Автоматизация информационных потоков бюджетных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть автоматизацию информационных потоков бюджетного системе.
Задачи исследования:
Изучить основы управления бюджетным процессом и необходимость его автоматизации.
Проанализировать структуру системы автоматизации работ бюджетного процесса и структуру АИС управления бюджетом.
Определить особенности и характерные черты АИТ органов государственной власти бюджетного процесса.
Объект исследования – основополагающие характеристики информационной системы. Предмет исследования - определение особенностей автоматизации бюджетной системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 АВТОМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ 7
2 АНАЛИЗ АВТОМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ 12
3 ПЕРСПЕКТИВА УЛУЧШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26

Файлы: 1 файл

АВТОМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерия

Реализуются следующие  функции:

- учет фактических доходов и расходов бюджета по первичным документам (выписки, платежные поручения, соглашения о взаимозачетах, акты налоговой инспекции, акты приема-передачи ценных бумаг и т.д.);

- работа с отчетами распорядителей Кредитов (ведомость списания кассовых расходов);

-накопление информации подчиненных субъектов;

-взаимные расчеты между бюджетами различных уровней;

-автоматизированная обработка электронных выписок из банка;

-автоматизированное формирование бухгалтерской отчетности.

        Бюджетный отдел.

Реализуются следующие функции:

-работа с бюджетом и росписью бюджета;

-работа с реестром уведомлений;

-формирование уточненного плана и плана финансирования;

-формирование распоряжений па финансирование.

Отдел государственных  доходов.

Реализуются следующие  функции:

-работа с планом доходов;

-изменение доходной части:

-проведение взаимозачетов;

-формирование прогнозов доходов.

Программный комплекс «Бюджет» построен по модульному принципу.

Одним из программных  модулей комплекса является «Исполнение  бюджета», который позволяет решать следующие задачи:

-осуществлять непосредственный контроль динамики поступления и расходования бюджетных средств;

-прогнозировать динамику поступления средств с целью осуществления планирования и корректировки ассигнований из бюджета;

-проводить наблюдения за движением средств, поступающих через банки в виде налогов в бюджет;

-осуществлять распределение доходов между федеральным бюджетом, бюджетами национально-государственных и административно-территориальных образований;

-осуществлять распределение доходов между бюджетополучателями, контроль поступления и расходования средств;

-передавать информацию о динамике поступлений доходов в федеральный и местные бюджеты из региона в вышестоящие подразделения финансовых органов и т.д.

Автоматизированная информационная технология (АИТ) в бюджетной системе – это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности[7].

 

 

 

3  ПЕРСПЕКТИВЫ УЛУЧШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В БЮДЖНЕТНОЙ СИСТЕМЕ С ПОМОЩЬЮ АВТОМАТИЗАЦИИ

 

По повышению эффективности бюджетных расходов и доходов обозначена необходимость развития электронного бюджета, или интегрированной информационной системы управления общественными финансами. Электронный бюджет призван реализовать ряд новых требований к составу и качеству информации в сфере общественных финансов, в области государственных закупок, в сфере финансового контроля, свои требования предъявляет и Закон № 83-ФЗ.

Главное, чем  характеризуется электронный бюджет, — это новый уровень интеграции и централизации всех информационных потоков для формирования полного цикла финансового менеджмента в сфере общественных финансов. Причем сфера интересов электронного бюджета затрагивает все органы исполнительной власти, а не только финансовые. По нашим оценкам, финансовые информационные системы, применяемые в регионах, уже сегодня обеспечивают высокую степень интеграции: обеспечивается интеграция процессов составления, исполнения бюджетов, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности публично-правовых образований. По уровню централизации информационных потоков ситуация в целом похуже, и в большинстве случаев централизация ограничивается одним уровнем бюджетной системы, однако имеются хорошие предпосылки для ее дальнейшего развития[3].

Основное новшество, предусматриваемое электронным бюджетом, заключается в формировании единого электронного цикла бюджетного процесса, который обязательно должен обеспечивать взаимосвязь стратегического бюджетного планирования с процессом бюджетного планирования, единый процесс исполнения бюджета с учетом положений Закона № 83-ФЗ, встроенные средства мониторинга достигнутых результатов по объему и качеству оказанных государственных и муниципальных услуг. Электронный бюджет должен включать специальные подсистемы для полной взаимосвязи с процессом государственных закупок, включая процедуры планирования закупок и исполнения государственных (муниципальных) контрактов. Все процессы, представленные в электронном бюджете, должны покрываться подсистемой автоматизированного государственного (муниципального) финансового контроля.

Одна из главных целей электронного бюджета: информационные потоки должны стать строго электронными (бумажный документооборот исключается) с формированием единых учетных реестров и классификаторов с должной степенью открытости и прозрачности на базе публичных порталов электронного бюджета. Различные варианты многочисленных сверок финансовых показателей, применяемых сегодня между ведомствами и тем более внутри одного ведомства, противоречат принципу однократного ввода информации и должны быть замещены интегрированной информационной системой.

В рамках электронного бюджета необходимо создать единый портал бюджетной системы региона, на котором в доступной форме для всех категорий потребителей может находиться следующая информация:

  • о плановых и фактических поступлениях доходов в бюджеты бюджетной системы региона;
  • о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований, об их активах и обязательствах, плановых и фактических результатах деятельности государственных (муниципальных) учреждений;
  • о государственных и муниципальных программах (подпрограммах);
  • об основных показателях государственных и муниципальных заданий применительно к каждому государственному или муниципальному учреждению;
  • об использовании государственными и муниципальными учреждениями переданного им в управление недвижимого и особо ценного движимого имущества.

