Задачи и функции органов власти и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:40, контрольная работа

Описание работы

Задачи: организация, формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);
направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;

Файлы: 1 файл

контр раб по финансам.docx

— 65.33 Кб (Скачать файл)

Однако именно физиократы впервые показали взаимосвязь и  взаимозависимость финансов и народного  хозяйства, финансовой науки и теорий политэкономии.

Например, знаменитая экономическая  таблица Ф. Кенэ (1694—1774 гг.), в которой рассмотрена взаимосвязь сокращения воспроизводства с обложением. Среди причин, сокращающих производство, Кенэ в первую очередь называет те, которые связаны с налогами:

плохая форма обложения, если последняя касается фермера;

излишнее бремя налогов  вследствие чрезмерных издержек по их взиманию;

чрезмерные судебные расходы.

 

Социализм — теория, в  основе которой лежит равенство (материальных благ, объема обязанностей) и общность собственности. Социалистическое течение ставило целью достижение счастливой и справедливой жизни  общества. Утопический социализм  — течение, которое зародилось в  начале ХIХ в., ставило своей целью борьбу с эксплуатацией в обществе. Родоначальниками этого течения были К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн. Р. Оуэн свои теоретические воззрения осуществлял на практике. Основным врагом общества считал частную собственность, деньги предлагал заменить квитанциями, в которых указано количество труда, затраченного работниками. По этому принципу он намеревался организовать рынок справедливого обмена.

В ХVII в. — веке абсолютизма — потребность государств Европы в налогах как наиболее надежных источниках активизировала поиски их разумного обоснования. Английские философы и экономисты Т. Гоббс и Д. Локк внесли свой вклад в развитие финансовой науки. Гоббс в 1642 г. писал об абсолютном праве государей облагать подданных налогами, но убеждал в необходимости соблюдать умеренность и равномерность в распределении налогов, отдавая предпочтение косвенным налогам. Д. Локк был приверженцем прямых налогов.

Немецкие финансисты рассматривали  науку как часть камеральных  наук, изучающих дворцовое и государственное  хозяйство в целом. Они осуществили  первую попытку систематического изложения  финансового управления, заложив  прочный фундамент финансовой науки.

Оформление финансов в  относительно самостоятельное направление  научной мысли в известной  степени завершили работы Л. фон  Секендорфа (1626—1692 гг.), Ф. Юсти (1771 г.) и И. Зоннефельса (1733—1817 гг.) и др.

Л. фон Секендорф (1626—1692 гг.) высказал идею о связи народного хозяйства, благосостояния и податной силы населения. Ф. Юсти и И. Зонненфельс (1733—1692 гг.) построили общую систему финансовой науки. Юсти в 1766 г. издает первое методологическое сочинение «Система финансового хозяйства». По оценке И.И. Янжула, Ф. Юсти является отцом финансовой науки. В 1768 г. появляется труд министра финансов Австрии И. Зоннефельса «Основные начала полиции, торговли и финансов», который был переведен почти на все европейские языки.

 

Победа капиталистической  системы над феодальной породила выдвижение экономических школ и  воззрений, в той или иной мере защищавших новые производственные отношения. При этом уделялось внимание преимущественно вопросам формирования доходов государства, поскольку анализ расходов мог создать негативное представление о буржуазных правительствах. Из ученых ХIХ в. наибольший вклад в развитие теории финансов внес один из ведущих теоретиков финансовой науки ХIХ в. профессор Гейдельбергского университета Карл Генрих Рау (1792—1870 гг.), издавший в 1826—1832 гг. курс политэкономии, третья часть которого была полностью посвящена финансам (на русском языке работа Рау «Основные начала финансовой науки» была издана в 1867 г. и оказала существенное влияние на развитие финансовой науки России), а также сочинения Лоренца фон Штейна, впервые включившего в финансы местные финансы, классика немецкой финансовой науки А. Вагнера (его основная работа «Наука о финансах» была издана в 1880 г.), итальянского ученого Л. Коса, работа которого «Основы финансовой науки» была издана в 1896 г. (на русском языке — в 1900 г.).

