Законодательство о холдинговых компаниях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:14, контрольная работа

Описание работы

В числе выраженных тенденций современной экономической системы особенно следует выделить стремление хозяйствующих субъектов к укрупнению и интеграции. В результате таких процессов происходит создание сложных многоуровневых бизнес-структур, состоящих из двух и более юридически самостоятельных субъектов, с характерными правовыми и экономическими внутренними связями.

Файлы: 1 файл

Негос-е структуры управления1.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

Введение

В числе выраженных тенденций современной экономической системы особенно следует выделить стремление хозяйствующих субъектов к укрупнению и интеграции. В результате таких процессов происходит создание сложных многоуровневых бизнес-структур, состоящих из двух и более юридически самостоятельных субъектов, с характерными правовыми и экономическими внутренними связями.

Экономическая интеграция является ключевым фактором успешной хозяйственной деятельности в условиях жесткой конкурентной борьбы.

В основе объединения  и укрупнения хозяйствующих субъектов, как правило, лежат следующие цели:1

    1. Повышение конкурентоспособности и экономической эффективности предпринимательской деятельности.
    2. Построение оптимальной структуры управления за счет централизации высококвалифицированных управленческих функций.
    3. Снижение общекорпоративных административных затрат и издержек.
    4. Организация полноценного производственного цикла, включающего все этапы процесса производства, начиная с получения либо закупки исходного сырья вплоть до реализации конечного продукта потребителю.
    5. Повышение общей инвестиционной привлекательности интегрированной бизнес-структуры.
    6. Разработка и внедрение научно-технических достижений совместно всеми участниками интегрированного предпринимательского объединения.
    7. Эффективное налоговое планирование.
    8. Оптимизация финансовых потоков.
    9. Экономическая диверсификация, т.е. рассредоточение производства и капитала между несколькими направлениями (сферами) предпринимательской деятельности, что позволяет избежать потерь, вызванных неравномерным развитием отраслей экономики. В результате достигается значительная минимизация предпринимательских рисков.
    10. Экономическое и политическое влияние, которое неизменно сопутствует любой крупной бизнес-структуре.

Наиболее распространенной формой предпринимательского объединения  в России в настоящее время являются холдинги.

Тема моей контрольной  работы «Законодательство о холдинговых компаниях». В данной работе я рассмотрю понятие «холдинг», виды холдинга и правовое регулирование холдинговых компаний в Российской Федерации.

 

Понятие холдинга

В Гражданском кодексе РФ понятие холдинговой компании отсутствует. Ее определение можно найти только во Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденном Указом Президента РФ N 1392 от 16 ноября 1992 г. Этот документ регламентирует правовой режим холдинговой компании, создаваемой и управляемой государством.

В соответствии с Временным положением холдинговой  компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий.2 Последние становятся по отношению к холдингу дочерними предприятиями.

Таким образом, холдинговая компания представляет собой не определенную корпоративным  законодательством специально созданную структуру. Создание холдинга объективно продиктовано практикой делового оборота. Когда предприятие становится достаточно крупным, осуществляет обширные инвестиционные проекты, возрастает его денежный оборот, возникает необходимость в подразделении компании (определенной иерархии), в дочерних предприятиях, встает проблема минимизации налоговых и иных обязательных платежей. При такой ситуации холдинг возникает уже стихийно, как бы сам по себе. В той или иной форме холдинговая организация корпоративной деятельности сейчас характерна почти для всех российских предприятий малого и среднего бизнеса.

Основная задача холдинговой компании - эффективное  управление подчиненными предприятиями, входящими в ее состав. Цель такого управления - упорядочение процесса воздействия на подчиненные объекты со стороны субъекта управления - головной компании и как следствие - увеличение прибыли компании и снижение потерь.

Создание холдинга способствует кооперации предприятий-смежников  и проведению согласованной инвестиционной и сбытовой политики. Его структура позволяет осуществлять целенаправленное воздействие на подчиненное звено. При этом существуют различные типы закрепления связи управляющей компании и управляемого (подчиненного) объекта. Возможные варианты этой связи реализуются с помощью приобретения как вещных, так и обязательственных прав в отношении управляемого объекта.

Обязательственные права возникают путем получения  в собственность либо во владение акций (долей участия) подчиненного объекта. Вещные же права приобретаются при получении возможности распоряжаться основными средствами подконтрольного предприятия. Как правило, структура холдинговой компании основана на использовании вышеуказанных прав: вещных, обязательственных, а также на их сочетании.

Рассмотрим  наиболее типичные отношения подчинения в холдинговой компании:

  1. Управление посредством реализации прав, предоставляемых долями участия в управляемой компании.

В настоящий  момент это наиболее распространенная схема управления. В данном случае управление может осуществляться путем принятия необходимых решений собранием акционеров (участников) управляемой организации, назначения своих представителей в совет директоров (наблюдательный совет), а также своего исполнительного органа на подконтрольном предприятии. Причем контроль устанавливается и за "судьбоносными" для управляемого решениями (собрание акционеров), и за всеми направлениями текущей деятельности организации (совет директоров), и, что очень важно, за каждодневными, оперативными вопросами. Естественно, рычаги управления при этом находятся в руках тех, кто владеет контрольным пакетом акций (долей участия) в управляемом предприятии.

