Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 15:20, реферат
Рассматривается экономическое развитие Российской империи в конце XIX – начале ХХ веков. Обсуждаются реальные и надуманные причины отставания развития России от ведущих стран мира и проблемы межстрановых сравнений. Показано, что в этот период российская экономика не могла не развиваться экстенсивно, но уровень научно-технического развития был близок к уровню передовых стран. Экономические и политические реформы были необходимы, но проводились с большим опозданием. Институциональная отсталость России сдерживала экономический рост, но не смогла его остановить.
Вопрос о стимулировании экономического роста методом монетарной экспансии является предметом давней дискуссии между либеральным и кейнсианским течениями в теории и практике экономической политики. Монетаристы утверждают, что изменение денежной массы и следующее за ним варьирование нормы процента в экономике оказывает воздействие на производство. Кейнсианцы скептически относятся к возможностям регулирования экономического роста монетарными методами. Тем не менее центральные банки всех ведущих стран с рыночной экономикой в период кризиса 2008–2009 гг. и после него держат номинальные процентные ставки рефинансирования на уровне ниже инфляции. Это пока не принесло заметных позитивных результатов в Европейском союзе. Однако американская экономика достаточно успешно выходит из кризиса. По данным бюро экономического анализа министерства торговли США, в 2013 г. ВВП в этой стране растет темпом свыше 2%15. При этом одним из драйверов экономического роста выступает увеличение инвестиций, которые весьма чувствительны к варьированию процентной ставки.
Один из постулатов экономической теории говорит о том, что монетарная экспансия может дать лишь краткосрочный эффект в виде оживления экономического роста и чревата инфляционными последствиями. Представляется, что этот инструмент экономической политики можно рассматривать как более сложный, влияющий на экономический рост и в долгосрочном аспекте. С учетом позитивного влияния низких процентных ставок на инвестиции монетарную экспансию можно использовать в качестве одного из инструментов, обеспечивающих переход к более высоким темпам экономического развития в среднесрочном и долгосрочном плане. Именно из этого исходят центральные банки практически всех ведущих стран мира в последние годы, проводя политику так называемого «денежного смягчения», суть которой состоит в увеличении предложения денег и сохранении процентных ставок в экономике на рекордно низком уровне (см. выше). Иначе говоря, Банк России может расширить набор стоящих перед ним целей, включив туда, наряду с инфляционным таргетированием, цели по стимулированию экономического роста.
Существенные изменения произошли в последнее время в области фискальной политики. Руководством страны принят ряд решений о финансировании государством крупных инфраструктурных проектов с использованием на возвратной основе средств Фонда национального благосостояния – строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань, модернизация Транссибирской магистрали и БАМа, строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги. Это – долгосрочные проекты суммарной стоимостью в несколько триллионов рублей. Их реализация, несомненно, будет содействовать экономическому росту в России. В частности, модернизация Транссибирской магистрали и БАМа расширит возможности выхода экспортеров на быстро растущие рынки АТР.
По нашему мнению, меры фискального стимулирования экономического роста могут быть расширены. Это, прежде всего, относится к стимулированию инвестиций на уровне всей страны, а не только в отдельных регионах (Дальний Восток) и отраслях (льготы нефтяникам при разработке месторождений на Крайнем Севере и на шельфе). Необходимо вернуть налоговую скидку по инвестициям в основной капитал, существовавшую до 1 января 2002 г. По данным Торгово-промышленной палаты РФ, такого мнения придерживаются подавляющее большинство российских предпринимателей16. Выпадающие в результате введения инвестиционной налоговой скидки доходы можно компенсировать за счет повышения акцизов на алкогольную и табачную продукцию.
Помимо этого, необходимо совершенствовать налоговое льготирование предприятий, проводящих НИОКР, и (или) принять меры к тому, чтобы уже существующие льготы начали работать более эффективно. Анализ правового обеспечения инновационной деятельности в регионах – членах Ассоциации инновационных регионов России – показывает, что ряд принятых в них мер налогового стимулирования инновационной деятельности не работает. Это отмечают в своей статье О.В. Козловская и Е.Н. Акерман17. В связи с этим авторы указывают на необходимость совершенствования таких мер.
С позиций экономического
роста в долгосрочном плане государство
может и должно увеличить финансирование
науки и образования, в особенности –
высшего образования. Российский бизнес
в ближайшей перспективе не готов к серьезным
инвестициям в эти важнейшие сферы экономики,
и государство может выступить здесь в
качестве локомотива, за которым с определенным
временным лагом пойдут деньги частного
сектора. Да, возможно, это приведет к некоторому
увеличению дефицита государственного
бюджета и росту государственного долга.
Отношение государственного долга к ВВП
может составить не 13%, как это имеет место
в настоящее время, а 15–20%. Однако такое
изменение пропорций представляется не
критичным. Критичной
является перспектива постепенной утраты
национального суверенитета в результате
безнадежного отставания в области ключевых
направлений развития науки и образования. В частности, долгожданное реальное значител
Разумеется, мы не призываем к искусственному наращиванию государственного долга. Нужно принимать во внимание не только внешний долг государства, который на 1 октября 2013 г. составлял примерно 55,8 млрд долл.18 (1723 млрд руб. по среднегодовому курсу доллара США к рублю в 2013 г.) (таблица 3), но и внешние долги российских компаний и банков. Они намного более существенны. На 1 июля 2013 г. величина внешнего долга РФ с учетом долгов субъектов РФ, компаний и банков была равна 706,1 млрд долл. С учетом внешних долгов субъектов РФ, компаний и банков суммарный (внутренний плюс внешний) долг России по состоянию на начало четвертого квартала 2013 г. – примерно 44%. При этом отношение государственного долга (без учета долгов компаний и банков) к ВВП в Европейском союзе во втором квартале 2013 г. составляло примерно 87% ВВП, в США – около 100%19.
Отметим, что добавление внешнего долга компаний и банков к госдолгу РФ является достаточно условным приемом, так как по долгам фирм (в том числе с государственным участием) государство не несет ответственности. Однако такой прием полезен, поскольку если крупные компании, влияющие на всю российскую экономику, окажутся на грани банкротства, то государство вынуждено будет участвовать в их спасении. Но в этом случае при сопоставлении с другими странами надо учитывать и внешние долги банков и предприятий этих стран.
Следовательно, говоря о возможном увеличении государственных расходов, мы лишь привлекаем внимание к тому обстоятельству, что в настоящее время у России есть определенная степень свободы в использовании этого рычага экономической политики как одного из методов ускорения роста экономики. Нам представляется, что этот метод в разумных пределах должен быть использован. При оценке последствий этого шага необходимо принимать во внимание эффект мультипликатора, когда суммарный прирост ВВП может значительно превосходить сумму вызвавших его государственных затрат. В этом случае с определенным временным лагом соотношение госдолга и ВВП не только не ухудшится, но и может даже сократиться.
Информация о работе Замедление экономического роста в России и перспективы его преодоления