Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 04:11, курсовая работа
В настоящее время в России развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. В конкуренции побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу. Именно эти два основных фактора влияют на исход борьбы, а резерв улучшения этих факторов как раз и заключены в себестоимость.
Введение………………………………..…………………...………………3
1. Планирование себестоимости производства и реализации продукции предприятия……………………………………………………………………….5
2. Источники финансирования затрат на производство и реализацию продукции………………………………………………………………………...15
3. Финансово-экономические рычаги снижения себестоимости……...18
4. Пример осуществления планирования и анализа затрат предприятия на производство и реализацию продукции…………………………………….25
Заключение………………………………………………………………..32
Расчетная часть…………………………………………………………...28
Пояснительная записка…………………………………………………..46
Список литературы……………………………………
С=Сф*Впл/Вф,
где Сф – фактическая сумма переменных затрат в отчётном периоде;
Впл – плановый объём выпуска в натуральном выражении;
Вф – фактический объём выпуска в отчётном периоде в натуральном выражении.
Если в отчётном периоде соблюдались нормы расхода на единицу продукции, то плановая величина переменных затрат, рассчитанная по первому методу, будет идентична плановой величине переменных затрат, рассчитанных вторым методом. Положительная разница между плановой величиной переменных затрат, рассчитанных на базе отчетных данных, и плановой величиной затрат, рассчитанных на основе норм расхода, свидетельствует о перерасходе в отчётном периоде. Отрицательная разница говорит об экономии и соответственно сигнализирует руководству предприятия о возможности пересмотра норм расхода.
Если при планировании переменных затрат предприятие должно иметь представление о будущем выпуске продукции, то при фактическом производстве какая-либо корректировка производственной программы не скажется при прочих равных условиях на росте или снижении переменной составляющей себестоимости, поскольку изменения не затрагивают установленных норм расходов.
В нестабильной экономической ситуации планирование затрат затруднено. В этих условиях на первый план выходит текущая оценка стоимости переменных затрат и корректировка цены реализации в зависимости от уровня инфляции. При этом возможны противоречия между инфляционно меняющимися ценами и другими ценообразующими факторами.
Постоянные расходы существенно не меняются при уменьшении или увеличении объёма выпуска продукции, изменяется лишь их относительная величина на единицу произведенной продукции.
При планировании постоянных затрат решающее значение имеет их взаимосвязь с объёмом выпуска. Значительное изменение в объеме выпуска могут вызвать и большие изменения в себестоимости продукции. Иными словами, уровень производственной активности является важнейшим фактором, влияющим на себестоимость единицы продукции. Даже при неизменности постоянных затрат в зависимости от объёма выпуска предприятие может получить совершенно разный финансовый результат.
Итак, при планировании постоянных затрат предприятие должно решать следующие задачи:
Определение необходимого объёма выпуска и реализации продукции, при котором достигается окупаемость постоянных и переменных затрат.
Расчёт необходимой величины постоянных затрат и сопоставление их с реальными производственными возможностями.
Для определения минимального объёма выпуска продукции, ниже которого производство продукции становится нерентабельным, используют показатель порога рентабельности, который определяется по следующей формуле:
Порог рентабельности =
В отечественной практике все затраты на производство и реализацию продукции по их экономическому содержанию планируются по элементам затрат. Группировка затрат по элементам имеет огромное значение в финансовом планировании, определении взаимоотношений с бюджетом. В рамках внутрифирменного планирования она необходима для целей финансового управления. С получением выручки восстанавливаются производственные запасы в форме текущих активов для обеспечения непрерывного процесса производства. Планирование затрат по элементам осуществляется с помощью сметы затрат на производство.
С планированием затрат по товарному выпуску связано планирование затрат на реализованную продукцию. Плановая величина затрат на реализованную продукцию определяется по формуле:
Зр = Онп + Стп – Окп ,
где Зр – затраты на реализованную продукцию по полной плановой себестоимости;
Стп – плановая полная себестоимость товарного выпуска;
Онп – остатки готовой нереализованной продукции по фактической производственной себестоимости на начало планового периода;
Окп – остатки готовой нереализованной продукции по плановой производственной себестоимости на коней планового периода.
Плановый период должен совпадать с отчётным (год, квартал), что позволяет предприятию прогнозировать предстоящие налоговые выплаты и соответственно обеспечивать предстоящие обязательные платежи необходимыми денежными ресурсами. Состав остатков готовой продукции зависит от метода учёта выручки от реализации продукции на предприятии. Если моментом реализации считается фактическая отгрузка продукции и выписка платёжных документов, то остатки нереализованной продукции на начало планового периода совпадает с фактическими складскими запасами готовой продукции. Оценка остатков на начало планового периода осуществляется по фактической производственной себестоимости отчётного периода.
В составе остатков продукции на конец планового периода учитывается только плановая величина остатков готовой продукции по плановой производственной себестоимости. При этом исходят из однодневного выпуска продукции по производственной себестоимости и нормы запаса в днях. Норма запаса в днях ориентировочно может быть рассчитана на каждом предприятии исходя из сроков комплектации готовой продукции, её накопления для формирования отгрузки по имеющимся заказам, а также из динамики отчётных данных о ежедневных остатках готовой продукции.
