Федеральная
служба по финансовым рынкам - федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому
регулированию, контролю и надзору в сфере
финансовых рынков (за исключением банковской
и аудиторской деятельности), в том числе
по контролю и надзору в сфере страховой
деятельности, кредитной кооперации и
микрофинансовой деятельности, деятельности
товарных бирж, биржевых посредников и
биржевых брокеров, обеспечению государственного
контроля за соблюдением требований законодательства
Российской Федерации о противодействии
неправомерному использованию инсайдерской
информации и манипулированию рынком.
Основными функциями
Федеральной службы по финансовым рынкам
являются:
- осуществление государственной регистрации
выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах
выпуска ценных бумаг, а также регистрации
проспектов ценных бумаг;
- обеспечение раскрытия информации на
рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
- осуществление в рамках установленных
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации
функций по контролю и надзору за субъектами
страхового дела, в отношении эмитентов,
профессиональных участников рынка ценных
бумаг и их саморегулируемых организаций,
акционерных инвестиционных фондов, управляющих
компаний акционерных инвестиционных
фондов, паевых инвестиционных фондов
и негосударственных пенсионных фондов
и их саморегулируемых организаций, специализированных
депозитариев акционерных инвестиционных
фондов, паевых инвестиционных фондов
и негосударственных пенсионных фондов,
ипотечных агентов, управляющих ипотечным
покрытием, специализированных депозитариев
ипотечного покрытия, негосударственных
пенсионных фондов, Пенсионного фонда
Российской Федерации, государственной
управляющей компании, а также в отношении
товарных бирж, бюро кредитных историй
и жилищных накопительных кооперативов;
- контроль и надзор в сфере страховой
деятельности, включая ведение Реестра
субъектов страхового дела, выдачу, приостанову
и отзыв лицензий страховым, перестраховочным
и брокерским компаниям, а также обществам
взаимного страхования, контроль за исполнением
нормативных актов, регулирующих страховую
деятельность и выдачу предписаний об
устранении нарушений, контроль финансовой
устойчивости страховых организаций.
- Главная задача ФСФР РФ – обеспечение
стабильности российского финансового
сектора, повышение его инвестиционной
привлекательности и увеличения прозрачности
совершения всех экономических операций[6].
Федеральная антимонопольная
служба - федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по принятию
нормативных правовых актов и контролю
за соблюдением антимонопольного законодательства.
Основными функциями Федеральной
антимонопольной службы являются:
- контроль за соблюдением антимонопольного
законодательства, в том числе в сфере
электроэнергетики, использования земли,
недр, водных и других природных ресурсов;
- надзор и контроль за соблюдением законодательства
о естественных монополиях;
- надзор и контроль за соблюдением законодательства
о рекламе;
- контроль в сфере размещения заказов
на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для федеральных государственных
нужд (за исключением полномочий по контролю
в сфере размещения заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг
по государственному оборонному заказу,
а также в сфере размещения заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для федеральных государственных
нужд, не относящихся к государственному
оборонному заказу, сведения о которых
составляют государственную тайну);
- контроль в сфере размещения заказов
на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для нужд субъектов Российской
Федерации и муниципальных нужд в случаях
и порядке, установленных законодательством
Российской Федерации о размещении заказов;
- контроль за осуществлением иностранных
инвестиций в хозяйственные общества,
имеющие стратегическое значение для
обеспечения обороны страны и безопасности
государства.
- Главной задачей является предотвращение
и пресечение ограничивающих конкуренцию
действий со стороны хозяйствующих субъектов,
субъектов естественных монополий и органов
власти. [7]
Федеральное агентство
по управлению государственным имуществом - федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по управлению федеральным имуществом,
в том числе в области земельных отношений,
функции по оказанию государственных
услуг и правоприменительные функции
в сфере имущественных отношений.
