Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:58, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и анализ развития накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан, на основе анализа результатов деятельности пенсионных фондов выявить проблемы пенсионного рынка в целом и предложить пути решения этих проблем, разработка планов и рекомендаций, направленных на дальнейшее динамичное развитие системы.
Количество счетов вкладчиков (получателей) по добровольным пенсионным взносам составило на 1 января 2013 года 41 682 с общей суммой пенсионных накоплений 1,2 млрд. тенге. За декабрь 2012 года количество счетов вкладчиков (получателей), перечисляющих добровольные пенсионные взносы, увеличилось на 1 096 (2,7%), пенсионные накопления, также увеличились на 0,2 млрд. тенге (20%).
Количество счетов вкладчиков по добровольным профессиональным пенсионным взносам по состоянию на 1 января 2013 года составило 4 076 с общей суммой пенсионных накоплений 85,4 млн. тенге. За декабрь 2012 года количество счетов вкладчиков (получателей), перечисляющих добровольные профессиональные пенсионные взносы, увеличилось на 4, пенсионные накопления, также увеличились на 2,0 млн. тенге (2,4%).
Пенсионные накопления вкладчиков (получателей)
Пенсионные накопления вкладчиков (получателей), увеличившись за 2012 год на 440,0 млрд. тенге (31,0%), на 1 января 2013 года составили 1 860,5 млрд. тенге. За декабрь 2012 года прирост пенсионных накоплений вкладчиков (получателей) составил 36,3 млрд. тенге (2,0%).
Общее поступление пенсионных взносов, увеличившись с начала 2013 года на 304,1 млрд. тенге (25,7%), в том числе за декабрь 2012 года на 33,5 млрд. тенге (2,3%), составило на 1 января 2013 года 1 488,8 млрд. тенге.
Сумма «чистого» инвестиционного дохода (за минусом комиссионных вознаграждений) от инвестирования пенсионных активов, зачисленная на счета вкладчиков (получателей) по состоянию на 1 января 2013 года составила 481,7 млрд. тенге.
С начала 2013 года прирост «чистого» инвестиционного дохода составил 174,7 млрд. тенге (56,9%), в том числе за декабрь 2031 года прирост составил 4,3 млрд. тенге (0,9%).
Таблица 1 - Объем пенсионных накоплений вкладчиков (получателей) за 2013 год млрд.тенге
№ |
Дата |
01.01.11 |
01.01.12 |
01.01.13 |
Прирост в сравнении с 1.01.12 |
Прирост в сравнении с 1.01.12 (в %) |
1 |
Пенсионные накопления |
1 208,1 |
1 420,5 |
1 860,5 |
440,0 |
31,0 |
2 |
Пенсионные взносы |
912,1 |
1 184,7 |
1 488,8 |
304,1 |
25,7 |
3 |
«Чистый» инвестиционный доход |
339,3 |
307,0 |
481,7 |
174,7 |
56,9 |
4 |
Доля «чистого» |
28,1 |
21,6 |
25,9 |
4,3 |
0,9 |
Из приведенной таблицы видно, что прирост пенсионных накоплений с начала 2012 года составил 440,0 млрд. тенге. Среднемесячный прирост пенсионных накоплений составил 36,7 млрд. тенге.
На 1 января 2013 года наибольшую сумму пенсионных накоплений имели 4 фонда: «Народного Банка Казахстана» - 559,8 млрд. тенге (30,1%), «ГНПФ» – 293,4 млрд. тенге (15,8%), «Ұлар Үміт» - 245,0 млрд. тенге (13,2%), и «БТА Казахстан» - 207,7 млрд. тенге (11,2%) в общем объеме пенсионных накоплений всех фондов или в совокупности, на эти 4 фонда приходилось 70,3% всех пенсионных накоплений.
Сумма пени за несвоевременное удержание и перечисление обязательных пенсионных взносов и осуществление переводов пенсионных накоплений из одного фонда в другой на 1 января 2013 года составила 11,2 млрд. тенге. За год прирост общей суммы пени составил 1,7 млрд. тенге (17,9%), в том числе за декабрь 2012 года прирост составил 0,4 млрд. тенге (3,7%).