Однако роль финансовой службы не ограничивается планированием и корректировкой себестоимости выпускаемой продукции. Большое значение имеет работа по формированию производственных запасов, необходимых для обеспечения производства продукции заданного объёма.
В развитых рыночных странах для определения наиболее экономичного размера заказа на приобретение материальных запасов широко используется формула Уилсона:
З = 2РС / В ,
где З – оптимальный размер заказа;
Р – расход запаса;
С – стоимость выполнения заказа;
В – время расхода заказа.
Если необходимые запасы могут быть заказаны и получены без задержки, то для поддержания бесперебойного производственного процесса предприятию необязательно иметь запасы на весь планируемый объём производства.
На практике нельзя достоверно определить точный спрос на товарно-материальные ценности.
Предприятие должно предусмотреть дополнительные расходы по созданию страховых запасов, определить их объём и структуру, чтобы сохранить запланированный объём выпуска и обеспечить стабильность финансовых показателей своей деятельности.
Определение приемлемого объёма страхового запаса заключается в нахождении равновесия между вероятной нехваткой запасов и затратами по содержанию страхового запаса. Поэтому необходимо проанализировать все последствия от вероятной остановки производства: увеличение себестоимости в результате роста постоянных расходов на единицу продукции, потерю определенного объёма текущих, а возможно, и будущих продаж, если потребитель установит деловые связи с конкурентами и т.п.
В зависимости от степени негативности последствий от остановки производства руководство предприятия и принимает решение о размерах страховых запасов, сознательно идя на дополнительные расходы.
Детальный анализ затрат по видам, структуре и типам необходим для внутрифирменного планирования, которое должно быть направлено на достижение максимальных финансовых результатов.
2. Источники финансирования затрат на производство и реализацию продукции
Финансовые ресурсы предприятия — это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне, предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства.
Следует выделить такое понятие, как капитал — часть финансовых ресурсов, вложенных в производство и приносящих доход по завершении оборота. Другими словами, капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы по источникам образования подразделяются на собственные (внутренние) и привлеченные на разных условиях (внешние), мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения.
Собственные финансовые ресурсы включают в себя: доходы, прибыль от основной деятельности, прибыль от прочей деятельности, выручку от реализации выбывшего имущества, за минусом расходов по его реализации, амортизационные отчисления.
Следует помнить, что не вся прибыль остается в распоряжении предприятия, часть ее в виде налогов и других налоговых платежей поступает в бюджет. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется решением руководящих органов на цели накопления и потребления. Прибыль, направляемая на накопление, используется на развитие производства и способствует росту имущества предприятия. Прибыль, направляемая на потребление, используется для решения социальных задач.
Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственный характер, так как включаются в себестоимость продукции и в составе выручки от реализации продукции поступают на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.
К основным собственным источникам финансирования предприятий в Российской Федерации относятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. Но общий объем собственных денежных средств предприятий недостаточен для осуществления серьезных инвестиционных программ. В настоящее время не все предприятия и организации способны полностью реализовать этот принцип. Предприятия и организации ряда отраслей народного хозяйства, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить ее достаточную рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия получают ассигнования из бюджета на разных условиях.
Привлеченные, или внешние, источники формирования финансовых ресурсов можно разделить на собственные, заемные, поступающие в порядке перераспределения и бюджетные ассигнования. Это деление обусловлено формой вложения капитала. Если внешние инвесторы вкладывают денежные средства в качестве предпринимательского капитала, то результатом такого вложения является образование привлеченных собственных финансовых ресурсов.
Предпринимательский капитал представляет собой капитал, вложенный в уставный капитал другого предприятия в целях извлечения прибыли или участия в управлении предприятием.
Ссудный капитал передается предприятию во временное пользование на условиях платности и возвратности в виде кредитов банков, выданных на разные сроки, средств других предприятий в виде векселей, облигационных займов.
Средства, мобилизуемые на финансовом рынке, включают: средства от продажи собственных акций и облигаций, а также других видов ценных бумаг.
Средства, поступающие в порядке перераспределения, сострят из: страхового возмещения по наступившим рискам, финансовых ресурсов, поступающих от концернов, ассоциаций, головных компаний-дивидендов и процентов по ценным бумагам других эмитентов, бюджетных субсидий.
Бюджетные ассигнования могут использоваться как на безвозвратной, так и на возвратной основе. Как правило, они выделяются для финансирования государственных заказов, отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной государственной поддержки предприятий, производство продукции которых имеет общегосударственное значение.
Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе, производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в коммерческом банке и в кассе предприятия.
Предприятие, заботясь о своей финансовой устойчивости и стабильном месте в рыночном хозяйстве, распределяет свои финансовые ресурсы по видам деятельности и во времени. Углубление этих процессов приводит к усложнению финансовой работы, использованию в практике специальных финансовых инструментов.
3. Финансово-экономические рычаги снижения себестоимости
Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.
Информация о работе Затраты на производство и реализацию продукции