Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 00:01, курсовая работа
Основной целью написания работы определим рассмотрение теоретических аспектов финансов предприятий, их функций и места в общей системе финансов.
Для достижения цели необходимо решить ряд поставленных задач:
определить сущность финансов предприятий;
описать функции финансов предприятий;
рассмотреть принципы организации финансов предприятий;
Введение………………………………………………………………………….......5
1 Теоретические основы финансов предприятия…..………………………...........6
Понятие эффективности деятельности коммерческого банка………………6
1.2 Понятие, сущность, функции и место финансов предприятий в общей системе финансов….…………………………………………………………...........9
2 Анализ финансов ОАО «Сбербанк России»………………………..…………..17
2.1 Характеристика ОАО «Сбербанк России» и основные показатели его деятельности…………..……………………………………………………………17
2.2 Анализ активов и пассивов ОАО «Сбербанка России»………………….......19
2.3 Анализ доходов, расходов и прибыли ОАО «Сбербанк России»……….......23
3 Затраты и пути повышения эффективности деятельности ОАО «Сбербанк России»………………………………………………………………………...........27
3.1 Операционные затраты ОАО «Сбербанк России»……………………...........27
3.2 Задачи по повышению эффективности деятельности ОАО «Сбербанк России»……………………………...………………………………………............27
Заключение………………………………………………………………………….37
Список использованных источников……………………………………
Продолжение таблицы 6 - Анализ динамики доходов и расходов ОАО «Сбербанк России» за 2010 – 2012 гг.
Прочие операционные доходы |
11385 |
14871 |
17204 |
3486 |
30.6 |
2333 |
15.7 |
Операционные расходы |
208355 |
318720 |
337368 |
110365 |
53.0 |
18648 |
5.9 |
Прибыль до налогообложения |
56153 |
242203 |
408902 |
186050 |
331.3 |
166699 |
68.8 |
Начисленные налоги |
34458 |
68225 |
98407 |
33767 |
98.0 |
30182 |
44.2 |
Прибыль после налогообложения |
21694 |
173979 |
310495 |
152285 |
701.9 |
136516 |
78.5 |
Чистые процентные доходы выросли на 0,6% по сравнению с 2010 годом и до 15,1% (75932 млн. руб.), и по состоянию на 01.2012 год составили 575826 млн. руб. (01.2010 – 499894 млн. руб., 01.2011 – 502833 млн. руб.). Процентные доходы сократились на 1,8% в 2010 году, но в следствие активизации работы по сбору ранее недоплаченных % по кредитам доходы возросли на 5,1% и на 01.2012 составили 837888 млн. руб. (01.2010 – 811 316 млн. руб., 01.2011 – 796 993 млн. руб.)
Процентные расходы, за анализируемый период снизились на 16,4% (49361 млн. руб.) и на 01.2012 составили 262 062 млн. руб. (01.2010 – 311 423 млн. руб., 01.2011 – 294 160 млн. руб.) Основой составляющей процентные расходы являются процентные расходы по средствам физических лиц.
Значительно увеличился процентный доход по ценным бумагам за 2009 год на 87,9%, это объясняется ростом вложений Банком средств в облигации Центрального Банка и корпоративные облигации.
Объем расходов на формирование резервов значительно сократился за анализируемый период на 376 081 млн. руб. (97%) и составил на 01.2012 - 11240 млн.руб., на 01.2010 этот показатель был равен 387 321 млн. руб.
Сокращение чистого дохода от операций с ценными бумагами за 2009-2011 год связано с уменьшением портфеля долговых ценных бумаг. На 01.2010 чистые доходы от операций с ценными бумагами составляли 17787 млн. руб., на 01.2011 – 16554 млн. руб., и на 01.2012 – 7388 млн. руб.
Чистый доход от операций с иностранной валютой начал постепенно увеличиваться и возрос с 1 592 млн. руб. до 9 036 млн. руб., за анализируемый период.
Чистые комиссионные доходы возросли на 23,5% до 125 576 млн. руб. (01.2012), их рост обеспечил комиссионный доход полученный по операциям с банковскими картами, расчетным операциям, эквайрингу, зарплатным проектам, обслуживанием бюджетных счетов. Сократился объем комиссионных доходов по операциям с ценными бумагами.
Операционные расходы Банка возросли на 58,9% до 337 368 млн. руб. (01.2012). Более всего на рост операционных расходов повлияли: запланированный рост расходов на содержание персонала; административно-хозяйственные расходы, сопровождающие развитие бизнеса; отчисления в Фонд обязательного страхования вкладов, выросшие вследствие увеличения объема вкладов. Сдерживали рост операционных расходов снизившиеся в 2011 году расходы от уступки собственных прав требования.