В 1880 г. бывший экономический  советник Отто фон Бисмарка А. Вагнер обратил внимание на то, что темпы  роста государственных расходов в странах Западной Европы опережают  темпы роста промышленного производства. А. Вагнер сформулировал закон возрастающей государственной активности, в соответствии с которым государственные расходы  в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем объемы производства и национальные доходы.

Он доказывал, что социальный прогресс принес с собой растущую государственную активность, которая, в свою очередь, означает увеличение правительственных расходов. Длительные исследования экономических процессов, происходивших в ХIХ в., подтвердили эти наблюдения и в определенной мере нашли отражение теории Дж. Кейнса.

Уже начиная с ХVII в. просматриваются два основных направления в развитии теории финансов — английское и германское, четко описанные классиком финансовой литературы ХIХ в. К.Г. Рау. Если для английского направления было характерно рассмотрение финансов как составной части общей экономической теории (А. Смит, Ж.-Б. Сэй, С. Сисмонди, Д. Рикардо, Дж. С. Милль), то германское направление рассматривало финансы в качестве самостоятельной науки (либо полноценной части политической экономии). При этом вплоть до конца ХIХ в. вопросы на

логообложения рассматривались в значительной мере в рамках общей экономической теории.

Историческими предпосылками  зарождения и развития финансовой науки  принято считать возникновение  государства и развитие товарно-денежных отношений. Так, вопросы формирования государственных доходов в форме  натуральных податей и трудовых повинностей рассматриваются ещё  мыслителями Древней Греции. В частности, Ксенофонт (430-355 гг. до н. э.) в работе «О доходах афинской республики» и Аристотель (384-322 гг. до н. э.) в работе «Государственное устройство Афин». Позднее эти же вопросы были рассмотрены индийским учёным Вашнагуптом (321-297 гг. до н.э.) в работе «Наука о политике». Происхождение слова «финансы» имеет также глубокие исторические корни. Большинство исследователей указывают на связь данного термина с латинским словом «finis», которое означает «уплачивать определённую сумму денег». Слово «finansia» как производное от латинского глагола вошло в оборот в XIII-XV веках в Италии и означало «денежный платеж».  В дальнейшем термин «финансы» получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между государством и населением. В значительной степени расширил трактовку финансов французский учёный Ж. Боден в своей работе «Шесть книг о республике» (1577г.). Этот период считается временем зарождения теории финансов и финансовой науки в целом. Предпосылки возникновения финансов:

  1. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций власть монархов была значительно урезана, произошло отторжение монарха от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.
  2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Уже тогда были обозначены 4 направления расходов: на военные цели, управление, экономику и социальные нужды.
  3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

  Развитие финансов и финансовых  отношений неразрывно связано  с развитием и становлением  государств. Ведь финансы представляют  собой отношения по накоплению  и распределению и последующему  перераспределению национального  богатства, причем перераспределение  необходимо именно для осуществления  функций государства. С широким  развитием рыночных отношений  финансовые отношения становятся  более многообразными. В частности,  устраняется их единственная  связь с казной и прихотями  монарха, короля или шаха. Развиваются  и совершенствуются денежные  отношения, некоторые натуральные  повинности и оброки заменяются  более прогрессивной формой налогообложения  – денежной. Совершенствуются и  развиваются функции государства:  помимо содержания двора и  придворных хозяйств, а также  армии и полиции, государство  становится активным проводником  экономических интересов крупных  торговцев и производителей, финансируя  колониальные захваты и политику  протекционизма. Появляется и развивается  контрольная функция финансов: хорошо  известен один из лозунгов  американской революции "Нет  налогообложения без представителя", который связан с желанием  жителей США - тогда поданных  Великобритании - участвовать в определении  направлений и объемов расходования  налоговых поступлений в бюджет. Тогда же развивается и институт  интерполяций - вопросов, задаваемых  представителю исполнительной власти  в парламенте. Дальнейшее развитие  финансовых отношений связано  с демократизацией общества. В  большинстве государств укрепляется  парламентская (представительная) власть, зарождается политика социальной стабильности, что подразумевает необходимость перераспределения средств в пользу наиболее бедных слоев, установления социальный гарантий в виде пособий и пенсий (родоначальником пенсионного и вообще социального обеспечения был Бисмарк), внедрения специальных государственных программ по социальной защите и поддержке (медицина, образование, обеспечение занятости и т.д.). Особенно быстрые преобразования в данной области принес с собой ХХ век; в течение первой трети совокупность разнообразных финансовых отношений складывается в финансовую систему в том виде, в котором она существует и поныне. Таким образом, совершенствование финансов неразрывно связано с развитием общества: чем сложнее и выше уровень отношений между людьми, тем более совершенной структурой обладают финансы. Они поэтому вообще неотделимы от человека, поскольку представляют собой распределение и перераспределение созданных человеком богатств.

