Затраты и пути повышения эффективности деятельности ОАО «Сбербанк России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Основной целью написания работы определим рассмотрение теоретических аспектов финансов предприятий, их функций и места в общей системе финансов.
Для достижения цели необходимо решить ряд поставленных задач:
определить сущность финансов предприятий;
описать функции финансов предприятий;
рассмотреть принципы организации финансов предприятий;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….......5
1 Теоретические основы финансов предприятия…..………………………...........6
Понятие эффективности деятельности коммерческого банка………………6
1.2 Понятие, сущность, функции и место финансов предприятий в общей системе финансов….…………………………………………………………...........9
2 Анализ финансов ОАО «Сбербанк России»………………………..…………..17
2.1 Характеристика ОАО «Сбербанк России» и основные показатели его деятельности…………..……………………………………………………………17
2.2 Анализ активов и пассивов ОАО «Сбербанка России»………………….......19
2.3 Анализ доходов, расходов и прибыли ОАО «Сбербанк России»……….......23
3 Затраты и пути повышения эффективности деятельности ОАО «Сбербанк России»………………………………………………………………………...........27
3.1 Операционные затраты ОАО «Сбербанк России»……………………...........27
3.2 Задачи по повышению эффективности деятельности ОАО «Сбербанк России»……………………………...………………………………………............27
Заключение………………………………………………………………………….37
Список использованных источников……………………………………

Файлы: 1 файл

Annotatsia (1).docx

— 625.45 Кб (Скачать файл)

Продолжение таблицы 6 - Анализ динамики доходов и расходов ОАО «Сбербанк России» за 2010 – 2012 гг.

Прочие операционные доходы

11385

14871

17204

3486

30.6

2333

15.7

Операционные расходы

208355

318720

337368

110365

53.0

18648

5.9

Прибыль до налогообложения

56153

242203

408902

186050

331.3

166699

68.8

Начисленные налоги

34458

68225

98407

33767

98.0

30182

44.2

Прибыль после налогообложения

21694

173979

310495

152285

701.9

136516

78.5


 

Чистые процентные доходы выросли на 0,6% по сравнению с 2010 годом и до 15,1% (75932 млн. руб.), и по состоянию на 01.2012 год составили 575826 млн. руб. (01.2010 – 499894 млн. руб., 01.2011 – 502833 млн. руб.). Процентные доходы сократились на 1,8% в 2010 году, но в следствие активизации работы по сбору ранее недоплаченных % по кредитам доходы возросли на 5,1% и на 01.2012 составили 837888 млн. руб. (01.2010 – 811 316 млн. руб., 01.2011 – 796 993 млн. руб.)

Процентные расходы, за анализируемый период снизились на 16,4% (49361 млн. руб.) и на 01.2012 составили 262 062 млн. руб. (01.2010 – 311 423 млн. руб., 01.2011 – 294 160 млн. руб.) Основой составляющей процентные расходы являются процентные расходы по средствам физических лиц.

Значительно увеличился процентный доход по ценным бумагам за 2009 год на 87,9%, это объясняется ростом вложений Банком средств в облигации Центрального Банка и корпоративные облигации.

Объем расходов на формирование резервов значительно сократился за анализируемый период на 376 081 млн. руб. (97%) и составил на 01.2012 - 11240 млн.руб., на 01.2010 этот показатель был равен 387 321 млн. руб.

Сокращение чистого дохода от операций с ценными бумагами за 2009-2011 год связано с уменьшением портфеля долговых ценных бумаг. На 01.2010 чистые доходы от операций с ценными бумагами составляли 17787 млн. руб., на 01.2011 – 16554 млн. руб., и на 01.2012 – 7388 млн. руб.

Чистый доход от операций с иностранной валютой начал постепенно увеличиваться и возрос с 1 592 млн. руб. до 9 036 млн. руб., за анализируемый период.

Чистые комиссионные доходы возросли на 23,5% до 125 576 млн. руб. (01.2012), их рост обеспечил комиссионный доход полученный по операциям с банковскими картами, расчетным операциям, эквайрингу, зарплатным проектам, обслуживанием бюджетных счетов. Сократился объем комиссионных доходов по операциям с ценными бумагами.

Операционные расходы Банка возросли на 58,9% до 337 368 млн. руб. (01.2012). Более всего на рост операционных расходов повлияли: запланированный рост расходов на содержание персонала; административно-хозяйственные расходы, сопровождающие развитие бизнеса; отчисления в Фонд обязательного страхования вкладов, выросшие вследствие увеличения объема вкладов. Сдерживали рост операционных расходов снизившиеся в 2011 году расходы от уступки собственных прав требования.

За анализируемый период прибыль Банка значительно возросла и значительно превысила итоги предыдущих лет:

1) Прибыль до налогообложения на 01.2012 г. составила 408 902 млн. руб. (в 2010: 242 203 млн.руб., в 2009: 56 153млн.руб.)