Пенсионные выплаты и переводы в страховые организации из фондов по состоянию на 1 января 2013 года составили 132,2 млрд. тенге или увеличились за декабрь 2012 года на 3,6 млрд. тенге (2,8%). За год фондами осуществлены пенсионные выплаты получателям на общую сумму 40,1 млрд. тенге (43,5%).
Переводы пенсионных накоплений
получателей в страховые
По состоянию на 1 января 2013 года переводы пенсионных накоплений из одного фонда в другой, увеличившись за декабрь 2012 года на 29,8 млрд. тенге (4,4%), составили 710,3 млрд. тенге. За 2012 год переводы пенсионных накоплений увеличились на 385,2 млрд. тенге или в 2,2 раза.
Структура пенсионных активов фондов
По состоянию на 1 января 2013 года совокупный объем пенсионных активов, находящихся в инвестиционном управлении ООИУПА составил 1 860,8 млрд. тенге, увеличившись за 2012 год 448,0 млрд.тенге или на 31,7%, в том числе за декабрь 2012 года на 36,0 млрд. тенге или на 2,0%.
Среднемесячное увеличение пенсионных активов за период с 1 января 2012 года по 1 января 2013 года составило 37,3 млрд. тенге. Динамика изменения совокупного объема пенсионных активов представлена на Рисунке 4.
Таблица 2 - Распределение совокупного объема пенсионных активов
№ |
ООИУПА/НПФ |
Пенсионные активы | |
млн.тенге |
в % | ||
1 |
АО «Накопительный пенсионный фонд народного Банка Казахстана» - дочерняя организация АО «Народный Банк Казахстана» |
560 755 |
30,13 |
2 |
АО «Накопительный пенсионный фонд ГНПФ» |
293 545 |
15,77 |
3 |
АО «ООИУПА «Жетысу» АО «Накопительный пенсионный фонд Ұлар Үміт» |
243 735 |
13,10 |
4 |
АО «Накопительный пенсионный фонд БТА Казахстан» - дочерняя организация АО «БТА Банк» |
207 854 |
11,17 |
5 |
АО «ООИУПА «GRANTUM Asset Management» - дочерняя организация АО «Казкоммерцбанк» АО «Накопительный пенсионный фонд ГРАНТУМ» - дочерняя организация АО «Казкоммерцбанк» |
108 512 |
5,83 |
6 |
АО «Накопительный пенсионный фонд Капитал» - дочерняя организация АО «Банк Центр Кредит» |
83 080 |
4,46 |
7 |
АО «Накопительный пенсионный фонд НефтеГаз-Дем» - дочерняя организация АО «» |
60 667 |
3,26 |
8 |
АО «Евразийский накопительный пенсионный фонд» |
60 640 |
3,26 |
9 |
АО ООИУПА «Нур-Траст» - дочерняя организация АО «Нурбанк» АО «Накопительный пенсионный фонд Атамекен» - дочерняя организация АО «Нурбанк» |
58 136 |
3,12 |
10 |
АО «Открытый накопительный пенсионный фонд Отан» - дочерняя организация АО «АТФ Банк» |
55 123 |
2,96 |
11 |
АО «Накопительный пенсионный фонд РЕСПУБЛИКА» |
42 515 |
2,28 |
12 |
АО «Накопительный пенсионный фонд АМАНАТ Казахстан» |
40 058 |
2,15 |
13 |
АО «Накопительный пенсионный фонд Казахмыс» |
24 662 |
1,33 |
14 |
АО ООИУПА «Өрлеу» АО «Накопительный пенсионный фонд Қорғау» |
21 554 |
1,16 |
Всего по всем НПФ |
1 860 836 |
100 |
На 1 января 2013 года объем инвестированных пенсионных активов составил 1 839,6 млрд. тенге, увеличившись за 2012 год на 461,2 млрд. тенге или на 33,5%, в том числе за декабрь 2012 года на 60,8 млрд. тенге или на 3,4%.
