Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:01, курсовая работа
В данной работе мы рассмотрим налог как экономическую категорию, его классификацию и элементы, функции.
К задачам данной курсовой мы относим:
- рассмотрение налога как экономической категории;
-рассмотрение видов и классификации налогов;
-рассмотрение элементов налога;
-рассмотрение функций налога;
-рассмотрение динамики и структуры федеральных налогов;
-рассмотрение налоговой нагрузки.
Введение 3
1. Налоги как экономическая категория 5
1.1 Налоги их сущность и значение 5
1.2 Классификация налогов 6
1.3 Элементы налогов 11
2. Функции налогов 14
2.1 Фискальная и регулирующая функция налогов 14
2.2 Распределительная и контрольная функции налогов 16
3. Анализ налоговых поступлений по федеральному бюджету РФ 18
3.1 Динамика и структура федеральных налогов 18
3.2 Налоговая нагрузка в РФ 20
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Представленные налоги можно классифицировать как прямые и косвенные. Также в России существует 3 уровневая классификация налогов. Региональным и местным органам власти предоставлено право вводить или отменять на территории региона и муниципального образования региональные местные налоги и сборы. Выделят особую категорию налогов- специальные налоговые режимы.
1.3 Элементы налогов
Развивающиеся в течение нескольких тысячелетий налоговые теория и практика выработали огромное количество специальных налоговых терминов и элементов, которые достаточно прочно укоренились и широко используются в разработке налогового законодательства.
Элементы налога – отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога (налоговая терминология) используется в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование.
Все
элементы налога можно
1группа должна быть
указана в законодательном
- налогоплательщики, налоговые агенты, доверенные лица(субъекты налогообложения);
- предмет и объект
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога.
2 группа содержит
- налоговые льготы;
- порядок удержания и возврата неправильно изъятых налогов.
Субъект налога (налогоплательщик) – это физическое либо юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который и будет действительным носителем налога, или фактическим конечным плательщиком. Это различие связано с явлением переложения налогов.
Носитель налога – физическое или юридическое лицо, уплачивающее оклад налога субъекту налога, а не государству. В действительности субъект и носитель налога не совпадают только тогда, когда существуют условия для его переложения. Классический пример переложения налога - косвенный налог. Тогда субъектом налога является производитель, продавец товара, а носителем налога - потребитель товара.
Налоговый
агент – лицо на которое
в соответствии НК РФ
Предмет
налогообложения – это
Объект налогообложения — это предмет, подлежащий налогообложению.
Действующим законодательством
предусмотрены следующие
- прибыль;
- стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
- совокупный доход физических лиц;
- транспортные средства;
- имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.
Единица налога – единица измерения объектов налога, принятая за основу для исчисления оклада налога.
Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.
Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.
Различают процентные и твердые налоговые ставки.
Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:
пропорциональными;
прогрессивными;
регрессивными.
Налоговый
период – время, определяющее
период исчисления оклада
Налоговые льготы - частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов. Чаще всего такие льготы устанавливаются для благотворительных организаций, инвалидов, пенсионеров, детских и образовательных учреждений, предприятий, осуществляющих деятельность, крайне необходимую в интересах государства, предприятий и предпринимателей в сфере малого бизнеса, предприятий, оказавшихся в крайне тяжелом финансовом положении по не зависящим от них причинам.
Элементы налога отражают социально-экономическую сущность налога и его признаки. Характеристика налоговой терминологии используется в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование.
В данной главе
мы рассмотрели экономическую сущность
налогов и то как важна роль налогов в
экономике. Виды налогов, как они классифицируются
и по каким уровням, выделили специальные
налоговые режимы. Рассмотрели наиболее
важные налоговые термины которые применяются
в данной налоговой системе.
2. Функции налогов
2.1 Фискальная и регулирующая функции налогов
В данном параграфе мы рассмотрим наиболее важные функции налога. Фискальная функция представляет собой основную функцию налога. Она изначально присуща любому налогу, любой налоговой системе любого государства. Это естественно, ведь главная задача взимания налога — образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий существования государства и выполнения им собственных функций: обороны страны, защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных задач и др. Именно благодаря фискальной функции создаются реальные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых результатов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.
С развитием экономической системы возникла необходимость определённого корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую функцию налогов.
Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к тому, как происходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:
- регулирование рыночных, товарно-денежных
отношений. Оно состоит
- регулирование развития
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Посредством регулирующей функции обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов. Налоговое регулирование стало активно практиковаться, начиная с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской экономической политики.
Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.
Мы рассмотрели
такие функции налогов как
фискальная и регулирующая, можно
сказать что они наиболее
2.2 Распределительная и
Распределительная (или как её ещё называют - перераспределительная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.
Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Механизм выполнения контрольной функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не может рассчитаться с государством. Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.
Одновременно нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений в налоговую, социальную или бюджетную политику.
В завершении
этой главы можно сказать что
экономическая сущность налога
выражается через их функции
которые реализуются в
3.Анализ налоговых
3.1 Динамика и структура федеральных налогов
В данной главе мы рассмотрим динамику и структуру федеральных налогов. В приведенной ниже таблице представлена динамика поступлений федеральных налогов в бюджет.
Таблица 2 - Динамика поступления в бюджет федеральных налогов за 2009-2011 гг. по Российской Федерации.
показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
||
абсолютное значение, руб. |
темп роста, % |
абсолютное значение, руб. |
темп роста, % | ||
НДС |
1176607599 |
1328749351 |
112,9 |
1753240511 |
149.0 |
Акцизы |
81711275 |
113898458 |
139,4 |
231779883 |
283,6 |
НДФЛ |
1665049638 |
1789631580 |
107,5 |
1994869291 |
119,8 |
Налог на прибыль организаций |
195419814 |
255026146 |
130,5 |
342601805 |
175,3 |
НДПИ |
981529402 |
1376639493 |
140,2 |
2007577906 |
204,5 |
Водный налог |
8090547 |
6173228 |
76,3 |
3859331 |
47,7 |
Прочие налоги и сборы |
8448362 |
11380452 |
134,3 |
11516162 |
136,3 |
Все поступившие налоги |
3616856637 |
4881498708 |
135,0 |
6345444889 |
175,4 |
Информация о работе Анализ налоговых поступлений по федеральному бюджету РФ