Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 04:11, курсовая работа
В настоящее время в России развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. В конкуренции побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу. Именно эти два основных фактора влияют на исход борьбы, а резерв улучшения этих факторов как раз и заключены в себестоимость.
Введение………………………………..…………………...………………3
1. Планирование себестоимости производства и реализации продукции предприятия……………………………………………………………………….5
2. Источники финансирования затрат на производство и реализацию продукции………………………………………………………………………...15
3. Финансово-экономические рычаги снижения себестоимости……...18
4. Пример осуществления планирования и анализа затрат предприятия на производство и реализацию продукции…………………………………….25
Заключение………………………………………………………………..32
Расчетная часть…………………………………………………………...28
Пояснительная записка…………………………………………………..46
Список литературы……………………………………
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость во многом зависит от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия и в первую очередь от соотношения основного и оборотного капитала.
Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Однако, нужно учитывать, что финансирование деятельности предприятия только за счет собственных средств не всегда выгодного для него, особенно в тех случаях, когда производство имеет сезонный характер. Кроме того, следует иметь ввиду, что если цены на финансовые ресурсы невысокие, а предприятие может обеспечить более высокий уровень отдачи на вложенный капитал, чем платит за кредитные ресурсы, то, привлекая заемные средства, оно может повысить рентабельность собственного капитала.
В то же время если средства предприятия созданы в основном за счет краткосрочных обязательств, то его финансовое положение будет неустойчивым, так как с капиталами кратко срочного использования необходима постоянная оперативная работа, направленная на контроль за своевременным их возвратом и привлечение в оборот на непродолжительное время других капиталов.
Следует отметить рост выручки от реализации продукции на протяжении рассматриваемых трех лет, которая за три года повысилась на 173400 тыс.руб. или на 14,5% при увеличении себестоимости проданной продукции в прогнозном году по сравнению с фактическим на 140800 тыс.руб. или на 14,6%.
В 2008 году по сравнению с 2007 годом выручка от реализации повысилась на 103600 тыс.руб. или на 8,23% при увеличении себестоимости проданной продукции 100700 тыс.руб. или на 10,04%.
Отметим, что индекс роста выручки в 2008 году по сравнению с 2007 годом 1,08 ниже индекса роста затрат в 1,1, следовательно, на предприятии наблюдается неэффективное управление затратами, повышение стоимости не оправдано.
Данная динамика привела к незначительному повышению валовой прибыли предприятия за три года с 226500 тыс.руб. до 259100 тыс.руб. или на 32600 тыс.руб. или на 14,4%. В 2008 году по сравнению с 2007 годом прирост валовой прибыли составил 2900 тыс.руб. или 1,1%.
За три года с 2006 по 2008 за счет незначительного роста коммерческих расходов и управленческих расходов предприятия более медленными темпами, чем валовая прибыль, прибыль от продаж предприятия увеличилась более быстрыми темпами с 164200 тыс.руб. в 2006 году до 191400 тыс.руб. в 2008 году или на 27200 тыс.руб. или на 16,6%. При этом в 2008 году по сравнению с 2007 годом прибыль от продаж предприятия незначительно увеличилась с 186200 тыс.руб. до 191400 тыс.руб. или на 5200 тыс.руб. или на 2,8%.
Прибыль до налогообложения предприятия увеличивается за счет роста финансового результата предприятия по прочим операциям. Прибыль до налогообложения за три года увеличилась с 116400 тыс.руб. до 142700 тыс.руб. или на 26300 тыс.руб. или на 22,6%. При этом в 2008 году по сравнению с 2007 годом прибыль до налогообложения предприятия незначительно увеличилась с 136500 тыс.руб. до 142700 тыс.руб. или на 6200 тыс.руб. или на 4,5%.
Поскольку ставка налога на прибыль на протяжении трех исследуемых лет незначительно снизилась, то темпы изменения налогооблагаемой прибыли несколько ниже темпов изменения налога на прибыль. А поскольку на предприятии отсутствуют чрезвычайные доходы и расходы, то и темпам изменения чистой прибыли.
Чистая прибыль предприятия в прогнозном году повысилась по сравнению с фактом на 15600 тыс.руб. или на 19,6% с 79500 тыс.руб. до 95100 тыс.руб. При этом в 2008 году по сравнению с 2007 годом чистая прибыль предприятия незначительно увеличилась с 90900 тыс.руб. до 95100 тыс.руб. или на 4200 тыс.руб. или на 4,6%.
Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.
Группировка затрат по элементам необходима для того, что бы изучить структуру затрат и ее влияние на производство и реализацию продукции.
Рассмотрим фактическую структуру затрат на производство продукции по предприятию в таблице 2. За базу сравнения выберем 2006 и 2008 года.
Таблица 2
Затраты на производство продукции предприятия
Наименование затрат | Сумма, тыс.руб. | Структура затрат, % | ||||
2006г. | 2008г. | Изменение | 2006г. | 2008г. | Изменение | |
Материальные затраты | 242500 | 388291 | 145792 | 25,2 | 35,2 | 10 |
Заработная плата | 167440 | 156640 | -10800 | 17,4 | 14,2 | -3,2 |
Единый социальный налог | 46190,4 | 41917,8 | -4272,6 | 4,8 | 3,8 | -1 |
Амортизация основных средств | 162629 | 152228 | -10400,9 | 16,9 | 13,8 | -3,1 |
Прочие расходы | 343541 | 364023 | 20481,9 | 35,7 | 33 | -2,7 |
Полная себестоимость | 962300 | 1103100 | 140800 | 100 | 100 | х |
В том числе |
|
|
|
|
|
|
Переменные | 443620 | 568097 | 124476 | 46,1 | 51,5 | 5,4 |
Постоянные расходы | 518680 | 535004 | 16323,8 | 53,9 | 48,5 | -5,4 |
Как видно из таблицы 2 затраты предприятия в 2008 году выше затрат 2006 года на 140800 тыс. руб., или на 14,63%.
