Анализ бюджета Алтайского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

В ходе рассмотрения курсовой работы очевидным является вывод, что бюджет Алтайского края является составной частью бюджетной системы России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
I Социально – экономическое содержание краевого бюджета…………… 5
1.1 Роль краевого бюджета в экономическом и социальном развитии региона………………………………………………………………………….. 5
1.2 Функции краевого бюджета………………………………………………. 7
1.3 Основные аспекты развития социально – бытовой инфраструктуры края на 2008 – 2010 годы……………………………………………………………. 9
1.4 Полномочия краевых органов власти по формированию бюджета……. 10
1.5 Социально – экономическое развитие края за 2005 год………………… 16
II Анализ доходов и расходов бюджета Алтайского края за 2005 – 2007 годы …………………………………………………………………………… 19
2.1 Структура доходов бюджета Алтайского края…………………………. 22
2.2 Общая характеристика и анализ расходов бюджета Алтайского края... 23
IV Оценка сбалансированности краевого бюджета на 2008 год…………... 26
Заключение……………………………………………………………………. 29
Список используемой литературы…………………………………………... 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Анализ бюджета Алтайского края.doc

— 514.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..     3

I   Социально – экономическое содержание краевого бюджета……………     5

1.1   Роль краевого  бюджета в экономическом и  социальном развитии региона…………………………………………………………………………..    5

1.2 Функции краевого бюджета……………………………………………….    7

1.3 Основные аспекты развития  социально – бытовой инфраструктуры  края на 2008 – 2010 годы…………………………………………………………….    9

1.4 Полномочия краевых  органов власти по формированию  бюджета…….  10

1.5 Социально – экономическое  развитие края за 2005 год…………………  16    

II    Анализ доходов и расходов бюджета Алтайского края за 2005 – 2007 годы ……………………………………………………………………………    19  

2.1 Структура доходов бюджета  Алтайского края………………………….    22

2.2 Общая характеристика  и анализ расходов бюджета Алтайского края...   23

IV Оценка сбалансированности краевого бюджета на 2008 год…………...   26

Заключение…………………………………………………………………….   29

Список используемой литературы…………………………………………...   31

 

 

  Введение

 

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

 С экономической точки  зрения бюджет необходим для  выравнивания и стабилизации  экономической ситуации в стране: между регионами, между отраслями, между различными группами населения. Эта задача выполняется с помощью налоговой политики, с помощью целевого финансирования, с помощью различного рода межбюджетных инструментов (дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов и т.д.), с помощью внебюджетных фондов и т.д. Кроме того, бюджет является основным финансовым планом страны на год, в котором фиксируются основные направления и показатели развития страны (инфляция, курс доллара и т.д.), на основе которых организации, работающие внутри страны могут разрабатывать свою политику на год. С социальной точки зрения бюджет выполняет роль обеспечения всех государственных функций, а с другой стороны, он необходим для обеспечения минимального уровня жизни и социальных стандартов, закрепленных в стране.

Бюджет – это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов. Поскольку «финансы» - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные денежные фонды, то и « бюджет » представляет собой систему денежных отношений, но более узкую. А именно, бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.

Бюджет является важнейшим инструментом проведения государственной политики, даёт органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Органами власти Алтайского края вопросы укрепления доходной части краевого и консолидированного бюджетов, повышения эффективности расходования средств, модернизации процедур составления и исполнения бюджета, управления государственным и муниципальным долгом, управления государственной и муниципальной собственностью, контроля за расходованием бюджетных средств рассматриваются в качестве приоритетных.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Кроме того, через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями (субъектами Р.Ф). И наконец, различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование. Таким образом, через бюджет перераспределяются до 30 – 40 % национального дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Социально- экономическое содержание краевого бюджета.

 

    1. Роль краевого бюджета в экономическом и социальном развитии региона.

 

В последние годы роль краевого бюджета возрастает, расширяется сфера его применения. Через краевой бюджет государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления краевыми органами власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. С помощью краевых бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются краевые программы. Роль краевых бюджетов субъектов Р.Ф. в экономическом и социальном развитии заключается в следующем.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах регионов Р.Ф. позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Р.Ф. Создание финансовой базы – главная роль краевых бюджетов. Посредством бюджетов образуются денежные фонды административно – территориального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них назначения, создают для осуществления финансирования органов власти субъектов Федерации.

Во-вторых, формирование краевых бюджетов, сосредоточение в них бюджетных ресурсов даёт возможность регионам в полной мере проявлять финансово – хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально – экономическое развитие региона. Краевые бюджеты позволяют органам власти в регионах обеспечить планомерное развитие образовательных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры и искусства, жилищного фонда и дорожного хозяйства.