 

 

 

Развитие  финансовой науки в России

 

В России развитие науки об управлении финансами имело свои особенности. Россия традиционно отставала от европейских стран. В немалой  степени это было обусловлено  относительно поздним (по сравнению  с Западом) началом книгопечатания. Тем не менее, некоторые общие идеи управления финансами, естественно, не с позиции государства, а в сугубо житейском плане, ставшие в дальнейшем универсальными, можно найти в произведении ХVI в. — книге «Домострой». В период феодальной раздробленности растет число городов и развиваются торговые связи. Однако основным источником обеспечения нужд земель и княжеств остается натуральное хозяйство. Объединение и укрепление Российского государства в ХIV—ХVII вв. стало периодом наиболее активного развития всех институтов государства и областей общественной жизни. Постепенный переход от натурального менового хозяйства к товарно-денежным отношениям, разделение государственной и царской собственности, формирование и развитие единой денежной системы, а также увеличение числа государственных потребностей, удовлетворявшихся за счет специальных сборов — натуральных и денежных рент, пошлин и податей, создали основу для формирования централизованного государства.  Первым русским автором сочинения в области финансов был И.С. Пересветов, живший при Иване Грозном. Он выступал за увеличение доходов казны с целью усиления военной мощи государства, централизацию его ресурсов и сокращение расходов на систему наместничества, отмену института мытарей. С ХVII в. до нас дошли работы Ю. Крижанича и Г. Котошихина. Как и на Западе, сформировавшаяся в России к концу ХIХ в. наука о финансах имела очевидную направленность на публичные союзы, главным образом государство. В работах Ю. Крижанича впервые формулируются проблемы управления финансами в широком контексте, когда финансовая система понимается как один из важнейших факторов укрепления государственности. Основной труд Крижанича — «Политичны думы» относимый историками к 1663 г., получил в России широкую известность после опубликования в 1859 г. В этой работе Крижанич привел развернутый план укрепления российской государственности, сформулировал основные задачи государства, в том числе и в области финансов. Помимо Крижанича историки отмечают сочинение подъячего Посольского приказа Григория Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича», написанное в 1666—1667 гг. и изданное в России в 1840 г. Финансовые вопросы затронуты в этой рукописи не в общегосударственном масштабе, а с позиции констатации отдельных видов доходов и расходов на примере царских приказов — органов центрального управления в России в ХVI — начале ХVIII вв. Особое место занимают труды И.Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве», В.Н. Татищева «Краткая российская география», А.Я. Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России». В ходе установления торговых связей с западными странами выразителем финансовой мысли стал известный экономист и предприниматель И.Т. Посошков, который в своем сочинении «О скудости и богатстве» (1724 г., издана в 1842 г.) изложил программу политических, экономических и финансовых преобразований России. Он был ярым поборником преобразований Петра I, выступал за развитие промышленности и торговли, ратовал за изменение податной системы. Он, как и Крижанич, утверждал: богаты люди — богато государство, критиковал существующую систему, прежде всего, за ее громоздкость, множественность, а нередко и курьезность налогов. Важную роль для своего времени сыграл утвержденный императором в феврале 1810 г. «План финансов» М.М. Сперанского (1772—1839 гг.), в котором основное внимание было уделено налоговой системе (ликвидация винных откупов, отказ от непроизводительных расходов). Следующей вехой в развитии финансов в России был труд помощника статс-секретаря Государственного Совета, а впоследствии декабриста, Николая Ивановича Тургенева «Опыт теории налогов», изданный в 1818 г. Тургенев дал краткое описание истории возникновения налогов, сформулировал принципы налоговой политики (равное распределение налогов, их определенность, удобность в сборе для плательщиков, минимальность расходов по сбору и т.