Замедление экономического роста в России и перспективы его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 15:20, реферат

Описание работы

Рассматривается экономическое развитие Российской империи в конце XIX – начале ХХ веков. Обсуждаются реальные и надуманные причины отставания развития России от ведущих стран мира и проблемы межстрановых сравнений. Показано, что в этот период российская экономика не могла не развиваться экстенсивно, но уровень научно-технического развития был близок к уровню передовых стран. Экономические и политические реформы были необходимы, но проводились с большим опозданием. Институциональная отсталость России сдерживала экономический рост, но не смогла его остановить.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 36.35 Кб (Скачать файл)

Замедление экономического роста в России и перспективы его преодоления


Рассматривается экономическое развитие Российской империи в конце XIX – начале ХХ веков. Обсуждаются реальные и надуманные причины отставания развития России от ведущих стран мира и проблемы межстрановых сравнений. Показано, что в этот период российская экономика не могла не развиваться экстенсивно, но уровень научно-технического развития был близок к уровню передовых стран. Экономические и политические реформы были необходимы, но проводились с большим опозданием. Институциональная отсталость России сдерживала экономический рост, но не смогла его остановить. 

 

Причины замедления роста экономики России в 2013 г.

Существенное замедление экономического роста в России в 2013 г. стало одной из важнейших экономических новостей в последние месяцы 2013 г., широко обсуждаемой экспертами и ответственными чиновниками правительства РФ.

Действительно, темпы роста производства ВВП и валового выпуска промышленности существенно сократились по сравнению не только с периодом экономического подъема 1999–2008 гг., но и со среднегодовыми темпами роста в послекризисный период 2010–2012 гг. (табл. 1). Прогнозируемый нами темп прироста ВВП в 2013 г. (1,5%) на 2,5 процентных пунктов ниже среднегодовых темпов прироста в 2010–2012 гг. и на 5,1 п. п. – в 1999–2008 гг. Отметим, что в 2013 г. экономика России развивается по траектории, достаточно близкой к пессимистическому варианту прогноза, опубликованному «ЭКО» год назад1. Так, темп прироста ВВП в 2013 г. по базовому сценарию прогноза «ЭКО» составил 5,8%, пессимистическому – минус 1,5%, а ожидаемый темп оказался на уровне 1,5%; инвестиций в основной капитал – 10% (базовый вариант прогноза), минус 4% (пессимистический), ожидаемый темп их прироста – минус



Темпы роста особенно значительно сократились в промышленности: в 2013 г. фактически произошла остановка промышленного роста притом, что в годы экономического подъема (1999–2008 гг.) среднегодовой темп прироста промышленного производства составлял 6,1%. В 2013 г. продолжилась тенденция замедления роста промышленного производства, проявившаяся с 2011 г.

Наиболее опасной негативной тенденцией стало сокращение в 2013 г. инвестиций в основной капитал. И это в условиях, когда износ основных фондов по экономике России в целом составляет около 50%, а в ряде важнейших отраслей (добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь, образование, здравоохранение) превышает этот показатель2! При таком темпе сложно ожидать радикальных структурных изменений в экономике, которые привели бы ее в ближайшие годы к большей диверсификации и снизили зависимость от мирового рынка энергоносителей.

Каковы же причины замедления роста экономики России? По этому поводу высказывается целый ряд точек зрения. В частности, Министерство экономического развития РФ называет среди его причин «…снижение конкурентоспособности отечественного бизнеса, “катастрофическое” снижение прибыли компаний в этом году (более чем на четверть), рост реального эффективного курса рубля, увеличение доли в ВВП издержек компаний, связанных с повышением тарифов естественных монополий и издержек на труд»3.

Со своей стороны, укажем на ряд ключевых, по нашему мнению, причин замедления роста.

1. Сокращение  темпа роста экспорта, обусловленное  замедлением развития мировой  экономики. Рецессия в ряде стран ЕС и низкие темпы экономического роста в Евросоюзе в целом не могли не сказаться на экспорте, поскольку ЕС является главным торговым партнером России. Рост экспорта в 2009–2011 гг. сменился трендом на стагнацию и даже снижение в последние два года (рис. 1–2). В первом полугодии 2013 г. экспорт был равен 252,5 млрд долл. (96,2% от его величины в первом полугодии 2012 г.). 

 

 

 

2. Недостаточный темп роста  денежной массы и, как следствие, повышение процентных ставок  в экономике. Если среднеквартальная номинальная денежная масса М2 росла значительным темпом, увеличившись за период 2010–2013 гг. примерно в 2,2 раза, то темп реальной денежной массы был намного скромнее (146%). В 2013 г. по сравнению с 2012 г. среднеквартальная реальная денежная масса М2 увеличилась примерно на 6% (рис. 3). Недостаточность темпа роста денежной массы и, соответственно, предложения денег проявилась в постепенном увеличении реальных процентных ставок. Чувствительными индикаторами, отражающими состояние денежного рынка России, являются ставки рынка межбанковского кредитования MIACR и MIBOR4. На рисунке 4 хорошо видно, что реальная ставка MIBOR, полученная путем дефлирования номинальной ставки по дефлятору ВВП, в 2010–2013 гг. имела устойчивую тенденцию к росту. Вплоть до 2013 г. возрастали номинальные ставки кредитования для физических и юридических лиц (рис. 5).