В-третьих, с помощью краевых бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются краевые программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических учреждений культуры и др.

В-четвёртых, имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы.

В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в краевых бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в крае приоритетных отраслей экономики, промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы. В последние время органы власти регионов стали выделять бюджетные средства на инвестиции (реальные и финансовые). Такие инвестиции будут формировать государственную собственность в республике, крае, области. Это делается для укрепления позиций государства как хозяйствующего субъекта.

В-шестых, краевые бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирования эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать новые рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.

Характеризуя роль краевых бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют краевым бюджетам выполнять в полной мере своё предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами).

Роль краевых бюджетов в социально – экономическом развитии края может ещё больше возрастать при определённых условиях. Такими условиями являются, прежде всего, наделение соответствующими полномочиями органов власти субъектов Р.Ф. по формированию и исполнению их бюджетов.

 

 

    1. Функции краевого бюджета

 

Краевой бюджет выполняет две основные функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция бюджета – основная. Она определяется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти  и управления . Перераспределение валового внутреннего продукта через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии:

- образование доходов  бюджета

- использование бюджетных  средств – расходы бюджета

Доходы бюджета – денежные средства, поступающее в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  с законодательством Р.Ф. в распоряжение органов государственной власти Р.Ф., органов государственной власти субъектов Р.Ф. и органов местного самоуправления.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью распределительной функции происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, а также формируются фонды специального целевого назначения и происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общих государственных потребностей.

Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом распределения  и стимулирования  экономики. А также повышения эффективности производства. При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политики основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения, молодых семей, а также поддержка учреждения здравоохранения, образования и культуры и жилищные проблемы.

Одновременно с распределительной действует контрольная функция бюджета. Она предполагает создание условий для осуществления контроля. Она обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические приделы. При этом контроль и контрольная функция не идентичные (хотя и взаимосвязанные). Первое выражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов. Второе – присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля.

Контрольная функция осуществляется в процессе формирования дохода бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. Эта функция предполагает перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств, через бюджет перераспределяется около 50 % валового внутреннего продукта. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций и более эффективному использованию бюджетных средств. В процессе планирования бюджета определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях и степень участия предприятий в формировании бюджетных средств. Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства сигнализировать о том, как поступают в доходы бюджета финансовые средства от разных субъектов хозяйствования.

Бюджетный контроль преследует три цели:

1 мобилизацию денежных  средств для централизованного государства

  1. соблюдение режима экономики при расходовании финансовых ресурсов
  2. повышение эффективности расходования бюджетных средств

 

 

 

1.3 Аспекты развития  социально – бытовой инфраструктуры  края на 2008 – 2010 г.г.

 

Современный этап развития общества характерен ускоренными темпами расширения социально – бытовой инфраструктуры. Многие отрасли социально – бытовой инфраструктуры края предоставляют населению бесплатные услуги за счёт общественных фондов потребления, которые в подавляющей части формируются из бюджетных средств. Перспективы развития общественных фондов потребления в значительной степени в крае – это перспективы развития краевого бюджета. Следовательно, проблема формирования и использования этих фондов в основном должна рассматриваться сквозь призму бюджета.

Существует два аспекта развития социально – бытовой инфраструктуры края: количественный и качественный.

Количественный аспект заключается в том, чтобы определить часть бюджетных ресурсов, которая должна и может направляться на финансирование социально – бытовых услуг, предоставляемых населению на бесплатных или льготных условиях. Решение этой проблемы зависит от экономических, социальных и политических задач, от наличия в распоряжении края соответствующих ресурсов.

Качественный аспект использования общественных фондов потребления связан с укреплением материально – финансовой базы краевого органа власти и подведомственных ему учреждений, с повышением нормативов бюджетных расходов на отдельные виды услуг, оказываемых населению, с повышением качества самих услуг.

 

 

1.4 Полномочия краевых органов власти по формированию бюджета.

 

 

Роль краевого бюджета в социально-экономическом развитии края может возрастать при наделении органов власти соответствующими полномочиями по формированию и исполнению их бюджета.

В процессе формирования и использовании краевого бюджета возникает широкий круг отношений, которые регулируются особым подразделением финансового права - бюджетным правом, в котором оговариваются отношения бюджетного устройства, порядок формирования и исполнения бюджета. Носителями бюджетного права являются Конституция Р.Ф., законы Р.Ф., бюджетный кодекс Р.Ф. В бюджетном кодексе Р.Ф. законодательно определены полномочия органов власти субъектов Федерации по формированию своих бюджетов. 

К компетенции органов власти края в области регулирования бюджетных отношений относятся:

Информация о работе Анализ бюджета Алтайского края