Анализ расходов региональных бюджетов РФ в условиях кризиса 2008-2009 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение расходов региональных бюджетов в условиях нынешней российской действительности.
Предметом исследования являются расходы региональных бюджетов.
Методами исследования в данной работе являются аналитический, статистический. Информационной базой работы являются: нормативно-правовая база, Бюджетный Кодекс РФ, а также труды отечественных и зарубежных специалистов в данной области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1.Теоретические аспекты расходов региональных бюджетов 4
1.1 Сущность, виды расходов региональных бюджетов 4
1.2 Необходимость расходов бюджета 8
2.Анализ расходов региональных бюджетов РФ в условиях кризиса 2008-2009 годов 14
2.1 Снижение объемов расходов региональных бюджетов в условиях кризиса 14
2.2 Оптимизация расходов региональных бюджетов РФ 17
2.3 Анализ состава расходов бюджетов субъектов РФ 19
2.4 Анализ структуры расходов регионального бюджета республики Татарстан за 2007-2009 года 21
3.Применение антикризисных государственных мер повышения устойчивости региональных бюджетов 24
3.1 Проблемы финансирования расходов бюджетов субъектов РФ 26
3.2 Пути повышения эффективности расходов бюджетов субъектов РФ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

расходы региональных бюджетов.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

В

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние  годы субъекты Федерации получили определенные права в области налогообложения и распоряжения региональной собственностью. В результате укрепилась зависимость доходной базы регионального бюджета от эффективности управления процессом формирования собственной финансовой базы.

В настоящее  время отсутствуют эффективные  стимулы роста доходов региональных бюджетов, что ведет к появлению  большого числа дотационных территорий. Поэтому существует необходимость  совершенствования механизма формирования расходной части региональных бюджетов, повышения оптимизации расходов региональных бюджетов.

Актуальность  установления эффективных методов  формирования расходов региональных бюджетов, необходимость системного исследования теоретических и практических вопросов формирования расходов региональных бюджетов обусловили выбор темы, цель и задачи курсовой работы.

Целью работы является рассмотрение расходов региональных бюджетов в условиях нынешней российской действительности.

Предметом исследования являются расходы региональных бюджетов.

Методами исследования в данной работе являются аналитический, статистический. Информационной базой работы являются: нормативно-правовая база, Бюджетный Кодекс РФ, а также труды отечественных и зарубежных специалистов в данной области.

 

1.Теоретические аспекты расходов региональных бюджетов

 

1.1 Сущность, виды расходов региональных бюджетов

 

Расходы бюджета  субъекта РФ - это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых  задач и функций субъекта Российской Федерации. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов).

Согласно Бюджетному кодексу следующие функциональные виды расходов финансируются исключительно из бюджетов субъектов Федерации:

— обеспечение  функционирования органов представительной и исполнительной власти субъектов  Федерации;

— обслуживание и погашение государственного долга  субъектов Федерации;

— проведение выборов  и референдумов в субъектах Федерации;

— обеспечение  реализации региональных целевых программ;

—формирование государственной собственности субъектов Федерации;

— осуществление  международных и внешнеэкономических  связей субъектов Федерации;

— содержание и  развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;

— обеспечение  деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;

— оказание финансовой помощи местным бюджетам;

—обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

—компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

—прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации.1

Совместно за счет средств федерального бюджета, средств  бюджетов субъектов Российской Федерации  и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

—государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

— обеспечение  правоохранительной деятельности;

— обеспечение  противопожарной безопасности;

— научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

— обеспечение  социальной защиты населения;

— обеспечение  охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных  ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

— обеспечение  предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

— развитие рыночной инфраструктуры;

— обеспечение  развития федеративных и национальных отношений;

— обеспечение  деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— обеспечение  деятельности средств массовой информации;

— прочие расходы, находящиеся в совместном ведении  Российской Федерации, субъектов Федерации  и муниципальных образований.2

Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней вышеуказанных расходов производятся по согласованию федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Федерации.

Порядок согласования распределения и закрепления  расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации  определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок согласования распределения и закрепления  расходов, совместно финансируемых  из региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований, определяется исполнительным органом государственной  власти субъекта Федерации.

В законодательных или иных правовых актах, устанавливающих бюджетные обязательства, реализация которых обеспечивается из средств бюджетов различных уровней, устанавливается разграничение расходных полномочий по финансированию каждого вида обязательств, вытекающих из законодательства Российской Федерации, по уровням бюджетной системы Российской Федерации. Запрещается устанавливать источником финансирования расходов консолидированный бюджет.

Объекты государственной  собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу. При исполнении федерального бюджета ассигнования, предусмотренные на финансирование указанных объектов, передаются бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам в порядке межбюджетных отношений.

В целях реализации федеральных целевых программ допускается  финансирование из федерального бюджета  закупок товаров для учреждений, 'Находящихся в ведении субъектов  Федерации и муниципальных образований, с последующей передачей материально-технических ресурсов получателями средств федерального бюджета соответствующим учреждениям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.3

Бюджетные расходы  в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, согласно экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Капитальные (инвестиционные) расходы бюджетов — представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность, в т.ч. инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности субъекта Федерации, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов. В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития.