  1. Прибыль после налогообложения на 01.2012 г. составила 310 495 млн. руб. (в 2010 - 173 979 млн. руб., в 2009 - 21 694 млн. руб.)

Основным источником роста чистой прибыли явилось увеличение чистого процентного и комиссионного дохода, рост прочих операционных доходов, а также сокращение отчислений на создание резервов.

За 2009 год чистая прибыль увеличилась с 309 млн. руб. до 21 694 млн. руб. На 1 июля данный показатель составил 5 304 млн. руб., а на 1 октября – 9 126 млн. руб.

За 2010 год чистая прибыль увеличилась с 43 155 млн. руб. до 173 979 млн. руб. На 1 июля данный показатель составил 60 682 млн. руб., а на 1 октября – 106 832 млн. руб.

Чистая прибыль «Сбербанка России» за анализируемый период 01.2010-01.2011 г. увеличилась с 21 694 млн. руб. до 173 979 млн. руб. Основным источником роста прибыли стало сокращение отчислений на создание резервов на 243 842 млн.руб.

За 2011 год чистая прибыль увеличилась с 83 864 млн. руб. до 310 495 млн. руб. На 1 июля данный показатель составил 171 337 млн. руб., а на 1 октября – 254 308 млн. руб.

Увеличение чистой прибыли «Сбербанка России» в период 01.2011-01.2012 год с 173 979 млн. руб. до 310 495 млн. руб. связано с увеличением чистого процентного и комиссионного дохода. Существенный рост продемонстрировали прочие операционные доходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Затраты и пути улучшения деятельности ОАО «Сбербанк России» 

3.1 Операционные затраты ОАО «Сбербанк России»

 

 

Данные представлены в Приложении В «Операционные расходы за 2011 и 2012 гг».

Наиболее существенный прирост продемонстрировали расходы на персонал. Они выросли на 22,1% (плюс 44,5 млрд руб.) — до 245,8 млрд руб. по Группе. За вычетом эффекта от приобретения вышеуказанных активов расходы на персонал выросли на 17,9%. По ОАО «Сбербанк России» данный вид расходов вырос в 2012 году в основном из-за продолжающейся реализации программы, направленной на приведение оплаты труда всех категорий сотрудников на территории России в соответствие с рыночным уровнем.

Прочие операционные расходы Группы в 2012 году выросли на 46,3% (65,1 млрд руб.) — до 205,6 млрд руб., или на 37,9%, исключая эффект от приобретений. Их рост объясняется главным образом амортизацией основных средств, увеличением административных расходов, затрат на услуги связи и на операционный лизинг внеоборотных активов. Отдельно по ОАО «Сбербанк России» рост прочих операционных расходов был вызван преимущественно инвестициями в программу модернизации сети отделений Сбербанка и ИТ-систем.

 

 

3.2 Задачи по повышению эффективности деятельности ОАО «Сбербанк России»

 

 

Необходимым условием решения задач, стоящих перед Банком в сфере развития бизнеса, станет проведение комплексной технологической модернизации, которая позволит повысить масштабируемость процессов и систем, обеспечит рост производительности труда и оптимизацию издержек. Главными задачами Банка станут построение консолидированной операционной модели, совершенствование систем управления рисками и выход на качественно новый уровень автоматизации.

Работа по совершенствованию операционной модели нацелена на рост производительности труда и экономической эффективности работы Банка, повышение качества обслуживания и степени удовлетворенности клиентов. Основной задачей в этой области является построение таких систем и процессов, которые бы не только «справлялись» с масштабом деятельности Банка, но и стали бы важнейшим источником формирования его новых уникальных конкурентных преимуществ.

Изменения в операционной модели бэк- и мидл-офиса будут происходить по трем основным направлениям:

а) формирование новой организационной структуры подразделений, отвечающих за операционные функции;

б) консолидация операционной деятельности в рамках центров сопровождения клиентских операций (ЦСКО);

в) существенная оптимизация и модернизация всех процессов бэк- и мидл-офиса.

При этом данная работа будет самым непосредственным образом увязана с изменениями работы фронт-офисных подразделений, в частности с изменениями работы ВСП на базе внедрения ПСС.

Принципами развития операционной модели Банка станут:

  1. построение единой операционной модели, унификация и стандартизация всех процессов, продуктов и регламентов работы в масштабах Банка;
  2. постоянная оптимизация процессов и процедур;
  3. создание системы управления операционной деятельностью в Банке;
  4. выстраивание промышленного процесса обеспечения продаж и обслуживания клиентов;
  5. обособление операционной функции от процессов, связанных с продажами и обслуживанием (фронт-офиса);
  6. автоматизация только оптимизированных и стандартизированных процессов.