 

Рост процентных ставок негативно повлиял на динамику инвестиций, а через цепочку межотраслевых связей – на весь совокупный спрос и, в конечном итоге, на прирост всего ВВП. В 2013 г. номинальные процентные ставки для физических и юридических лиц начали снижаться. Однако, по нашему мнению, с учетом действующих в экономике лагов, возможное позитивное влияние этого феномена может проявиться не ранее 4-го квартала 2013 г.

3. Ограничения, связанные с недостатком производственных  мощностей в ряде ключевых  отраслей экономики.

Одна из возможных причин замедления экономического роста связана с высоким уровнем использования производственных мощностей. Анализ показывает, что в некоторых базовых видах экономической деятельности уровень использования мощностей в последние годы достигал значений, близких к предельным, – от 80% до 93% (производство чугуна, стали, проката, гидравлических турбин, грузовых вагонов, аммиака, удобрений и др.) (табл. 2)5. Однако при высоком износе основных фондов, в большинстве отраслей российской экономики (50% и выше6) статистическое наличие резервов мощностей должно подтверждаться возможностью их реального использования в производстве конкурентоспособной продукции. Иначе говоря, на бумаге мощности могут и быть, но в силу их высокого износа реально производить на них продукцию, которая будет востребована рынком, невозможно. Низкие объемы инвестиций, наблюдаемые в российской экономике после 2009 г., постепенно будут усугублять проблему ограничения экономического роста по мощностям в некоторых отраслях. Хотя по большинству видов экономической деятельности, по которым ведется статистика использования мощностей, таких ограничений в настоящее время нет, так как уровень этого показателя не превышает 60–70%7.

 

4. Рост  издержек производства, связанный  с постоянным увеличением тарифов  естественных монополий и реальной  заработной платы.

Экономически не обоснованное и регулярное повышение тарифов естественных монополий, несомненно, является одним из факторов, содействующих росту издержек производства. Рост тарифов естественных монополий с определенным временным лагом возвращается им же в виде увеличения цен поставщиков сырья, материалов и оборудования. Однако, на наш взгляд, этот фактор не является одним из важнейших при объяснении причин замедления экономического роста в России. К тому же сам тезис о «катастрофическом снижении прибыли российских компаний» в 2013 г., выдвинутый Министерством экономического развития РФ8, не подтверждается статистикой. По официальным данным Росстата, за три квартала 2013 г. прибыль снизилась относительно того же периода 2012 г. примерно на 9%9, что естественно в период падения темпов производства. Доля прибыльных организаций сократилась, но незначительно: с 71,8% в 2012 г. до 69,3% в 2013 г.

Что касается роста реальной заработной платы, то он содействовал поддержанию потребительского спроса на достаточно высоком уровне и был одним из драйверов экономического роста в России в 2013 г., обеспечив увеличение оборота розничной торговли на 3,8% и производства платных услуг населению – на 2,4%10. 

 

Важнейшие меры по обеспечению ускорения роста экономики

В обеспечении экономического роста различают краткосрочный и долгосрочный аспекты. В краткосрочном плане экономический рост может быть простимулирован с использованием стандартных инструментов фискальной (налоги, трансферты, государственные закупки) и денежно-кредитной (ставка рефинансирования, нормативы резервирования для банков, операции на открытом рынке, валютные интервенции) экономической политики.

Факторами экономического роста в долгосрочном аспекте являются инвестиции в основной капитал и в человеческий капитал, развитие исследований и разработок с последующим их внедрением в производство, а также обеспечение социально-экономической стабильности в государстве, комфортная для бизнеса нормативно-правовая база.

Ряд мер, обеспечивающих текущее ускорение экономики, одновременно содействует долгосрочному экономическому росту. К ним относятся, прежде всего, затраты на науку и образование. Повышая доходы занятых в этих отраслях специалистов, государство содействует оживлению текущего потребительского спроса, а инвестиции в эти секторы экономики стимулируют рост в фондосоздающих отраслях. Одновременно эти вложения формируют предпосылки для экономического роста в долгосрочном плане, так как обеспечивают повышение квалификации рабочей силы и содействуют развитию новых технологий, которые в последующие годы лягут в основу повышения эффективности производства во многих отраслях национальной экономики.

Что же предлагают правительство и Банк России для стимулирования экономического роста? Что рекомендует нам Международный валютный фонд?

В прогнозе социально-экономического развития РФ на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.11 нет даже раздела, специально посвященного мерам экономической политики, которые должны обеспечить экономический рост в прогнозируемом периоде. Эти меры фрагментарно рассредоточены по тексту. При этом не предусматривается никаких крупных изменений в области фискальной политики. Показательны и сами цели, поставленные в прогнозе. Остановимся лишь на двух ключевых, с нашей точки зрения, показателях прогноза.