В инвестиционном портфеле накопительных пенсионных фондов доля государственных ценных бумаг эмитентов РК составляет 40,7% от общего объема инвестированных пенсионных активов (748,5 млрд. тенге) и относительно аналогичного показателя по состоянию на 1 января 2012 года увеличилась на 76,0% или 323,3 млрд. тенге. Доля негосударственных ценных бумаг по состоянию на 1 января 2013 года составила 36,9% от общего объема инвестированных пенсионных активов (678,6 млрд. тенге). Совокупный инвестиционный портфель НПФ представлен в Таблице 3.
Таблица 3 - Совокупный инвестиционный портфель НПФ
№ |
Финансовые инструменты |
На 01.01.2012 г. |
На 01.01.2013 г. | ||
млн.тенге |
в % |
млн.тенге |
в % | ||
1 |
Государственные ценные бумаги РК, в том числе: |
425 228 |
30,85 |
748 525 |
4,69 |
еврооблигации РК |
0 |
0 |
0 |
0 | |
ценные бумаги Министерства финансов |
340 989 |
24,74 |
661 037 |
35,93 | |
ноты Национального банка |
84 239 |
6,11 |
87 488 |
4,76 | |
2 |
Негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов, в том числе: |
142 727 |
10,35 |
222 235 |
12,08 |
акции |
37 532 |
2,72 |
50 701 |
2,76 | |
облигации |
105 195 |
7,63 |
171 534 |
9,32 | |
3 |
Паи иностранных инвестиционных фондов |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Ценные бумаги международных финансовых организаций |
0 |
0 |
74 207 |
4,03 |
5 |
Государственные ценные бумаги иностранных эмитентов |
22 721 |
1,65 |
17 585 |
0,96 |
6 |
Аффинированное золото |
22 308 |
1,62 |
0 |
0 |
№ |
Финансовые инструменты |
На 01.01.2012 г. |
На 01.01.2013 г. | ||
млн.тенге |
в % |
млн.тенге |
в % | ||
7 |
Негосударственные ценные бумаги эмитентов РК, в том числе: |
638 693 |
46,34 |
678 568 |
36,88 |
акции |
135 706 |
9,85 |
196 672 |
10,69 | |
облигации, в том числе: |
502 987 |
36,49 |
481 896 |
26,19 | |
номинированные в иностранной валюте |
37 667 |
2,73 |
20 685 |
1,12 | |
номинированные в тенге |
465 320 |
33,76 |
461 211 |
25,07 | |
8 |
Вклады в банках второго уровня |
123 483 |
8,96 |
92 098 |
5,01 |
9 |
Производные ценные бумаги |
3 233 |
0,23 |
6 400 |
0,35 |
ИТОГО |
1 378 393 |
100 |
1 839 618 |
100 |
Доля негосударственных долговых ценных бумаг, находящихся в инвестиционном портфеле накопительных пенсионных фондов, по которым был допущен технический дефолт эмитентами РК, на 1 января 2013 года, составила 3,5% от общего объема пенсионных активов, что в абсолютном выражении составило 65,6 млрд. тенге.
3. Пути совершенствования
накопительной пенсионной
Недостатки, которые в настоящее время свойственны казахстанской пенсионной системе: низкий уровень финансовой грамотности и инвестиционной культуры населения; недостаточный охват населения услугами накопительных пенсионных фондов, прежде всего речь идет о сельском и самозанятом населении; недостаточность пенсионных накоплений для достойного уровня пенсионных выплат при наступлении старости; недостаточная степень развития системы добровольных пенсионных накоплений; вопросы эффективного инвестирования пенсионных накоплений, в условиях дефицита привлекательных, и в то же время надежных и ликвидных ценных бумаг.
С момента реформирования
пенсионной системы Казахстана и
по настоящее время большая
Следующая проблема заключается в том, что большинство народа – это самозанятые. В Казахстане 2,5 млн. самозанятых граждан. Это говорит о том, что у 2,5 млн. казахстанцев не будет пенсии. Здесь вопрос не к пенсионным фондам, а к схеме, по которой они работают, и к государству, которое не до конца выстроило эти рамки. Процесс реструктуризации экономики по уменьшению числа самозанятого населения – это продолжительный процесс.