д.), привел различные классификации налогов, подробно разобрал экономический смысл каждого налога, дал определения и трактовки различных видов капитала. Тургенев выдвинул на первый план принцип подоходно-поимущественного обложения, как соответствующий требованиям равенства и справедливости. Уже в начале ХIХ в. в России начинает постепенно складываться понимание, что только системой налогов и пошлин не ограничивается содержание финансовой науки; другая весьма существенная ее компонента — государственный кредит. Первая систематизированная работа в этом направлении была написана М.Ф. Орловым (1788—1842 гг.) и опубликована в 1833 г. Орлов привел определение кредита, сформулировал различия между частным и государственным кредитами, обосновывал значимость налогов и займов как основных источников происхождения государственных капиталов, объяснил принципиальное различие между этими источниками, обобщил опыт западных стран в области налогообложения и кредита. В это время издаются труды специалистов в рамках финансового права. Так, в 1841 г. выходит в свет капитальный труд профессора И.Я. Горлова «Теория финансов», который читал финансовое право и статистику в Санкт-Петербурге в императорском Александровском лицее. Профессор Санкт-Петербургского университета В.А. Лебедев издал несколько примечательных монографий по теории финансов и финансовому праву. Отечественные работы в русле финансовой науки в этот период испытывают на себе влияние работ иностранных мыслителей. Отмена крепостного права в России в 1861 г. открыла путь к развитию капиталистического способа производства. Необходимо отметить И.И. Янжула (1846—1914 гг.), монография которого «Основные начала финансовой науки» в течение многих лет накануне революции была наиболее капитальным трудом и основным учебным пособием в области финансов, и И.Х. Озерова (1659—1942 гг.), фундаментальный труд которого «Основы финансовой науки» в двух выпусках в последний раз был переиздан в 1923 г. Особенность развития финансовой науки в России в рамках классической теории финансов состояла в том, что она, во-первых, в течение продолжительного времени тесно корреспондировала с финансовым правом. При этом подавляющее большинство книг по финансовому праву и финансовой науке в содержательном плане в значительной степени дублировали друг друга. Во-вторых, в университетах тех лет не было специальных программ подготовки экономистов и финансистов — эти специальности готовились на юридических факультетах университетов. В России на рубеже ХIХ—ХХ вв. наука о финансах преподается как правовая дисциплина, изучающая правовые нормы в области государственных доходов и расходов. Российский министр финансов С.Ю. Витте отмечал, что «с конца ХVII века под словом «финансы» стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства — его доходов, расходов и долгов, — понимается это слово и теперь. Таким образом, точнее науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства». В России накануне революции 1917 г. существовали и успешно развивались два самостоятельных направления — анализ баланса (в рамках балансоведения) и финансовые вычисления. Грянувшая революция внесла свой вклад в формирование финансовой науки. Последовавшее построение централизованно планируемой экономики привело к абсолютизации государственных финансов, а отдельные элементы управления финансами предприятий развивались в рамках бухгалтерского учета. В 20-х гг. ХIХ в. финансы начинают трактоваться как отношения перераспределения общественного продукта и национального дохода (М.Г. Бронский, А.К. Шмидт, К.А. Шмелев). М.Г. Бронский писал, что при осуществлении товарно-денежных отношений финансовая система «занимается перераспределением национального дохода страны согласно целям и задачам экономической политики». Советская финансовая наука, первоначально формируясь на работах своих предшественников, до начала 30-х гг. ХХ столетия поддерживала положения дореволюционной финансовой школы, которая видела принципиальное отличие финансового хозяйства от частного хозяйства в том, что финансы организуются государством. Так, А.И. Буковецким в работе «Введение в финансовую науку» (1929 г.) были выдвинуты следующие положения теории финансов: финансы органически связаны с деятельностью государства; их характерной чертой является ограничение пределами государственной сферы; понятие финансов не распространяется на денежные отношения внутри предприятия, торговли и т.