За анализируемый период прибыль Банка значительно возросла и значительно превысила итоги предыдущих лет:
1) Прибыль до налогообложения на 01.2012 г. составила 408 902 млн. руб. (в 2010: 242 203 млн.руб., в 2009: 56 153млн.руб.)
Основным источником роста чистой прибыли явилось увеличение чистого процентного и комиссионного дохода, рост прочих операционных доходов, а также сокращение отчислений на создание резервов.
За 2009 год чистая прибыль увеличилась с 309 млн. руб. до 21 694 млн. руб. На 1 июля данный показатель составил 5 304 млн. руб., а на 1 октября – 9 126 млн. руб.
За 2010 год чистая прибыль увеличилась с 43 155 млн. руб. до 173 979 млн. руб. На 1 июля данный показатель составил 60 682 млн. руб., а на 1 октября – 106 832 млн. руб.
Чистая прибыль «Сбербанка России» за анализируемый период 01.2010-01.2011 г. увеличилась с 21 694 млн. руб. до 173 979 млн. руб. Основным источником роста прибыли стало сокращение отчислений на создание резервов на 243 842 млн.руб.
За 2011 год чистая прибыль увеличилась с 83 864 млн. руб. до 310 495 млн. руб. На 1 июля данный показатель составил 171 337 млн. руб., а на 1 октября – 254 308 млн. руб.
Увеличение чистой прибыли «Сбербанка России» в период 01.2011-01.2012 год с 173 979 млн. руб. до 310 495 млн. руб. связано с увеличением чистого процентного и комиссионного дохода. Существенный рост продемонстрировали прочие операционные доходы.
3 Затраты и пути улучшения деятельности ОАО «Сбербанк России»
3.1 Операционные затраты ОАО «Сбербанк России»
Данные представлены в Приложении В «Операционные расходы за 2011 и 2012 гг».
Наиболее существенный прирост продемонстрировали расходы на персонал. Они выросли на 22,1% (плюс 44,5 млрд руб.) — до 245,8 млрд руб. по Группе. За вычетом эффекта от приобретения вышеуказанных активов расходы на персонал выросли на 17,9%. По ОАО «Сбербанк России» данный вид расходов вырос в 2012 году в основном из-за продолжающейся реализации программы, направленной на приведение оплаты труда всех категорий сотрудников на территории России в соответствие с рыночным уровнем.
Прочие операционные расходы Группы в 2012 году выросли на 46,3% (65,1 млрд руб.) — до 205,6 млрд руб., или на 37,9%, исключая эффект от приобретений. Их рост объясняется главным образом амортизацией основных средств, увеличением административных расходов, затрат на услуги связи и на операционный лизинг внеоборотных активов. Отдельно по ОАО «Сбербанк России» рост прочих операционных расходов был вызван преимущественно инвестициями в программу модернизации сети отделений Сбербанка и ИТ-систем.
3.2 Задачи по повышению эффективности деятельности ОАО «Сбербанк России»
Необходимым условием решения задач, стоящих перед Банком в сфере развития бизнеса, станет проведение комплексной технологической модернизации, которая позволит повысить масштабируемость процессов и систем, обеспечит рост производительности труда и оптимизацию издержек. Главными задачами Банка станут построение консолидированной операционной модели, совершенствование систем управления рисками и выход на качественно новый уровень автоматизации.
Работа по совершенствованию операционной модели нацелена на рост производительности труда и экономической эффективности работы Банка, повышение качества обслуживания и степени удовлетворенности клиентов. Основной задачей в этой области является построение таких систем и процессов, которые бы не только «справлялись» с масштабом деятельности Банка, но и стали бы важнейшим источником формирования его новых уникальных конкурентных преимуществ.
Изменения в операционной модели бэк- и мидл-офиса будут происходить по трем основным направлениям:
а) формирование новой организационной структуры подразделений, отвечающих за операционные функции;
б) консолидация операционной деятельности в рамках центров сопровождения клиентских операций (ЦСКО);
в) существенная оптимизация и модернизация всех процессов бэк- и мидл-офиса.
При этом данная работа будет самым непосредственным образом увязана с изменениями работы фронт-офисных подразделений, в частности с изменениями работы ВСП на базе внедрения ПСС.
