Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 20:48, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть автоматизацию информационных потоков бюджетного системе.
Задачи исследования:
Изучить основы управления бюджетным процессом и необходимость его автоматизации.
Проанализировать структуру системы автоматизации работ бюджетного процесса и структуру АИС управления бюджетом.
Определить особенности и характерные черты АИТ органов государственной власти бюджетного процесса.
Объект исследования – основополагающие характеристики информационной системы. Предмет исследования - определение особенностей автоматизации бюджетной системы.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 АВТОМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ 7
2 АНАЛИЗ АВТОМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ 12
3 ПЕРСПЕКТИВА УЛУЧШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26
2 АНАЛИЗ АВТОМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ
Важной задачей автоматизации бюджетной сферы являются не только возложение на компьютер задач контроля за составлением и исполнением бюджета определенного уровня и формированием смет и форм отчетностей, но и создание автоматизированного интерфейса взаимодействия всех органов бюджетной системы между различными уровнями и в пределах одного, а также возможность взаимодействия с другими внешними структурами. То есть необходимо автоматизировать процессы межбюджетных отношений.
Координация достижений информационных технологий в финансовой системе, согласно Указу "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, имеющей подразделения по информатизации и автоматизации в территориальных, региональных и местных финансовых органах[5].
Благодаря такой системе
организации обеспечивается информационное
и технологическое
Деятельность Министерства финансов РФ распространяется, хотя и в разной степени, на все звенья финансовой системы РФ. Под его непосредственным повседневным воздействием находятся федеральный бюджет и государственные федеральные внебюджетные фонды, государственный кредит, денежное обращение и контроль за исполнением и целевым использованием бюджетных средств.
В Министерстве осуществляется постоянная аналитическая работа, связанная с выделением узловых проблем управления экономическими процессами, подготовкой и анализом возможных вариантов решений.
В настоящее время в Министерстве финансов и его территориальных органах внедрены отдельные компоненты информационной системы, которые автоматизируют лишь некоторые основные функциональные процессы таблица. 2.1
Таблица 2.1 Программные продукты, включенные в фонд алгоритмов и программ Министерства Финансов РФ
Наименование программного продукта |
Пользователи |
1 |
2 |
Автоматизированная система |
Территориальные финансовые органы |
Автоматизированная система |
Территориальные финансовые органы |
Расчет пособий на выплату ежемесячных пособий на детей по регионам |
Центральный аппарат |
Свод уточненных годовых и квартальных планов по бюджетам субъектов Российской Федерации |
— " — |
Свод проекта расходов федерального бюджета на основе заявок министерств и ведомств |
Центральный аппарат
|
Расчет вариантов проекта |
— " — |
Продолжение таблицы 2.1
1 |
2 |
Учет изменений и составление уточненного плана расходов федерального бюджета |
— " — |
Свод проекта расходов федерального бюджета на социально-культурную сферу и науку на основе заявок министерств и ведомств |
— " —
|
Расчеты вариантов проекта бюджета на социальную сферу и науку |
Центральный аппарат |
Учет изменений и составление уточненного плана расходов федерального бюджета на социальную сферу и науку |
— " — |
Программно-информационный комплекс «Введение реестра ценных бумаг» |
— " — |
Обработка и анализ статистической информации по промышленности |
— " — |
Свод, контроль хозорганов и анализ финансового состояния промышленности |
— " — |
Обработка и анализ ведомственной отчетности по речному, морскому и воздушному транспорту |
— " — |
Обработка и анализ статистической информации по агропромышленному комплексу |
— " — |
Обработка и анализ статистической информации по легкой промышленности, сфере услуг и предпринимательства |
— " — |
Продолжение таблицы 2.1
1 |
2 |
Обработка и анализ статистической информации по торговым предприятиям и организациям |
— " — |
Свод годовых отчетов о |
Центральный аппарат и территориальные финансовые органы |
Анализ данных по возврату бюджетных ссуд и уплате процентов по статье«Неналоговые доходы» |
Центральный аппарат, территориальные органы Федерального казначейства |
Учет поступлений начисленных процентов и погашения ссуд по инвестиционным и конверсионным кредитам |
Центральный аппарат |
Комплекс задач «Доходный |
Территориальные органы Федерального казначейства |
Финансирование расходов федерального бюджета с лицевых счетов получателей средств, открываемых в отделениях Федерального казначейства (Смета F) |
Территориальные органы Федерального казначейства |
Финансирование расходов федерального бюджета с лицевых счетов получателей средств, открываемых в отделениях Федерального казначейства (Смета W) |
Территориальные органы Федерального казначейства |
Автоматизированная комплексная система исполнения сметы в органах казначейства (АКСИОК) |
Территориальные органы Федерального казначейства |
Задачи совершенствования
информационного обеспечения
Органы государственной власти осуществляют планирование и управление бюджетом РФ. Для планирования ФБ работники Федеральной службы финансово-бюджетного надзора РФ используют автоматизированную информационную территориально распределенную систему "Финансы".