Что даст внедрение электронного бюджета?

Для главных  распорядителей бюджетных средств:

  • возможность работы по проектированию и исполнению бюджета совместно со своими подведомственными учреждениями в единой базе данных;
  • возможность контроля и санкционирования операций по исполнению бюджета подведомственных учреждений;
  • оперативный мониторинг хода исполнения бюджета подведомственных учреждений;
  • возможность применения ЭЦП для организации безбумажного юридически значимого документооборота.

Для бюджетной  системы в целом:

  • применение единой для всех методологии проектирования и исполнения бюджета;
  • отсутствие дублирования информации. Любые справочные данные и документы вносятся в систему один раз;
  • экономия бюджетных средств и повышение эффективности бюджетных расходов за счет унификации процедур и сокращения сроков их выполнения, устранения бумажного документооборота, сокращения расходов на ИТ-специалистов [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сегодня компьютерные программы  для ведения всех налоговых и  бюджетных операций, находятся в  непрерывном развитии. Это обусловлено  необходимостью оперативного отражения изменений в государственных документах и возрастающими потребностями пользователей в автоматизированной обработке информации.

Автоматизация предполагает, прежде всего, повышение производительности труда, повышение квалификации и  профессиональной грамотности пользователей.

Применение компьютерных программ позволяет облегчить работу пользователей, так как их применение снижает трудоёмкость по операциям. Применение автоматизированных систем даёт возможность налогоплательщику  решать свои задачи с ГНС, оперативно и не выходя со своего рабочего места.

Таким образом, полноценное  управление бюджетным процессом  Российской Федерации возможно только при создании единой многоуровневой распределенной АИС, которая должна обеспечить единство управления, предусматривая взаимодействие бюджетов различных уровней. Необходимость автоматизации отдельных органов бюджетной системы РФ с комплексной увязкой механизма взаимодействия на одном и разных уровнях иерархической бюджетной системы определяет сложность данного процесса.

При создании АИС бюджетной системы целесообразно выделять комплекс однотипных задач, решаемых бюджетными органами, и использовать модульный подход для реализации их решения. При этом, стыкуя и моделируя наборы модулей, можно достаточно просто настраивать АРМ бюджетных служащих на основе решаемых ими функциональных задач.

На федеральном уровне бюджетного процесса работниками Федеральной  службы финансово-бюджетного надзора  РФ в ходе проектирования и исполнения бюджета используется АИС "Финансы". Благодаря возможности интеграции отдельных компонентов эта система способна отражать целостную картину финансовой обстановки в стране, обеспечивая ее комплексный анализ.

Автоматизация задач  территориального (регионального) уровня бюджетного процесса РФ строится на базе отдельных компонентов АИС "Финансы" и "Автоматизированной информационной системы составления и исполнения бюджета" (АССИБ), которые позволяют автоматизировать обработку информации как в отдельном финансовом органе, так и во всей финансовой системе региона. Также для формирования и контроля исполнения региональных и местных бюджетов используется сетевой программный комплекс "СЕ 2 — Бюджет".

Автоматизация информационных потоков бюджетной системы поможет  обеспечить надежность, достоверность и конфиденциальность информации в базах данных бюджетного процесса.

Для успешной реализации процессов сбора и обработки  информации необходимо четкое разграничение  сфер ответственности, т. е. необходимо определить, кто собирает информацию, кто ее обрабатывает и кто координирует этот процесс в целом.

Таким образом, от полного  и систематического обеспечения  информацией всех участников процесса бюджетирования зависит как успех  построения самой системы бюджетирования, так и последующая реализация бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Громова А.А Автоматизация бюджетного анализа, планирования и прогпазирования [Текст]: учеб.пособие // А.А.Громова– М. : ИНФРА, 2010, с. 94.

2. Локшина, О.В. Автоматизация информационных потоков [Текст]: учебник / О.В. Локшина – Спб.: Норма, 2011, - 23 с.

3. Морозова Т.Г Государственное регулирование экономики [Текст]: учебник / Т.Г. Морозрва -Вопросы экономики - М.: Юрист, 2010, - 54 с.

4. Матвеенко В.Н Система автоматизации исполнения бюджета [Текст]: учебник / В.Н. Матвеенко– СПб.: Норма,- 2009,-  256 с.

5. Миляков Н.В. Автоматизация бюджетной системы [Текст]: учебник / Н.В. Миляков - Социальный мир – М.: Юрист, 2011, 54 – 57 с.

6. Нестеров В.В Информационные технологии и взаимодействие органов финансовой системы при казначейском исполнении бюджета [Текст] : учебник / В.В. Нестерова – М. : ИНФРА, 2011, с 153.

7. Поляк Г.Б. Бюджетная система России [Текст]: учебник /  Г. Б. Поляк- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010, - 550 с.

8. Титоренко Г.А. Автоматизированные информационные технологии в налоговой и бюджетной системах [Текст]: учебник / Г.А.Титоренко – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009, с. 192.

9. Ясенев В.Н Автоматизированные информационные системы в экономике [Текст]: учебник /  В.Н.Ясенев  – М.:Академия, 2012, 9 с.

 

 

 


Информация о работе Автоматизация информационных потоков бюджетных систем