Принципами развития операционной модели Банка станут:
Формирование единой операционной модели позволит повысить пропускную способность, объем продаж и качество обслуживания, максимально использовать эффект экономии на масштабах. Наличие масштабируемой платформы будет способствовать росту бизнеса, высвобождению финансовых ресурсов для достижения запланированных стратегических целей. Повысится управляемость и качество работы за счет углубления специализации, решения однородных задач, формирования прозрачной системы мотивации.
На первом этапе будет произведена консолидация операционной деятельности в рамках региональных ЦСКО (по одному для Москвы и каждого территориального банка) и осуществлен перевод операционных функций из ВСП. Затем, после формирования всех необходимых условий, произойдет дальнейшая консолидация в рамках межрегиональных ЦСКО и дальнейшая трансформация и оптимизация операционных процессов (в том числе с использованием ПСС).
Для отладки процессов трансформации в рамках первого этапа запущены два пилотных проекта в городах с различными ИТ-платформами — в Москве и Санкт-Петербурге. Затем планируется распространение опыта на территориальные банки, работающие на одинаковых и наиболее распространенных ИТ-платформах, и запуск консолидации в других регионах. И наконец, по мере движения Банка к единой ИТ-платформе будет происходить дальнейшая консолидация в рамках межрегиональных ЦСКО.
Необходимым условием решения задач, стоящих перед Банком, является развитие информационных технологий — выход на качественно новый уровень автоматизации, совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры и комплексов технических средств.
Развитие информационных технологий будет нацелено на обеспечение достижения амбициозных бизнес - задач Банка и поддержку изменений в организационной модели, которые требуют внедрения новых механизмов и качественно иного уровня управленческой информации. «Сбербанк» планирует изменить статус информационных технологий и трансформировать их в устойчивый источник, формирования уникальных конкурентных преимуществ Банка. Банк будет стремиться к поэтапной унификации программного обеспечения и систем хранения информации, к формированию единого информационного пространства при условии обеспечения надежности, устойчивости и бесперебойной работы всех систем и приложений.
В связи с этим развитие информационных технологий будет происходить эволюционным путем — до 2014 года будут сохранены действующие автоматизированные банковские системы, вокруг которых будут строиться новые, единые в масштабах Банка технологические решения. Разработка новых систем для обеспечения недостающей Банку функциональности и доработка существующих систем будут осуществляться максимально централизованно.
Упрощенный ландшафт будущих ИТ-приложений Банка представляет собой единую основную банковскую систему, объединяющую приложения, используемые корпоративным, розничным и операционным блоком, вокруг которой выстраиваются системы фронт-офиса, CRM4, ERP5, MIS6, управления рисками с использованием единого хранилища данных.
Таким образом, на пятилетнем горизонте будут сформированы сквозные системы отчетности и управления отношениями с клиентами (MDM7, DWH8, CRM), позволяющие Банку «знать» своих клиентов, последовательно улучшать предложение и расширять продажи продуктов и услуг, совершенствовать качество клиентского обслуживания.
Стратегия «Сбербанка России» в сфере развития информационных технологий предполагает поэтапный подход к совершенствованию ИТ-архитектуры и приоритезацию проектов исходя из анализа соотношения сложности и рисков реализации, с одной стороны, и значимости для деятельности Банка — с другой. Таким образом, в первую очередь будут внедряться тактические решения в области основных приложений, предусматривающие повышение эффективности бизнеса в краткосрочной перспективе при ограниченном изменении существующих систем.
Увеличение эффективности работы по модернизации информационных технологий в Банке будет подкреплено использованием новых организационно - управленческих подходов. Предполагается изменение организационной структуры информационно - технологических служб в сторону усиления специализации и разделения полномочий: планируется выделить проектный центр и отдельные подразделения, отвечающие за разработку ИТ-стратегии и архитектуры, за развитие электронных каналов сбыта, за осуществление закупок. Важным шагом к повышению результативности и качества работы информационно-технологических служб станет внедрение проектных методов управления и усиление ответственности бизнеса как за постановку ИТ-задач и разработку функциональных требований, так и за приоритезацию проектов.
В рамках повышения эффективности капитальных затрат и для обеспечения перехода к единым информационным стандартам Банк прорабатывает вопрос о консолидации большого числа существующих территориально распределенных центров обработки данных (ЦОДов) в два мега-ЦОДа — основной и резервный. Потенциально консолидация ЦОДов предполагает ряд преимуществ для развития бизнеса, включая качественное улучшение поддержки будущего роста объема и количества операций, повышение эффективности работы за счет использования эффекта масштаба и консолидации информации со всей территории России, повышение качества ИТ-обслуживания в долгосрочной перспективе.
Информация о работе Затраты и пути повышения эффективности деятельности ОАО «Сбербанк России»