Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:14, контрольная работа
В числе выраженных тенденций современной экономической системы особенно следует выделить стремление хозяйствующих субъектов к укрупнению и интеграции. В результате таких процессов происходит создание сложных многоуровневых бизнес-структур, состоящих из двух и более юридически самостоятельных субъектов, с характерными правовыми и экономическими внутренними связями.
Содержание
В числе выраженных
тенденций современной
Экономическая интеграция является ключевым фактором успешной хозяйственной деятельности в условиях жесткой конкурентной борьбы.
В основе объединения и укрупнения хозяйствующих субъектов, как правило, лежат следующие цели:1
Наиболее распространенной формой предпринимательского объединения в России в настоящее время являются холдинги.
Тема моей контрольной работы «Законодательство о холдинговых компаниях». В данной работе я рассмотрю понятие «холдинг», виды холдинга и правовое регулирование холдинговых компаний в Российской Федерации.
В Гражданском кодексе РФ понятие холдинговой компании отсутствует. Ее определение можно найти только во Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденном Указом Президента РФ N 1392 от 16 ноября 1992 г. Этот документ регламентирует правовой режим холдинговой компании, создаваемой и управляемой государством.
В соответствии с Временным положением холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий.2 Последние становятся по отношению к холдингу дочерними предприятиями.
Таким образом, холдинговая компания представляет собой не определенную корпоративным законодательством специально созданную структуру. Создание холдинга объективно продиктовано практикой делового оборота. Когда предприятие становится достаточно крупным, осуществляет обширные инвестиционные проекты, возрастает его денежный оборот, возникает необходимость в подразделении компании (определенной иерархии), в дочерних предприятиях, встает проблема минимизации налоговых и иных обязательных платежей. При такой ситуации холдинг возникает уже стихийно, как бы сам по себе. В той или иной форме холдинговая организация корпоративной деятельности сейчас характерна почти для всех российских предприятий малого и среднего бизнеса.
Основная задача холдинговой компании - эффективное управление подчиненными предприятиями, входящими в ее состав. Цель такого управления - упорядочение процесса воздействия на подчиненные объекты со стороны субъекта управления - головной компании и как следствие - увеличение прибыли компании и снижение потерь.
Создание холдинга способствует кооперации предприятий-смежников и проведению согласованной инвестиционной и сбытовой политики. Его структура позволяет осуществлять целенаправленное воздействие на подчиненное звено. При этом существуют различные типы закрепления связи управляющей компании и управляемого (подчиненного) объекта. Возможные варианты этой связи реализуются с помощью приобретения как вещных, так и обязательственных прав в отношении управляемого объекта.
Обязательственные
права возникают путем
Рассмотрим наиболее типичные отношения подчинения в холдинговой компании:
В настоящий момент это наиболее распространенная схема управления. В данном случае управление может осуществляться путем принятия необходимых решений собранием акционеров (участников) управляемой организации, назначения своих представителей в совет директоров (наблюдательный совет), а также своего исполнительного органа на подконтрольном предприятии. Причем контроль устанавливается и за "судьбоносными" для управляемого решениями (собрание акционеров), и за всеми направлениями текущей деятельности организации (совет директоров), и, что очень важно, за каждодневными, оперативными вопросами. Естественно, рычаги управления при этом находятся в руках тех, кто владеет контрольным пакетом акций (долей участия) в управляемом предприятии.
Однако на практике
не всегда в полной мере удается
реализовать все указанные
Холдинг создается не только для того, чтобы быть держателем акций предприятий, но и с целью управления этими предприятиями. Согласно ст. 69 Закона об акционерных обществах по решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Такой способ достаточно эффективен при наличии в штате управляющей компании квалифицированных специалистов-управленцев. Непосредственно на управляемом предприятии назначается уполномоченный представитель управляющей компании - исполнительный директор, управляющий и т.п. с правом первой подписи документов.
Предприятие как
имущественный комплекс может быть
приобретено управляющей
Теперь любые
команды и директивы, издаваемые
руководством основного предприятия,
для управляемой структуры
В зависимости от типа подчинения управляющая компания применяет к объектам управления, составляющим холдинг, различные методы управления. Они могут быть прямого воздействия и косвенного.
Методы прямого
воздействия подразумевают
Несколько иным образом используются косвенные методы управления. Они применимы при отсутствии прямого административного подчинения объекта управления управляющей организации. Это экономические рычаги воздействия, которые проявляются, например, в предоставлении или непредоставлении инвестиций, кредитов, в использовании любых других финансовых инструментов, направленных на получение определенного результата.
К этим методам
можно также отнести
Подводя итог сказанному, можно определить следующую структуру холдинговой компании: существует некая управляющая (головная) компания, которая влияет на деятельность подчиненных компаний. При этом подчиненные компании могут быть как дочерними (зависимыми) по отношению к управляющей, так и управляемыми путем приобретения управляющей компанией (ее представителями) функций исполнительных органов управляемой организации.
При создании холдинговой компании в России ее учредители сталкиваются с такими наиболее часто встречающимися ограничениями, как антимонопольные запреты и некоторые запреты корпоративного права.
Холдинги (холдинговые компании) можно разделить на группы по различным основаниям:3
Это две очень широкие категории холдингов. "Чистый холдинг", когда материнская компания напрямую не ведет какой-либо коммерческой или производственной деятельности, осуществляет контроль и управление другими компаниями, в которых она принимает участие. Иными словами, холдинговая компания ведет коммерческую деятельность опосредованно, т.е. через дочерние компании, которые будут считаться в этом случае производственными компаниями.
Информация о работе Законодательство о холдинговых компаниях