Однако на практике не всегда в полной мере удается  реализовать все указанные полномочия из-за законодательных запретов антимонопольного характера, речь о которых пойдет ниже, а также по субъективным причинам, с которыми сталкивается в своей деятельности любая руководящая структура.

  1. Управление посредством приобретения функций единоличного исполнительного органа управляемой компании.

Холдинг создается  не только для того, чтобы быть держателем акций предприятий, но и с целью  управления этими предприятиями. Согласно ст. 69 Закона об акционерных обществах  по решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Такой способ достаточно эффективен при наличии в штате управляющей компании квалифицированных специалистов-управленцев. Непосредственно на управляемом предприятии назначается уполномоченный представитель управляющей компании - исполнительный директор, управляющий и т.п. с правом первой подписи документов.

  1. Управление предприятием, приобретенным как имущественный комплекс.

Предприятие как  имущественный комплекс может быть приобретено управляющей компанией  согласно нормам § 8 ГК РФ. Такая сделка, в частности, допускается путем  купли-продажи или в процессе банкротства предприятия. В таких  случаях управление осуществляется посредством прямого воздействия на управляемую структуру, так как фактически она становится частью активов покупателя.

Теперь любые  команды и директивы, издаваемые руководством основного предприятия, для управляемой структуры обязательны  к исполнению, все ее сотрудники становятся сотрудниками предприятия-приобретателя.

В зависимости  от типа подчинения управляющая компания применяет к объектам управления, составляющим холдинг, различные методы управления. Они могут быть прямого  воздействия и косвенного.

Методы прямого  воздействия подразумевают вынесение  управляющей компанией прямого  властного предписания. Этот метод  может применяться в случае выполнения управляющей компанией или ее представителем функций единоличного исполнительного органа объекта управления либо при приобретении управляемого предприятия как имущественного комплекса в собственность. Метод прямого администрирования исключает равенство субъекта и объекта управления. Соответственно он применим при субординационном подчинении управляющей компании холдинга его управляемых структур.

Несколько иным образом используются косвенные  методы управления. Они применимы  при отсутствии прямого административного  подчинения объекта управления управляющей  организации. Это экономические  рычаги воздействия, которые проявляются, например, в предоставлении или непредоставлении инвестиций, кредитов, в использовании любых других финансовых инструментов, направленных на получение определенного результата.

К этим методам  можно также отнести воздействие  путем принятия необходимых решений собранием акционеров (участников) по кадровым вопросам (избрание генерального директора, членов совета директоров), по вопросам заключения крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность, в отношении реорганизации и ликвидации предприятия, изменения размера уставного капитала и т.д.

Подводя итог сказанному, можно определить следующую структуру  холдинговой компании: существует некая  управляющая (головная) компания, которая  влияет на деятельность подчиненных  компаний. При этом подчиненные компании могут быть как дочерними (зависимыми) по отношению к управляющей, так и управляемыми путем приобретения управляющей компанией (ее представителями) функций исполнительных органов управляемой организации.

При создании холдинговой компании в России ее учредители сталкиваются с такими наиболее часто встречающимися ограничениями, как антимонопольные запреты и некоторые запреты корпоративного права.

 

Виды  холдингов

Холдинги (холдинговые  компании) можно разделить на группы по различным основаниям:3

  1. Холдинги по закону, по факту и по контракту.
      1. Если одна компания имеет в уставном капитале другой компании заведомо преобладающее участие (50% плюс одна акция или 51% долей участия или более), то это дает ей в силу закона решающий голос в управлении делами, вне зависимости от других обстоятельств, как, например, перераспределение акций (долей) между другими акционерами (участниками). Такой холдинг будет считаться созданным в силу закона.
      2. Преобладающее участие очень часто - вопрос не столько закона, сколько факта. В некоторых компаниях с большим количеством акционеров для контроля может оказаться достаточным и 5-10% акций. Иначе говоря, если акционер владеет пакетом акций, который превышает количество акций, имеющихся у любого из других акционеров, это позволяет ему влиять на решения компании и таким образом контролировать ее деятельность. Такие холдинги будут считаться холдингами по факту. Большинство холдингов создаются именно таким образом.
      3. Холдинги по контракту являются изобретением немецкого права, которое было заимствовано, хотя и вне такой большой степени, другими странами, в том числе и Россией. В Германии эта идея получила законодательное закрепление. Контракт о подчинении одной компании другой или о контроле одной компании другой (beherrshungsvertrag), согласно которому доминирующая компания имеет право давать обязательные к исполнению инструкции (указания) административным органам другой компании, касающиеся управления компанией, что дает ей фактически право контролировать деятельность другой компании. Подобный контракт должен быть зарегистрирован в Торговом реестре Германии, что фактически означает создание концерна в немецком понимании этого термина. В остальных системах права, включая и российскую, эта идея не закреплена в законодательном порядке, что, однако, не исключает возможности заключения контрактов между компаниями, согласно которому или отдельным положениям которого одна из них приобретает право давать указания другой и таким образом контролировать и управлять ею.
  2. Чистые и смешанные холдинги.

Это две очень  широкие категории холдингов. "Чистый холдинг", когда материнская компания напрямую не ведет какой-либо коммерческой или производственной деятельности, осуществляет контроль и управление другими компаниями, в которых  она принимает участие. Иными словами, холдинговая компания ведет коммерческую деятельность опосредованно, т.е. через дочерние компании, которые будут считаться в этом случае производственными компаниями.

Информация о работе Законодательство о холдинговых компаниях