Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 12:57, курсовая работа
Устройство правления местными бюджетами в РФ совсем недостаточно отработан, характеризован внушительными изъянами в течении разработки, определение состава и структуры местных бюджетов, процедурах осуществления, что делает анализ этого проблемы актуальным и определяет необходимость более основательно изучить и провести исследования предоставленной проблемы.
Муниципальное образование г. Екатеринбург это административный центр Свердловской области, 4-ый по численности населения (после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска) город в России. Транспортно-логистический узел на Транссибирской магистрали, немалый промышленный центр (оптико-механическая промышленность, приборостроение и тяжёлое машиностроение, металлургия, полиграфическая промышленность, лёгкая и пищевая промышленность, военно-промышленный комплекс).
Екатеринбург - административный, культурный, научно-образовательный центр Уральского региона, одаренный статусом центра Уральского федерального округа; также здесь располагается штаб Центрального военного округа, Президиум Уральского отделения Российской академии наук, и 37 территориальных органов федеральной власти, из-за чего город ещё называют «столицей Урала».
Екатеринбург расположен в центральной части Евразии, в 1773 км к востоку от Москвы. Географические координаты: 53°51′ северной широты, 61°36′ восточной долготы, 273 м над уровнем моря.
Город размещен на восточном склоне Уральских гор, по берегам реки Исеть, на которой в пределах города образованы 5 прудов — Верх-Исетский, Городской, Парковый и Нижне-Исетский. Также в черте города располагаются 4 естественных озера: на востоке — Шарташ и Малый Шарташ, на северо-западе — Шувакиш, на западе — Здохня.
Так же географическое положение Екатеринбурга очень выгодно и с течением истории благоприятно повлияло на формирование города. Екатеринбург находится на Среднем Урале, где горы располагают небольшой высотой, что служит одобрительным условием для строительства через Екатеринбург основных транспортных магистралей из Центральной России в Сибирь (Большой Сибирский тракт и, с некоторых пор, Транссибирская железная дорога). В результате Екатеринбург сложился как стратегически важный центр России, который и поныне обеспечивает связь между Европейской и Азиатской частями страны.
В целях системы управления муниципальное образование «город Екатеринбург» распределяется на семи административных районах. Район не является муниципальным образованием. Реорганизация или упразднение районов, изменение их границ может реализовываться решением Екатеринбургской городской думы по представлению Главы Екатеринбурга. Свойством территориального деления необходимо назвать то, что исторический центр города поделён между пятью административными районами (кроме Чкаловского и Орджоникидзевского).
Екатеринбург - один из 16 городов-миллионеров России. Миллионный житель города родился 21 января 1967 года. Численность постоянного населения муниципального образования «город Екатеринбург» на 1 января 2010 года согласно данным Росстата составляла 1 375 444 человека, тот же источник приводить население города на 1 января 2011 года в размере 1 386 511, в 2009-2010 годах среднегодовой прирост населения превышал 11 тысяч человек. Согласно докладу городской администрации, в 2011 году поставлен рекорд по рождаемости - 13,2 новорожденных на 1000 жителей Екатеринбурга, а смертность снизилась до 11,6 человек на 1000 жителей, тем самым природный прирост населения составил более 3 тысяч человек. Кроме того, прирост в 25 тысячи жителей дала миграция, и численность населения составила 1 млн 422 тыс. человек. По данным центра регистрации граждан по месту жительства (муниципальный регистр населения) численность проживающих в городе граждан составляла 1 253 456 человек на начало 2010 года. В это число подсоединены временно проживающие в городе граждане, зарегистрированные по месту жительства; наличное же население Екатеринбурга, с учётом незарегистрированных горожан по различным оценкам составляет от 1,7 до 1,9 млн человек.
На конец 2011 года в Екатеринбурге было зарегистрировано 189 тысяч предприятий и организаций; среднегодовая численность работников организаций составляет 435,3 тысяч человек. Среднемесячная заработная плата в Екатеринбурге по итогам 2010 года составила 33 088 руб. За 2008 год её величина составляла 21 567 рублей. При этом средняя зарплата в декабре 2008 года составляла 25 678 рублей. Уровень безработицы в начале 2011 года уменьшился и составил 1,13 % от общего количества трудоспособного населения (в декабре 2009 года, этот показатель достигал 2,15 %).
Екатеринбург является одним из крупнейших финансово-деловых центров России, здесь собраны офисы транснациональных корпораций, представительства иностранных компаний, большое число федеральных и региональных финансово-кредитных организаций. Банковский сектор Екатеринбурга насчитывает более 100 банковских организаций, в числе которых 20 местных. В рейтинге TOP500 крупных российских банков за 2008 год вошло 14 банков, зарегистрированных в Екатеринбурге (3-й показатель после Москвы и Санкт-Петербурга).