В любом бюджете  доходы и расходы должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны источники финансирования дефицита.

Таким образом, мы выяснили, что региональный бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на определенном территориальном уровне для обеспечения функций соответствующих органов власти. Необходимы меры по разрешению проблемы неэффективного использования имущества, находящегося в областной собственности: увеличение поступлений по дивидендам по акциям предприятий, относящихся к областной собственности от сдачи в аренду имущества, находящегося в областной собственности и от платежей государственных и муниципальных унитарных предприятий. Расходы региональных бюджетов - это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъекта Российской Федерации. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы и капитальные. Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования.

 

1.2 Необходимость расходов бюджета

 

Финансы региональных органов власти, являясь составной частью государственных финансов, с одной стороны, и региональных финансов — с другой, представляют собой денежные отношения регионального органа власти с хозяйствующими субъектами, населением и иными уровнями власти.

Функции, то есть форма выражения общественного  назначения данной категории, региональных финансов не зависят от административно-территориального устройства государства и статуса территории и одинаковы в любом регионе страны. Поскольку финансы региональных органов власти — это отношения, которые порождены исключительно самим фактом существования региональных органов власти.

У финансов региональных органов власти существуют две функции. Это, во-первых, формирование денежных фондов регионального органа власти и, во-вторых, использование этих фондов региональным органом власти для выполнения возложенных на него населением и вышестоящим уровнем власти задач.

Имеется разница  между функциями и ролью любой  экономической категории. Функции  — это то, что обособляет данную категорию от всех остальных, а под  ролью понимается результат практического  использования этой категории. Таким  образом, на вопрос, какую роль (в реальной жизни) играют финансы региональных органов власти, мы можем дать ответ: регулирующую и контрольную. Эту роль финансы региональных органов власти играют благодаря наличию у властей такого инструмента, как денежные фонды.4

Такими инструментами, или говоря по-другому, звеньями региональных органов власти, являются: бюджет13, внебюджетные фонды (если они все же образованы) органа власти, его структурных подразделений и бюджетных учреждений, а также финансы государственных (муниципальных) предприятий (см. рисунок 1.2.1).

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.2.1 Структура региональных финансов5

 

Особенностью  звеньев финансов региональных органов  власти является относительно обособленная система управления каждым звеном. На рисунок 1.2.2, где представлен один из возможных вариантов организации исполнения денежных фондов органов власти и бюджетных учреждений.

Рис. 1.2.2 Органы власти, учреждения, исполняющие бюджет и внебюджетные фонды6

 

Региональный  бюджет — это фонд денежных средств, образуемый и исполняемый по расходам на основе регионального законодательного акта — закона о бюджете — уполномоченной государственной/муниципальной структурой; чаще всего финансовым управлением — подразделением Министерства финансов РФ либо в относительно небольших населенных пунктах — самой местной администрацией.

Кроме бюджета  у органов власти, его структурных  подразделений и подведомственных предприятий, как правило, есть внебюджетные источники финансирования, обособленные во внебюджетные фонды. Внебюджетным фондом называется фонд денежных ресурсов, не включаемый в бюджет и (или) исполняемый иным учреждением, нежели тем, что исполняет бюджет. Обычно проекты внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении не утверждаются депутатским корпусом, а их исполнение не контролируются местным органом власти.

Если имеется острая необходимость отдельного финансирования каких-то расходов, то в крайнем случае допустимо образование целевых бюджетных фондов в составе регионального бюджета. Например, образование целевого бюджетного фонда “ХХХ”, в доходную часть которого будут поступать средства от эмиссии органом власти облигаций, а расходная часть, таким образом, будет исполняться в соответствии с зарегистрированным проспектом эмиссии.

С другой стороны, если внебюджетный фонд формируется  по тем же правилам, что и бюджет, а отчет о его исполнении также утверждается депутатским корпусом (такое положение дел встречается в отдельных регионах), то какой смысл держать этот фонд небюджетным? Ведь бюджет — это своего рода “общий котел”, откуда средства черпаются постоянно, вне зависимости от того, какой именно доходный источник принес деньги.

В РФ существует много примеров, когда орган власти имеет внебюджетный фонд, по всем признакам  — составление, утверждение, исполнение — соответствующий бюджету, но не желает консолидировать этот фонд в бюджет! Такое поведение связано, по мнению автора, с неудачностью межбюджетных отношений в России: если внебюджетный фонд будет консолидирован в бюджет, то это приведет к росту его доходной части (раздел неналоговых доходов) и, соответственно, вышестоящей уровень власти уменьшит нормативы отчислений от регулирующих налогов в региональный бюджет, сократит размер трансфертов или отменит их полностью. Кроме того, такому региональному органу власти будет сложнее доказать необходимость в финансовой поддержке со стороны вышестоящих властей, получить бюджетные ссуду или кредит.

Информация о работе Анализ расходов региональных бюджетов РФ в условиях кризиса 2008-2009 годов