Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:01, курсовая работа
В данной работе мы рассмотрим налог как экономическую категорию, его классификацию и элементы, функции.
К задачам данной курсовой мы относим:
- рассмотрение налога как экономической категории;
-рассмотрение видов и классификации налогов;
-рассмотрение элементов налога;
-рассмотрение функций налога;
-рассмотрение динамики и структуры федеральных налогов;
-рассмотрение налоговой нагрузки.
Введение 3
1. Налоги как экономическая категория 5
1.1 Налоги их сущность и значение 5
1.2 Классификация налогов 6
1.3 Элементы налогов 11
2. Функции налогов 14
2.1 Фискальная и регулирующая функция налогов 14
2.2 Распределительная и контрольная функции налогов 16
3. Анализ налоговых поступлений по федеральному бюджету РФ 18
3.1 Динамика и структура федеральных налогов 18
3.2 Налоговая нагрузка в РФ 20
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Из представленной таблицы мы видим что поступление в 2010г. по сравнению с 2009г. всех федеральных налогов увеличилось на 35% , а 2011г. по сравнению с 2009г. на 75,4% . наиболее возросли поступления по таким налогам как НДПИ, акцизы, и налог на прибыль организации. Поступления увеличились по акцизам за 2010/2009гг. на 39,4%, а за 2011/2009гг. на 183,6%. Поступления по НДПИ за 2010/2009гг. увеличились на 40,2%, а 2011/2009гг. на 104,5%. По налогу на прибыль организации поступления за 2010/2009гг.увеличились на 30,5%, а за 2011/2009гг. 72,3%. Уменьшение доли налоговых поступлений федеральных налогов произошло только по водному налогу, и составило 2010/2009гг. – 23,7%, а за 2011/2009гг. – 52,3%.
Увеличение доли определенных налогов может быть обозначено улучшением экономики страны, развитие новых отраслей деятельности, в частности добычи полезных ископаемых, разработки недр, усилением производственных мощностей крупных и средних предприятий. Также оказывает положительно влияние увеличение ввоза в страну импортных товаров.
Структура поступления федеральных налогов характеризует какую роль играет налог в том или ином бюджете, либо по уровням установления этих налогов. В приведенной ниже таблице 3 рассмотрим структуру федеральных налогов.
Таблица 3 – Структура федеральных налогов и их отношение в федеральном бюджете Российской Федерации.
Вид налога |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
|||
абсолютное значение, руб. |
доля, % |
абсолютное значение, руб. |
доля, % |
абсолютное значение, руб. |
доля, % | |
НДС |
1176607599 |
48,0 |
1328749351 |
43,0 |
1753240511 |
40,3 |
Акцизы |
81711275 |
3,3 |
113898458 |
3,7 |
231779883 |
5,2 |
Налог на прибыль организаций |
195419814 |
8,0 |
255026146 |
8,3 |
342601805 |
7,9 |
НДПИ |
981529402 |
40,0 |
1376639493 |
44,4 |
2007577906 |
46,2 |
Водный налог |
8090547 |
0,3 |
6173228 |
0,2 |
3859331 |
0,1 |
Прочие налоги и сборы |
8927823 |
0,4 |
10884266 |
0,4 |
10826268 |
0,3 |
Всего поступило |
2452286460 |
100 |
3091370942 |
100 |
4349885704 |
100 |
Из представленной таблицы видно что доля поступлений по НДС составляет 48,0% и НДПИ – 40,0%, а наиболее меньшую долю составляют водный налог – 0,3% и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина составляющие всего 0,4%.
В 2010г. 1 место среди поступлений федеральных налогов занимает НДПИ – 44,4%, а НДС сокращается и становиться 43,0%. Наименьшую долю поступлений занимает водный налог – 0,2%.
В 2011г. еще более увеличиваются поступления по НДПИ и составляют 46,2%, а наименьшую долю поступлений всё также составляет водный налог – 0,1%.
Можно сказать что за эти три анализируемых года доля распределения налога все время менялась, так по НДС мы сначала наблюдаем резкий спад на 5,0%, а потом ещё на 2,7%, то по поступлениям акцизам видно что их доля растет, сначала всего на 0,4%, а потом на 1,9%. Доля поступлений по налогу на прибыль колеблется в пределах одних показателей. А поступления по водному налогу постоянно сокращаются.