Перерасход произошел по материальным затратам и прочим затратам предприятия. По остальным элементам затрат предприятия наблюдается экономия.
Увеличилась сумма как переменных, так и постоянных затрат. Изменилась и структура затрат. Материальные затраты по своей структуре выше по отношению к затратам по заработной плате на 8%; к ЕСН 20%; и амортизации ОС на 8%; и гораздо ниже по отношению к прочим расходам на 11%.
Структура затрат предприятия по отношению к объему производства представлена на рис.1.
Рис.1. Структура затрат предприятия по отношению к объему производства, проценты
В табл.3 представлены исходные данные для реализации методики «Издержки – Оборот – Прибыль» (CVP).
Таблица 3
Исходные данные для реализации методики CVP
«Издержки – Оборот – Прибыль»
Наименование показателя | 2006 год | 2008 год |
1. Годовая выручка от продажи товаров, тыс.руб. | 1188800 | 1362200 |
2. Себестоимость проданных товаров, тыс.руб. | 962300 | 1103100 |
3. Прибыль от продаж, тыс.руб., п.1 – п.2 | 226500 | 259100 |
4. Переменные затраты в себестоимости выпуска, тыс.руб. | 443620 | 568097 |
5. Постоянные затраты предприятия, тыс.руб. | 518680 | 535004 |
6. Валовая прибыль, тыс.руб. | 226500 | 259100 |
7. Маржинальный доход, тыс.руб., п.6 + п.5 | 745180 | 794104 |
8. Объем продаж предприятия, тонн в год | 17296 | 18264 |
9. Маржинальный доход на единицу продукции, тыс.руб., п.7 / п.8 | 43,08 | 43,48 |
10. Коэффициент вклада на покрытие, (1 – п.7/п.1) | 0,37 | 0,42 |
Рис.2. График точки безубыточности, 2008 г.
Рис.3. График маржинального дохода, 2008 г.
Как видно из графиков, точка безубыточности в 2006г. составила 69,6%, что соответствует выпуску 12039 тонн продукции, маржинальный доход 745180 тыс. руб., а в 2008 г. точка безубыточности составила 67,37% при выпуске 18264 тонн, маржинальный доход составил 794104 тыс.руб. Таким образом, можно сделать выводы о стабильной работе предприятия.
На основании исходных данных определим критические объемы продаж для исследуемого предприятия. Результаты расчетов представлены в табл.4.
Таблица 4
Реализация методики CVP «Издержки – Оборот – Прибыль»
Наименование показателя | 2006 год | 2008 год |
1. Точка безубыточности |
|
|
тонн | 12039 | 12305 |
% | 69,60 | 67,37 |
2. Порог рентабельности, тыс.руб. | 827460 | 917742 |
3. Запас безопасности, тонн | 5257 | 5959 |
4. Запас финансовой прочности, тыс.руб. | 361340 | 444458 |
5. Запас финансовой прочности, % | 30,40 | 32,63 |
6. Операционный рычаг предприятия | 3,29 | 3,06 |
Таким образом, ситуация по продажам предприятия в 2008 году по сравнению с 2006 годом улучшилась. В 2006 году для того, чтобы полностью окупить затраты предприятию необходимо было реализовать 12039 тонн или 69,60% от объема продаж на сумму 827460 тыс.руб. Запас безопасности составлял 5257 тонн на сумму 361340 тыс.руб. или 30,4%.
В 2008 году для того, чтобы полностью окупить затраты предприятию необходимо было реализовать 12305 тонн или 67,37% от объема продаж на сумму 917742 тыс.руб. Запас безопасности составлял 5959 тонн на сумму 444458 тыс.руб. или 32,63%.
Соответственно, размер операционного рычага снижается с 3,29 в 2006 году до 3,06 в 2008 году.
Заключение
В процессе предпринимательской деятельности предприятие несет денежные затраты. Их характер, состав и структура зависят от многих факторов: организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевой принадлежности, места, занимаемого хозяйствующим субъектом на рынке товаров и капитала, инвестиционной, финансовой и учетной политики, а также установленных законодательно правил и принципов поведения хозяйствующих субъектов в налоговой, кредитной, страховой и фондовой сферах.
Исходя из экономического содержания все денежные расходы можно разделить на три группы: расходы, связанные с извлечением прибыли, расходы, не связанные с извлечением прибыли, принудительные расходы.
1. Расходы, связанные с извлечением прибыли, включают затраты
на обслуживание производственного процесса, затраты на реализацию продукции, производство работ, оказание услуг, инвестиции.
2. К расходам, не связанным с извлечением прибыли, относятся
расходы потребительского характера, а также на благотворительные
и гуманитарные цели. Сюда можно отнести поощрительные выплаты работникам предприятия, отчисления в негосударственные страховые и пенсионные фонды, на развитие социально-культурной сферы и политику.
Затраты этого типа могут опосредованно влиять на
доходность компании, формируя ее имидж. Налаженная рекламная и
маркетинговая служба позволяет широко использовать репутацию
фирмы для привлечения покупателей, инвесторов, рабочей силы.
3. К принудительным расходам относятся налоги и налоговые платежи, отчисления в государственные внебюджетные фонды, расходы по обязательному страхованию, созданию резервов, штрафные санкции.
Расходы, связанные непосредственно с извлечением прибыли, состоят из материальных затрат, затрат на оплату труда, накладных расходов, инвестиций.
Информация о работе Затраты на производство и реализацию продукции