АИС «Финансы» — это система, объединяющая специалистов (экономистов, работающих в центральном аппарате и территориальных органах) и технические средства (ЭВМ, средства телекоммуникации и пр.) с целью совершенствования процессов составления и исполнения государственного бюджета во всех звеньях финансовой системы.
АИС «Финансы» — не
дополнение к финансовой системе, функционирующее
отдельно от нее. Она неразрывно связана
с финансовыми органами, интегрирована
в их структуру. АИС обеспечивает
повышение оперативности и
Внедрение АИС позволит повысить оперативность планирования и прогнозирования бюджета, оптимизацию управления доходами и расходами федерального бюджета РФ, усилить контроль за поступлением и целевым использованием государственных средств, повысить оперативность финансирования государственных программ и взаимодействие подразделений министерства.
Отдельные функциональные подсистемы АИС «Финансы» следует рассматривать как составные компоненты интегрированной информационной системы, которая должна отражать целостную картину общей финансовой обстановки в стране, обеспечивать ее комплексный анализ, помогать в подготовке прогнозных оценок и поддерживать процессы коллективного и индивидуального принятия решений.
АИС «Финансы» является территориально-распределенной информационной системой и обслуживает информационные потребности сотрудников Министерства финансов РФ, включая центральный аппарат, а также управления Федерального казначейства в региональных центрах и отделения Федерального казначейства на местах (районный уровень). Кроме того, абонентская сеть АИС «Финансы» размещается у «прямых» получателей бюджетных средств. В процессе своего функционирования АИС «Финансы» взаимодействует со смежными информационными системами органов государственной власти и управления.
В результате создания и внедрения АИС «Финансы» должны быть достигнуты:
• сокращение бумажного документооборота и ручного труда при обработке информации при одновременном увеличении общего потока обрабатываемой информации, обеспечения ее полноты и достоверности;
• повышение оперативности обработки информации, поступающей на различные уровни иерархии финансовой системы;
• стандартизация информационной базы (нормативно-справочной и правовой информации, входных и выходных документов, описаний информационных объектов, правил задания и представления результатов) для обеспечения унифицированной обработки финансовой информации как единой взаимосвязанной системы;
• повышение достоверности данных по учету бюджетных средств и эффективного контроля за их получением и использованием;
• углубленный автоматизированный анализ динамики поступления налогов и возможность прогноза этой динамики;
• повышение оперативности и полноты обмена информацией с внешними системами — органами государственного и хозяйственного управления, банковской системой, налоговыми органами, налоговой полицией, таможенными органами и т. д.;
• повышение оперативности и полноты получения данных о доходах и расходах бюджета (по каждому виду дохода/расхода или группе доходов/расходов) по запросу на конкретную дату;
• углубленный аналитический анализ динамики расходных и доходных статей бюджета на любых иерархических уровнях системы исполнения бюджета;
• оперативность передачи информации о доходах и расходах бюджета между различными уровнями иерархии исполнения бюджета (методических и инструктивных материалов — сверху вниз, обобщенной отчетной и аналитической информации — снизу вверх). Функционирование АИС «Финансы» позволит на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально, селективно проводить оптимизацию бюджетных потоков, снизить вероятность серьезных «прорывов» в финансировании, сделать процесс исполнения бюджета более плавным.
ИС управления бюджетным
процессом имеет
Ключевую роль в управлении информационными потоками финансовых, бюджетных, налоговых служб играют вычислительные центры федерального и регионального уровней. Телекоммуникационную основу информатизации в финансовых и налоговых службах федерального и территориального уровня управления составляют корпоративные компьютерные сети. Обмен данными в таких сетях осуществляется на основе стандартных протоколов[2].
В налоговых и финансовых службах регионального уровня используются серверные сети и трехуровневая клиент-серверная модель обработки данных.
В бюджетной системе, которая функционально связана с налоговыми учреждениями, решением задачи формирования доходной и расходной частей бюджета, основным инструментальным прикладным программным средством является программный комплекс «Бюджет». Он обеспечивает информационные связи с Федеральным казначейством, налоговыми органами, банками, распорядителями кредитов, подчиненными финансовыми органами городов и районов и т.д. Программный комплекс «Бюджет» имеет единую БД и единый пользовательский интерфейс.
Программный комплекс «Бюджет»
охватывает следующие структурные
подразделения финансового
Информация о работе Автоматизация информационных потоков бюджетных систем