Формирование единой операционной модели позволит повысить пропускную способность, объем продаж и качество обслуживания, максимально использовать эффект экономии на масштабах. Наличие масштабируемой платформы будет способствовать росту бизнеса, высвобождению финансовых ресурсов для достижения запланированных стратегических целей. Повысится управляемость и качество работы за счет углубления специализации, решения однородных задач, формирования прозрачной системы мотивации.

На первом этапе будет произведена консолидация операционной деятельности в рамках региональных ЦСКО (по одному для Москвы и каждого территориального банка) и осуществлен перевод операционных функций из ВСП. Затем, после формирования всех необходимых условий, произойдет дальнейшая консолидация в рамках межрегиональных ЦСКО и дальнейшая трансформация и оптимизация операционных процессов (в том числе с использованием ПСС).

Для отладки процессов трансформации в рамках первого этапа запущены два пилотных проекта в городах с различными ИТ-платформами — в Москве и Санкт-Петербурге. Затем планируется распространение опыта на территориальные банки, работающие на одинаковых и наиболее распространенных ИТ-платформах, и запуск консолидации в других регионах. И наконец, по мере движения Банка к единой ИТ-платформе будет происходить дальнейшая консолидация в рамках межрегиональных ЦСКО.

Необходимым условием решения задач, стоящих перед Банком, является развитие информационных технологий — выход на качественно новый уровень автоматизации, совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры и комплексов технических средств.

Развитие информационных технологий будет нацелено на обеспечение достижения амбициозных бизнес - задач Банка и поддержку изменений в организационной модели, которые требуют внедрения новых механизмов и качественно иного уровня управленческой информации. «Сбербанк» планирует изменить статус информационных технологий и трансформировать их в устойчивый источник, формирования уникальных конкурентных преимуществ Банка. Банк будет стремиться к поэтапной унификации программного обеспечения и систем хранения информации, к формированию единого информационного пространства при условии обеспечения надежности, устойчивости и бесперебойной работы всех систем и приложений.

В связи с этим развитие информационных технологий будет происходить эволюционным путем — до 2014 года будут сохранены действующие автоматизированные банковские системы, вокруг которых будут строиться новые, единые в масштабах Банка технологические решения. Разработка новых систем для обеспечения недостающей Банку функциональности и доработка существующих систем будут осуществляться максимально централизованно.

Упрощенный ландшафт будущих ИТ-приложений Банка представляет собой единую основную банковскую систему, объединяющую приложения, используемые корпоративным, розничным и операционным блоком, вокруг которой выстраиваются системы фронт-офиса, CRM4, ERP5, MIS6, управления рисками с использованием единого хранилища данных.

Таким образом, на пятилетнем горизонте будут сформированы сквозные системы отчетности и управления отношениями с клиентами (MDM7, DWH8, CRM), позволяющие Банку «знать» своих клиентов, последовательно улучшать предложение и расширять продажи продуктов и услуг, совершенствовать качество клиентского обслуживания.

Стратегия «Сбербанка России» в сфере развития информационных технологий предполагает поэтапный подход к совершенствованию ИТ-архитектуры и приоритезацию проектов исходя из анализа соотношения сложности и рисков реализации, с одной стороны, и значимости для деятельности Банка — с другой. Таким образом, в первую очередь будут внедряться тактические решения в области основных приложений, предусматривающие повышение эффективности бизнеса в краткосрочной перспективе при ограниченном изменении существующих систем.

Увеличение эффективности работы по модернизации информационных технологий в Банке будет подкреплено использованием новых организационно - управленческих подходов. Предполагается изменение организационной структуры информационно - технологических служб в сторону усиления специализации и разделения полномочий: планируется выделить проектный центр и отдельные подразделения, отвечающие за разработку ИТ-стратегии и архитектуры, за развитие электронных каналов сбыта, за осуществление закупок. Важным шагом к повышению результативности и качества работы информационно-технологических служб станет внедрение проектных методов управления и усиление ответственности бизнеса как за постановку ИТ-задач и разработку функциональных требований, так и за приоритезацию проектов.

В рамках повышения эффективности капитальных затрат и для обеспечения перехода к единым информационным стандартам Банк прорабатывает вопрос о консолидации большого числа существующих территориально распределенных центров обработки данных (ЦОДов) в два мега-ЦОДа — основной и резервный. Потенциально консолидация ЦОДов предполагает ряд преимуществ для развития бизнеса, включая качественное улучшение поддержки будущего роста объема и количества операций, повышение эффективности работы за счет использования эффекта масштаба и консолидации информации со всей территории России, повышение качества ИТ-обслуживания в долгосрочной перспективе.

Информация о работе Затраты и пути повышения эффективности деятельности ОАО «Сбербанк России»