Одним из методов решения ряда обозначенных выше проблем может стать введение в практику так называемых «мультипортфелей», которые дадут возможность каждому вкладчику принимать инвестиционные решения в вопросах управления и приумножения своих пенсионных накоплений, основываясь на собственных предпочтениях в соотношении риска и доходности. Для начала предполагается введение лишь трех портфелей, основанных на консервативной, умеренной и агрессивной инвестиционных стратегиях. Однако в будущем при определенных условиях возможна и иная модель сочетания уже большего числа стратегий инвестирования активов. Таким образом, возникает перспектива, в которой вкладчики будут наделены не только правами, но и ответственностью за управление своими пенсионными активами. Аналитики рассчитывают на то, что подобная мера будет эффективной как минимум по трем проблемным позициям: в преодолении низкого уровня финансовой и инвестиционной грамотности населения; в вовлечении в пенсионную систему тех, кто все еще предпочитает оставаться вне ее; и в развитии добровольного пенсионного обеспечения. Кстати, введение множественности инвестиционных портфелей наряду с обеспечением твердых гарантий сохранности пенсионных накоплений являются приоритетными задачами, поставленными главой государства в рамках дальнейшего развития накопительной пенсионной системы страны.
Реальные источники повышения пенсий:
1) Трансферт 1,2 трлн. тенге из национального фонда РК в Республиканский бюджет. Предлагается законодательно закрепить принятую в настоящее время практику ежегодного трансферта в Республиканский бюджет в размере 1,2 трлн. тенге. Запретить финансирование из этого Фонда Банки второго уровня и других субъектов экономики, как это имело место в 2012 году. Внести соответствующие изменения в Концепцию формирования, инвестирования и расходования Национального фонда РК и назвать его Пенсионным фондом РК. Так это и было сделано в Норвегии, по аналогии с которой и был сформирован наш Национальный фонд.
2) Из этого трансферта в размере 1,2 трлн. тенге предлагается формировать социальный блок республиканского бюджета.
3) Отменить обязательные пенсионные взносы в НПФ. Эти средства направлять напрямую в республиканский бюджет для формирования социального блока. В 2012 году эта сумма составила более 300 млрд. тенге.
4) Разрешить всем участникам накопительной пенсионной системы изъять свои средства со счетов НПФ и распорядиться ими по своему усмотрению.
5) Объявить о добровольности участия граждан в НПФ.
6) Расформировать все институты развития(ФНБ “Самрук-казына”, Фонд “Даму”, Фонд “Каз-Агро” и др.) как не справившимися с возложенными на них задачами.
7) Рассматривать и утверждать бюджеты Национальных компаний и компаний с государственным участием на открытых заседаниях Мажилиса Парламента РК. С имеющей место практикой откровенного разбазаривания национального достояния посредством: государственных закупок по многократно завышенным ценам; закупок товаров и услуг заведомо ненужных для осуществления деятельности необходимо покончить раз и навсегда. Ввести прямую персональную ответственность курирующего министра, ответственного за назначение топ-менеджмента Национальной компании за неисполнение утвержденного Мажилисом бюджета. Повышение эффективности национальных компаний и компаний с государственным участием может привести к реальной экономии по самым осторожным оценкам в размере больше чем 500 млрд. тенге в год. Эти деньги направить напрямую на увеличение зарплат работникам сферы образования и здравоохранения.
8) Одним из основных критериев оценки топ-менеджмента Национальной компании должно стать ежегодное повышение производительности. Это выступает в унисон с Стратегпланом-2020.
Заключение
Структурные реформы в
пенсионной системе необходимы. И
хотя в целом пенсионная реформа
выдерживается в том виде, в
каком планировалась, очевидно, что
свои деньги будущие пенсионеры увидят
только в том случае, если условия
существования НПФ будут