п.; финансы это не деньги, не ресурсы, а общественные отношения; финансовое хозяйство есть принудительное хозяйство: если исчезнет момент принуждения, то исчезнет и финансовое хозяйство. В условиях государственной собственности на средства производства и плановой системы хозяйствования была разработана теория социалистических финансов (В.П. Дьяченко, А.М. Александров). В дальнейшем оформились основные концепции финансов — распределительная (Л.А. Дробозина, В.М. Родионова, Н.Г. Сычев, В.Г. Чантладзе и др.), воспроизводственная (Д.А. Аллахвердян, П.С. Никольский, В.К. Сенчагов и др.)и императивная (Э.А. Вознесенский). В соответствии с императивной концепцией финансы обусловлены существованием государства, и это придает им императивную (государственно-властную) форму. В конце 50-х гг. финансы стали рассматривать как экономические распределительные отношения (А.М. Александров, Д.А. Аллахвердян, В.П. Дьяченко, А.Г. Зверев, И.Д. Злобин). Сегодня большинство авторов рассматривают финансы как экономическую категорию, выражающую реально существующие в обществе отношения (И.Т. Балабанов, О.В. Врублевская, Л.А. Дробозина, Д.С. Моляков, Л.П. Павлова, В.М. Родионова, М.В. Романовский, Б.М. Сабанти, В.К. Сенчагов). При этом внимание уделяется не только государственным финансам как перераспределительным денежным отношениям, но и финансам хозяйствующих субъектов в новых рыночных условиях. С развитием рыночных отношений, акционерных (корпоративных) форм предпринимательства, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных (публичных) финансов. Соответственно сформировались и две относительно самостоятельные науки о финансах — наука о государственных финансах и наука о финансах предприятий, организаций, корпораций, то есть хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент). В последнее время методологические основы финансового менеджмента включаются в учебники по теории финансов как относительно самостоятельное направление финансовой науки. В частности, указывается на то, что зарубежная школа финансового менеджмента начала складываться в связи с развитием корпоративной формы собственности как наиболее адекватной требованиям развития производительных сил, усилением роли финансового капитала и формированием фондового рынка. Управление капиталом становится отдельной функцией управления и выделяется в институциональной структуре капитала. При этом влияние англо-американской школы все более активно сказывается на развитии финансовой науки в нашей стране (работы по современной теории финансов Л. Крушвица, лауреатов Нобелевской премии Ф. Модильяни и М. Миллера и др.). Современное состояние финансовой науки в России, логика ее структурирования, трактовка базовых разделов, категоричного и научного инструментария изложены в учебно-методических работах, вышедших в последние годы под редакцией Л.А. Дробозиной, А.М. Ковалевой, В.В. Круглова, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, О.В. Совеловой, С.И. Лушина, В.А. Слепова. Финансовый менеджмент представлен работами таких специалистов как И.А. Бланк, Л.П. Павлова, Г.Б Поляк, Е.С. Стоянова и др. 

 

 

 

Список литературы

  1. Положение о Министерстве финансов Российской Федерации  от 30 июня 2004 г. № 329
  2. Положение о Федеральной налоговой службе (утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 с изменениями от 11 февраля, 27 мая 2005 г.)
  3. Положение о федеральной службе страхового надзора (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.04.2008 N 308, от 07.11.2008 N 814, от 05.12.2008 N 914, от 27.01.2009 N 43, от 08.08.2009 N 649, от 15.06.2010 N 438)
  4. Положение о Федеральном казначействе (утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703).
  5. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (утверждено постановлением Правительства РФ  от 15 июня 2004 г. N 278)
  6. Постановление Правительства РФ от 09.04.2004 г. № 206 «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам»
  7. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 г. № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы»
  8. Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом".
  9. Федеральный закон от 11 января 1995 года № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
  10. Закон Кемеровской области от 29.09.2011 № 95 О контрольно-счетной палате Кемеровской области

http://деньги-деньги.рф – финансово – экономический портал

 

http://www.e-college.ru/xbooks/xbook076/book/index/index.html?go=part-005*page.htm

 


Информация о работе Задачи и функции органов власти и управления