Екатеринбург с самого своего основания являлся большим промышленным центром. В 18-го веке основными отраслями были выплавка и обработка металла, с начала 19-го века появилось машиностроение, а во 2-ой половине 19 столетия крупное распространение получили лёгкая и пищевая (в особенности — мукомольная) промышленности. Новый оборот развития производства случился на период индустриализации – в тот промежуток времени в г. Екатеринбург строятся заводы-гиганты, определившие отрасль специализации промышленности города - тяжёлое машиностроение.
Бюджет г. Екатеринбург на 2012 год был принят 23 декабря 2011 года. На основании БК РФ, Областного закона от 29 октября 2011 года №101-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год», решила:
Принять бюджет муниципального образования «город Екатеринбург» (далее – бюджет города) на 2012 год со следующими характеристиками:
за 2011 год по доходам в сумме 30 872 198 тысяч рублей, по расходам – в сумме 30 507 531 тысяча рублей Бюджет города Екатеринбурга на 2012 год был принят 23 декабря 2011 года.
Структура доходов бюджета муниципального города Екатеренбург представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Структура доходов бюджета муниципального города Екатеренбург за 2012г.
№ п/п |
Наименование показателя |
Утверждено по бюджету, тыс. руб. |
Исполнено, тыс. руб. |
Отклонение, руб. (+;-) |
Темп роста, % |
Налоговые и неналоговые доходы |
18 087 962 |
18 741 643 |
+653 681 |
103,61 | |
Налоги на совокупный доход |
1 254 520 |
1 271 906 |
+17 386 |
101,39 | |
Налоги на имущество |
2 267 616 |
2 357 067 |
+89 451 |
103,94 | |
Государственная пошлина |
544 340 |
543 126 |
-1 214 |
99,78 | |
Задолженность и перерасчеты по отменным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
4 342 |
4 587 |
+245 |
105,64 | |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
3 334 537 |
3 483 843 |
+149 306 |
104,48 | |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
41 438 |
41 677 |
+239 |
100,58 | |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
296 772 |
329 139 |
+32 367 |
110,91 |
Продолжении таблицы 2.1
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
996 588 |
1 169 201 |
+172 613 |
117,32 | |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
532 707 |
515 573 |
-17 134 |
96,78 | |
Безвозмездные поступления |
12 127 134 |
12 130 555 |
+3 421 |
100,03 | |
Итого: |
39 487 956 |
40 588 317 |
- |
- |
Представим данные таблицы 2.1 на рисунке 2.1.
Анализ структуры доходов бюджета муниципального города Екатеринбург за 2012г. показал, что разница увеличения налоговых и неналоговых доходов составляет 653 681 тыс. руб. (103,61%), налогов на совокупный доход 17 386 тыс. руб. (101,39%), налогов на имущество 89 451 тыс. руб. (103,94 %), задолженность и перерасчеты по отменным налогам, сборам и иным обязательным платежам 245 тыс. руб. (105,64%), а вот отрицательная разница составила по следующим показателям: государственная пошлина 1 214 тыс. руб. (99,78%), штрафы, санкции, возмещение ущерба 17 134 тыс. руб. (96,78%).
Таблица 2.1 - Структура расходов бюджета муниципального города Екатеренбург за 2012г.
№ п/п |
Наименование показателя |
Утверждено по бюджету, тыс. руб. |
Исполнено, тыс. руб. |
Отклонение, руб. (+;-) |
Темп роста, % |
Общегосударственные вопросы |
1 884 626 |
1 678 654 |
-205 972 |
89,07 | |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
150 421 |
136 004 |
-14 417 |
90,42 | |
Национальная экономика |
4 552 599 |
4 505 395 |
-47 204 |
98,96 | |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
5 274 177 |
5 093 224 |
-180 953 |
96,57 | |
Охрана окружающей среды |
254 520 |
250 656 |
-3 864 |
98,48 | |
Образование |
12 186 411 |
12 134 113 |
-52 298 |
99,57 | |
Культура кинематографии |
657 326 |
654 697 |
-2 629 |
99,60 | |
Социальная политика |
2 474 444 |
2 399 808 |
-74 636 |
96,98 | |
Физическая культура и спорт |
320 381 |
337 084 |
16 703 |
105,21 | |
Средства массовой информации |
39 448 |
38 629 |
-819 |
97,92 | |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
7 072 |
6 593 |
-479 |
93,23 | |
Итого: |
27 801 425 |
27 234 857 |
- |
- |
Наименьшее расход идет на безопасность в 2011 году, а 2012 году это было охрана окружающий среды.
