмерную доходность (от 300% годовых и выше). Этот уровень доходности сделал невозможным построение Минфином "финансовой пирамиды", а саму эмиссию ГКО из скрытой формы денежной эмиссии превратил в непосредственную денежную эмиссию.

Кроме того, сама идея "пирамиды" на эмиссии государственных ценных бумаг имела несколько существенных концептуальных изъянов.

Во-первых, в мировой практике создание "финансовой пирамиды" только в том случае для государства- эмитента не заканчивалось катастрофически, если последнее использовало максимальное количество привлеченных капиталов на инвестиции в реальное производство с тем, чтобы в короткие сроки успеть подвести под эмитированные ценные бумаги имущественное и товарно-финансовое обеспечение. Но деятельность Минфина, как и государства в целом, практически не связана с инвестициями в реальный сектор экономики (по крайней мере на прибыльной и возвратной основе).

Во-вторых, руководство Министерства финансов РФ своей целью декларировало создание благоприятных условий для частных инвестиций в национальную экономику (через поддержание стабильности национальной экономики). Столь активная деятельность Минфина на рынке ценных бумаг своим следствием могла иметь лишь окончательную минимизацию значения частного капитала в роли инвестора отечественного производства.

В-третьих, сейчас широкомасштабные частные инвестиции в национальное производство вообще представляются мало возможными ввиду некоммерческого характера такой деятельности. Нынешний уровень банковского процента за пользование кредитом позволяет рентабельно функционировать лишь крупной оптовой торговле, а также производственным предприятиям, полностью ориентированным на экспорт. инвестицио6нная деятельность в отношении столь низкорентабельного и высокорискованного объекта инвестиций, как российская промышленность, в мировой практике признается либо невозможной, либо осуществляется непосредственно самим государством. Центробанк, несмотря на все усилия своего руководства, все в большей степени превращается в нормального субъекта финансового рынка, озабоченного привлечением значительных финансовых ресурсов и извлечением дохода от собственной деятельности. Поставленная перед Центральным Банком России задача контроля курса рубля по отношению к другим валютам вынуждает его ориентироваться на максимальную концентрацию у себя рублевых и иных денежных средств, необходимых для успешных операций на валютном денежном рынке.

Задача концентрации денежных средств решается Центробанком за счет увеличения активности в следующих направлениях. Первое - максимальное полное использование средств коммерческих банков, находящихся во временном распоряжении Центробанка. Это:

увеличение размеров отчислений коммерческих банков в резервные и страховые фонды;

сохранение низкой скорости платежей, позволяющей дополнительно оборачивать переводимые средства .

Наряду с политикой Минфина по увеличению налогооблагаемой базы доходов коммерческих банков, эта деятельность Центробанка своим следствием имеет увеличение непроизводительных расходов субъектов финансового рынка, снижение уровня рентабельности коммерческого кредитования. Реализация политики компенсации снижения доходной части госбюджета за счет хозяйствующих субъектов, в первую очередь коммерческих банков, способствует повышению рискованности финансовой деятельности на отечественном рынке, а также увеличению числа банков - потенциальных банкротов. Второе - целенаправленная деятельность по возвращению в Центральный банк всех бюджетных счетов государственных организаций, которые в настоящее время размещены среди уполномоченных и иных коммерческих банков. Последнее представляется также крайне болезненным для банковской системы, так как бюджетные средства в настоящее время составляют, по некоторым данным, до 70% привлекаемых кредитных ресурсов.

 

1.2 Особенности финансового рынка РФ

 

В любой стране финансовый рынок представляет собой механизм распределения и перераспределения капиталов (долгосрочных доходов) между кредиторами и заемщиками с помощью посредников, в том числе банков. Способами, с помощью которых можно воздействовать на распределение и перераспределение капитала между агентами экономики с учетом спроса и предложения, становятся финансовые инструменты. Таким образом, финансовые инструменты есть разнообразные виды рыночного продукта, имеющие финансовую природу, то есть ценные бумаги, денежные обязательства, иностранная валюта.

В определенных условиях и производные финансовые инструменты (ПФИ) становятся способом перераспределения созданного капитала. Цена ПФИ определяется стоимостью лежащего в их основе базисного актива, который можно рассматривать как совокупность имущественных и денежных средств, принадлежащих предприятию, фирме ,компании, в которые вложены средства владельцев, хозяев. Вследствие этого ПФИ является объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ).

На современном этапе развития рыночных отношений в России финансовый рынок имеет следующие особенности:

резкая дифференциация степени развитости по регионам;

ограничение по номенклатуре используемых инструментов;

преимущественное положение коммерческих банков на финансовом рынке как основных агентов;

недостаточная готовность по экономическому потенциалу самих коммерческих банков к работе на активном финансовом рынке;

узость финансового рынка, обусловленная его двумя секторами - рынком иностранной валюты (доллары США) и эмиссионных ценных бумаг (государственных краткосрочных и долгосрочных обязательств).

Эти особенности предопределили тенденцию обращения ПФИ на рынках ограниченного количества базисных активов. В одном из проведенных Базельским комитетом исследований, посвященных проблемам производных финансовых инструментов и их влиянию на разработку и осуществление денежно-кредитной политики, установлению ориентиров роста денежной массы, борьбе с инфляцией, поддержанию национальной денежной единицы и т.д., делается вывод, что при определенных обстоятельствах производные финансовые инструменты могут приобретать черты и функции денег, превращаясь в квазиденьги. В число факторов, создающих такие обстоятельства, входят практически все перечисленные особенности российского финансового рынка, при этом узость национального финансового рынка, определяющий фактор. Поскольку главенствующее положение на финансовом рынке страны занимают коммерческие банки, которые осуществляют помимо банковских операций (ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности") сделки с производными финансовыми инструментами, их деятельность во многом способствует активизации отмеченной выше тенденции. В свою очередь, ПФИ оказывают соответствующее непосредственное влияние на состояние национальной денежной единицы (рубля), вызывая и усиливая негативное давление на нее, направленное отрицательное изменение курса рубля по отношению к другим иностранным валютам и, как следствие этого, углубление кризисной ситуации на российском финансовом рынке. К сожалению, ни ПФИ, ни деятельность на рынках срочных сделок не получили четкого определения в национальном законодательстве. Это привело к тому, что происходящие на финансовом рынке процессы к настоящему времени вышли из-под необходимого контроля и регулирования. Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 75) определено, что защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. В пункте 1 ст. 75 сказано, что "денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается". Данное положение подтверждается и уточняется ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Среди основных целей деятельности Банка России - задача "защиты и обеспечения устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации".

Информация о работе Взаимосвязь финансовой системы и финансовых рынков