Функции:
- проведение единой государственной политики
в области имущественных и земельных отношений;
- осуществление полномочий собственника
в пределах и в порядке, определённых федеральным
законодательством, в отношении имущества
федеральных государственных унитарных
предприятий и государственных учреждений
(за исключением полномочий собственника,
которые в соответствии с законодательством
Российской Федерации осуществляют иные
федеральные агентства), акций (долей)
акционерных (хозяйственных) обществ и
иного имущества, составляющего казну
Российской Федерации, а также полномочий
по изъятию у учреждений и казённых предприятий
излишнего, неиспользуемого либо используемого
не по назначению федерального недвижимого
имущества, передаче федерального имущества
физическим и юридическим лицам, приватизации
(отчуждению) федерального имущества;
- разграничение государственной собственности,
в том числе на землю, на собственность
Российской Федерации, собственность
субъектов Российской Федерации и собственность
муниципальных образований;
- осуществление полномочий собственника
имущества должника — федерального государственного
унитарного предприятия при проведении
процедур банкротства;
- защита имущественных и иных прав и законных
интересов Российской Федерации при управлении
федеральным имуществом и его приватизации
на территории Российской Федерации и
за рубежом;
- осуществление учёта федерального имущества
и ведение реестра федерального имущества.
- Задачи:
Формирование эффективной системы
использования государственной
собственности; рационализация и оптимизация
состава и структуры государственной
собственности, а также иного имущества,
в отношении которого государство осуществляет
функции по реализации[8].
Счетная палата
Счетная палата
Российской Федерации является постоянно
действующим органом государственного
финансового контроля, образуемым Федеральным
Собранием Российской Федерации
и подотчетным ему.
Задачами
Счетной палаты являются:
- организация и осуществление контроля
за своевременным исполнением доходных
и расходных статей федерального бюджета
и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов по объемам, структуре и целевому
назначению;
- определение эффективности и целесообразности
расходов государственных средств и использования
федеральной собственности;
- оценка обоснованности доходных и расходных
статей проектов федерального бюджета
и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов;
- финансовая экспертиза проектов федеральных
законов, а также нормативных правовых
актов федеральных органов государственной
власти, предусматривающих расходы, покрываемые
за счет средств федерального бюджета,
или влияющих на формирование и исполнение
федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов;
- анализ выявленных отклонений от установленных
показателей федерального бюджета и бюджетов
федеральных внебюджетных фондов и подготовка
предложений, направленных на их устранение,
а также на совершенствование бюджетного
процесса в целом;
- контроль за законностью и своевременностью
движения средств федерального бюджета
и средств федеральных внебюджетных фондов
в Центральном банке Российской Федерации,
уполномоченных банках и иных финансово-кредитных
учреждениях Российской Федерации;
- регулярное представление Совету Федерации
и Государственной Думе информации о ходе
исполнения федерального бюджета и результатах
проводимых контрольных мероприятий.
Счётная
палата осуществляет оперативный контроль
за исполнением федерального бюджета,
а также контроль за состоянием государственного
внутреннего и внешнего долга, за
использованием кредитных ресурсов,
за внебюджетными фондами, за поступлением
в бюджет средств от управления и
распоряжения федеральной собственностью,
за банковской системой (включая Банк
России), проводит ревизии и проверки,
проводит экспертизу и даёт заключения,
информирует палаты Федерального Собрания.
При осуществлении своих функций Счётная
палата обладает некоторыми государственно-властными
полномочиями, она имеет право направлять
представления и предписания.[9]
Контрольно-счетная
палата Кемеровской области
1.