Определяющим фактором, который
осуществляет влияние на размеры государственного
и местных бюджетов является объем налоговых
поступлений, который в свою очередь зависит
от уровня экономического развития каждой
административно-
Также важным показателем, отображающим развитие города и региона является бюджет развития. На рисунке 2.2 изображено соотношение поступлений в бюджеты развития города Екатеринбурга в 2011 году и 2012 году. При этом видно, что основным источником поступления доходов в упомянутый бюджет Екатеринбурга являются поступления от продаж основного капитала, что в 2011 году и в 2012 году сохраняется тенденция высокому уровню продаж основного капитала Общий размер бюджета и эффективного использования, развития больше в 2012, чем в 2011 году.
Представим данные таблицы 2.1 на рисунке 2.1.
Рассмотрим далее степень финансовой устойчивости.
Финансовая устойчивость бюджетов - такое состояние его финансовых ресурсов, их разделение и применение, которое снабжает развитие города на основе роста доходов при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска. Так же необходимо, чтобы состояние финансовых ресурсов отвечало запросам рынка и отвечало потребностям развития предприятия, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности предприятия и отсутствию у него средств для развития производства, а избыточная - препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами. Таким образом, сущность финансовой устойчивости обусловливается эффективным формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов.
Таблица 2.3 – Анализ доходов и расходов муниципального города Екатеринбург за 2012г.
№ п/п |
Наименование показателя |
Исполнено, тыс. руб. |
Отклонение, руб. (+;-) |
Темп роста, % | |
доходы |
расходы | ||||
Отношение доходов к расходам |
40 588 317 |
27 234 857 |
+13 353 460 |
149,03 |
Коэффициент соотношения собственных бюджетных доходов и переданных другим уровнем бюджетной системы:
Ксоб и перед = собственные
доходы / доходы переданные другим уровнем
бюджетной системы
Ксоб и перед = 40 588 317 / 329 139 = 123,32
Коэффициент бюджетного покрытия:
Кб.п. = собственные доходы / общая сумма бюджетных доходов (2)
Кб.п. = 22 918 329 / 40 588 317 = 4,99
Коэффициент бюджетной задолженности:
Кб.з. = бюджетная задолженность
/ расходы бюджета
Кб.з. = 205 972 / 27 234 857 = 0,0076
Степень финансовой устойчивости = 40 588 317 > 27 234 857, то есть Доходы > Расходов, тем самым можно сделать вывод, что бюджетная система муниципального города Екатеринбург за 2012г. имеет абсолютно устойчивое положение.
Если органы власти предусмотрели бы, о том что местные власти могут давать приказ коммунальной собственностью в пределах своей компетенции, фактически же разделение коммунальной собственности укрепило достаточно крупное число земли под правление различных органов областной или центральной власти. Это ограничило полномочия местных органов власти в приватизации земли и сооружений.
Нужно еще расширить перечень местных налогов и сборов. При этом нужно определить два предела каждого налога – минимальную и максимальную, чтобы дать возможность местным администрации дифференцировать некоторые ставки налогов. В связи с этим обладает смысл назначить непременные перечни налогов, которые обязаны быть введены на каждой территории. Вместе с тем, нужно расширить полномочия местных администрации по введению этих налогов. Следует дать им право введения на своей территории налогов, не предусмотренных Декретом о местных налогах и сборах.
Местные бюджеты обеспечивают необходимыми денежными средствами финансирование мероприятий хозяйственного и культурного строительства, которое осуществляется органами государственной власти и управление на соответственной территории. Возрастает стимулирующая роль местных бюджетов в формировании областей промышленности и социально-культурного строительства. Через систему доходов и платежей к этим бюджетам реализовывается влияние на производство, ассортименты и качество продукции.
Анализ структуры доходов бюджета муниципального города Екатеринбург за 2012г. показал, что разница увеличения налоговых и неналоговых доходов составляет 653 681 тыс. руб. (103,61%), налогов на совокупный доход 17 386 тыс. руб. (101,39%), налогов на имущество 89 451 тыс. руб. (103,94 %), задолженность и перерасчеты по отменным налогам, сборам и иным обязательным платежам 245 тыс. руб. (105,64%), а вот отрицательная разница составила по следующим показателям: государственная пошлина 1 214 тыс. руб. (99,78%), штрафы, санкции, возмещение ущерба 17 134 тыс. руб. (96,78%).