3.2 Налоговая нагрузка в РФ
Для определения налоговой нагрузки на предприятия Департаментом налоговой политики Минфина России разработана собственная методика. Тяжесть налогового бремени по этой методике принято оценивать отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации (в процентах). По данным за 2009 г., уровень налоговых платежей у строительных предприятий составил - 29,1 - 32,6%, у торговых организаций - 27,2 - 39,8%, у транспортных организаций - 28,5 - 47,6%. Соглашаясь с тем, что этот показатель выявляет долю налогов в выручке от реализации, отметим, что он вряд ли характеризует хоть в какой-то мере влияние налогов на финансовое состояние предприятия, так как не учитывает структуру налогов в выручке.
Вторую методику предлагает М.Н. Крейнина. В основе этого подхода сопоставление налога и источника его уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени. Данный подход также отрицает общепринятое мнение, что налоги, включаемые в себестоимость, выгодны предприятию, так как уменьшают прибыль и соответственно сумму налога на прибыль. Аргументируется это тем, что за снижение прибыли "расплачивается" как само предприятие, получая меньше свободных средств, так и бюджет, получающий меньшие суммы налога. Общий знаменатель, к которому в соответствии с данным подходом можно привести сумму всех налогов, - прибыль предприятия. Предлагается исходить из ситуации, когда предприятие вообще не платит налогов, и сравнивать эту ситуацию с реальной. Таким образом определяется тяжесть налогового бремени.
Третий метод количественной оценки налоговой нагрузки на предприятия предложен А. Кадушиным и н. Михайловой (ОАО "Format - Project Finance"). Налоговое бремя, по их мнению, следует определять как долю отдаваемой государству добавленной стоимости, созданной на отдельном предприятии. По мнению авторов этой методики, добавленная стоимость является источником дохода предприятия и соответственно источником уплаты налогов. Таким образом, налог сравнивается с источником уплаты. Этот показатель позволяет "усреднить" оценку налоговой нагрузки для различных типов производств, Т.е. обеспечивает сопоставимость налогового бремени для различных экономических структур.
Оригинальный подход содержится в работах доктора экономических наук Е.А. Кировой. Она отмечает, что применять выручку от реализации продукции как базу для исчисления налоговой нагрузки на предприятие недостаточно корректно. Прежде всего предлагается различать абсолютную и относительную нагрузку.
Абсолютная налоговая нагрузка - это налоги и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и во внебюджетные фонды, Т.е. абсолютная величина налоговых обязательств хозяйствующих субъектов. В этот показатель включаются фактически внесенные в бюджет налоговые платежи и перечисленные во внебюджетные фонды обязательные страховые взносы, а также недоимку по данным платежам.
В данной
главе мы рассказали о
Заключение
В заключение данной работы можно сказать, что налоги представляют собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием денежных средств государства для выполнения соответствующих функций. Налоги поэтому и возникли вместе с товарным производством и с появлением государства. Классификация налогов в РФ весьма обширна и разнообразна, состоит из 3 уровней: федеральный, региональный, местный. Также они различаются как прямые и косвенные. Элементы представлены наиболее важными налоговыми понятиями такими как: субъект налога, объект налога, ставка налога, налоговая декларация, налоговый период и другие.
Функции налога представлены 4 основными налоговыми функциями: фискальная, регулирующая, распределительная, контрольная. Также охарактеризовано их основное влияние и значение для финансовой системы.
Функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны и в своем проявлении выступают как единое целое.
Динамика
и структура налоговых
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 3 января 2006 г.)
2. Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.
часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ
3.Александров, И.М.Бюджетная система Российской Федерации/И.М. Александров - М.:Дашков и К, 2007
4. Бюджетная система Российской Федерации/ А.М. Годин, В.П. Горегляд, И.В. Подпорина -5-е изд. - Дашков и К, 2007.
5. Налоги и налогообложение: Учебник. – 7-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА, 2009. – 520с.
6.Налоги и налогообложение - учеб. пособие / Е. Ю. Жидкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2009. - 480 с.
7. Налоги и налогообложение в Российской Федерации:
учеб. пособие / Ф. Н. Филина.- М. : ГроссМедиа : РОСБУХ,
2009. - 424 с.
8. Налоги и налогообложение / Под ред. Романовского М. В., Врублевской О. В.-СПБ : Питер, 2000. - 528 с.: ил.
9. Налогообложение организаций: учебник/ науч.ред Л.И.Гончаренко - М.: Экономистъ, 2006.-480с.
10.Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА", 2007
10. http://www.gks.ru
11. http://www.nalog.ru
Информация о работе Анализ налоговых поступлений по федеральному бюджету РФ