В нем предусмотрен следующий темп прироста инвестиций в основной капитал по годам: 3,9% – в 2014 г., 5,6% – в 2015 г. и 6,0% – в 2016 г. (см. с. 4 Прогноза…). При этом расчеты различных исследовательских групп12 уже давно показали, что для обеспечения стабильного экономического роста в среднесрочном и долгосрочном плане и для осуществления диверсификации экономики страны нужен темп роста инвестиций в основной капитал на уровне 10–15%. Такие темпы были достигнуты в течение ряда лет экономического подъема 1999–2008 гг. Одним из важнейших факторов, требующих таких темпов инвестиций, является необходимость массовой замены устаревшего основного капитала практически во всех отраслях российской экономики. Следовательно, закладывая низкие темпы роста инвестиций в основной капитал на трехлетний период, Министерство экономического развития РФ в неявном виде отказывается от перспективы массового обновления производственного аппарата в России со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Не менее примечательны и цифры по прогнозу доли затрат на НИОКР в ВВП России. В разделе Прогноза «Текущее состояние и тенденции развития научно-технической и инновационной сфер» не предусмотрено никаких заметных изменений доли внутренних затрат на НИОКР в ВВП: в 2012 г. эта величина составляла 1,1%, а в 2016 г. МЭР прогнозирует ее на уровне 1,08% (см. с. 137 Прогноза…). Во всех развитых странах эта доля превосходит российские цифры в 2–3 раза.Просто поразительный прогноз после неоднократных заявлений руководства страны и многочисленных экспертов о необходимости развития инновационного сектора экономики с целью ее диверсификации!

В проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов»13 Банка России в разделе «Цели денежно-кредитной политики и сценарии макроэкономического развития» говорится о снижении инфляции как о главной цели монетарной политики. Несомненно, это приоритетная задача для ЦБ РФ. Однако в названном документе ни слова не сказано о стимулировании экономического роста.

Такая политика Банка России реализуется в условиях, когда центральные банки всех ведущих экономик мира во время кризиса 2009 г. и после него держат свои ставки рефинансирования на минимальных уровнях в пределах 0,25–0,5% годовых. При инфляции на уровне 2–3% это означает, что реальные ставки рефинансирования отрицательны. Проводимая в последние годы ФРС США, ЦБ Японии, Европейским ЦБ, Банком Англии политика направлена, прежде всего, на ускорение экономического роста. При этом ведущие центральные банки мира не стесняются увеличивать предложение денег, обеспечивающее низкие процентные ставки в стране. Низкие проценты, в свою очередь, способствуют оживлению инвестиционного и потребительского спроса и, в конечном итоге, – ускорению роста ВВП.

Да, такая политика чревата ускорением инфляции. Но приходится выбирать между некоторым ускорением инфляции и рецессией, чреватой тяжелейшими социально-экономическими последствиями в виде высокой безработицы и возможным вслед за ней социальным взрывом.

Рекомендации МВФ для России сводятся к улучшению инвестиционного климата, управления и защиты прав собственности, а также к общему призыву «смелее проводить структурные реформы»14. Фонд советует воздержаться от увеличения бюджетных расходов во избежание роста инфляционного давления и постепенно ужесточать налогово-бюджетную политику – для накопления резервов на черный день, и денежно-кредитную – для обеспечения устойчивых низких темпов инфляции. Отметим, что эти рекомендации мало чем отличаются от советов МВФ странам, находящимся в глубоком бюджетном кризисе. Советы МВФ для России могли бы отличаться от рекомендаций Греции с учетом того обстоятельства, что госдолг России (включая долг субъектов РФ и муниципальных образований) составляет примерно 13% ВВП, а долг Греции – около 170% ВВП.

Какие меры можно предпринять с целью ускорения экономического роста в России? Ответ на этот вопрос является очень многоплановым, остановимся лишь на нескольких важнейших, с нашей точки зрения, аспектах.

Представляется целесообразным проведение более гибкой денежно-кредитной политики Банком России, состоящей в обеспечении более низких процентных ставок для кредитования физических и юридических лиц. Это окажет позитивное воздействие на совокупный спрос и, как следствие, – на экономический рост в России. Такая политика требует наращивания предложения денег большими темпами, чем это было до настоящего времени. Возможно, потребительская инфляция останется по-прежнему на уровне 6–7% в год, но произойдет оживление экономики. В силу исторических причин, связанных с длительным периодом высокой инфляции в постсоветский период, в России по-прежнему сильны инфляционные ожидания. Поэтому, сдерживая рост денежной массы и оставляя ставки кредитования на высоком уровне, можно в ближайшие годы не добиться желаемого результата по инфляции в силу действия сильной инфляционной инерции, являющейся результатом высоких инфляционных ожиданий, и при этом еще более ослабить экономический рост.

Информация о работе Замедление экономического роста в России и перспективы его преодоления