Контрольно-счетная палата осуществляет
следующие полномочия:
1)
контроль за исполнением областного бюджета
и бюджета территориального государственного
внебюджетного фонда;
2)
экспертиза проектов законов
об областном бюджете и проектов
законов о бюджете территориального
государственного внебюджетного
фонда, в том числе проектов
законов о внесении в них
изменений;
3)
внешняя проверка годового отчета
об исполнении областного бюджета
и годового отчета об исполнении
бюджета территориального государственного
внебюджетного фонда;
4)
организация и осуществление
контроля за законностью, результативностью
(эффективностью и экономностью) использования
средств областного бюджета, средств бюджета
территориального государственного внебюджетного
фонда и иных источников, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
5)
контроль за соблюдением установленного
порядка управления и распоряжения имуществом,
находящимся в государственной собственности
Кемеровской области, в том числе охраняемыми
результатами интеллектуальной деятельности
и средствами индивидуализации, принадлежащими
Кемеровской области;
6)
оценка эффективности предоставления
налоговых и иных льгот и
преимуществ, бюджетных кредитов
за счет средств областного
бюджета, а также оценка законности
предоставления государственных
гарантий и поручительств или
обеспечения исполнения обязательств
другими способами по сделкам,
совершаемым юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями
за счет средств областного бюджета и
имущества, находящегося в государственной
собственности Кемеровской области;
7)
финансово-экономическая экспертиза
проектов законов Кемеровской
области и нормативных правовых
актов органов государственной
власти Кемеровской области (включая
обоснованность финансово-экономических
обоснований) в части, касающейся
расходных обязательств Кемеровской
области, а также государственных
программ Кемеровской области
– по поручению государственных
органов, принимающих данные законы
или нормативные правовые акты;
8)
анализ бюджетного процесса в
Кемеровской области и подготовка
предложений, направленных на
его совершенствование;
9)
контроль за законностью, результативностью
и эффективностью использования межбюджетных
трансфертов, предоставленных из областного
бюджета бюджетам муниципальных образований,
расположенных на территории Кемеровской
области, а также проверка местного бюджета
в случаях, установленных Бюджетным кодексом
Российской Федерации;
10)
подготовка информации о ходе
исполнения областного бюджета,
бюджета территориального государственного
внебюджетного фонда, о результатах
проведенных контрольных и экспертно-аналитических
мероприятий и представление
такой информации в Совет народных
депутатов Кемеровской области
и Губернатору Кемеровской области;
11)
участие в пределах полномочий
в мероприятиях, направленных на
противодействие коррупции;
12)
иные полномочия в сфере внешнего
государственного финансового контроля,
установленные федеральными законами,
Уставом Кемеровской области
и законами Кемеровской области.
2.
Внешний государственный финансовый
контроль осуществляется контрольно-счетной
палатой:
1)
в отношении органов государственной
власти и государственных органов,
органов территориального государственного
внебюджетного фонда, органов
местного самоуправления, государственных
учреждений и унитарных предприятий
Кемеровской области, а также
иных организаций, если они
используют имущество, находящееся
в государственной собственности
Кемеровской области;
2)
в отношении иных организаций
путем осуществления проверки
соблюдения условий получения
ими субсидий, кредитов, гарантий
за счет средств областного
бюджета в порядке контроля
за деятельностью главных распорядителей
(распорядителей) и получателей средств
областного бюджета, предоставивших
указанные средства, в случаях,
если возможность проверок указанных
организаций установлена в договорах
о предоставлении субсидий, кредитов,
гарантий за счет средств областного
бюджета.[10]
2) Описать эволюцию науки о финансах
В классической теории финансов
можно выделить две крупные стадии,
характерные для становления
и развития науки о финансах.
Первая, начавшаяся во времена
Римской империи и закончившаяся
в середине ХХ в., нашла свое теоретическое
оформление в так называемой классической
теории финансов, в известном смысле
на смену этой стадии пришла вторая,
логику которой выражает неоклассическая
теория финансов. Суть первой теории состоит
в доминанте государства в
финансах; второй теории — в доминанте
финансов частного сектора (с позиции
крупных компаний и рынков капитала).
Уже в источниках экономических
знаний древних цивилизаций рассматриваются
вопросы собственности, денежных отношений,
налогов и др.: в Вавилоне —
это свод законов царя Хаммурапи,
в Китае Конфуций (Кун-цзы) (551—479
гг. до н.э.) закладывает основы выбора
гуманной системы налогов и повинностей,
в Индии трактат «Артхашастра» (буквально
— «наука о пользе, о практической жизни»),
собрание наставлений по вопросам управления
государством.