Банковская система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в и выявлении проблем этого в современной банковской системе и исследовании основных направлений её развития.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. раскрыть сущность и принципы организации банковской системы России;
2. раскрыть роль и значение Банка России в банковской системе;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы функционирования банковской системы России
1.1 Сущность и принципы организации банковской системы России
1.2 Основные цели деятельности, функции и операции Банка России
1.3 Основные факторы, влияющие на развитие банковской системы
Глава 2. Анализ развития банковской системы России и перспективы её совершенствования
2.1 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора на период 2009-2011 годов
2.2 Банковская система России в условиях мирового финансового кризиса
2.3 Перспективы развития банковской системы России
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 53.69 Кб (Скачать файл)

 

С сентября 2008 г. условия формирования денежного предложения кардинально  ухудшились. Сокращение международных резервов Банка России за сентябрь - ноябрь в рублевом эквиваленте превысило 2.5 трлн. руб. Денежная база в широком определении за три осенних месяца сократилась сильнее, чем за предыдущие восемь - на 3.0%. Ни сокращение остатков на счетах бюджета в Банке России (около 500 млрд. руб.), ни беспрецедентное наращивание кредита банкам (на 2.0 трлн. руб.) не смогли обеспечить положительной динамики денежного предложения.

 

Осеннее развитие событий  в монетарной сфере является аналогом ситуации, ожидаемой здесь в 2009 г.: динамика денежного предложения  в следующем году будет определяться исключительно возможностями Банка  России по рефинансированию кредитных  организаций и правительства - по наращиванию госрасходов и предоставлению средств госкорпорациям. В 2009 г., при среднегодовом валютном курсе в 30 руб./долл., прогнозируется уменьшение объема валютных резервов на 90 млрд. долл. - это эквивалентно 2.7 трлн. руб. сокращения активов Банка России. В подобных условиях обеспечение роста широкой денежной базы на 13-15% потребует не менее 3.6 трлн. руб. внутренних источников денежной эмиссии. В зависимости от конкретных механизмов реализации бюджетной и денежной политики в 2009 г. этот объем может быть распределен между кредитованием банков со стороны Банка России, увеличением расходной части бюджета и покупкой Центробанком государственных ценных бумаг.

 

В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной  политики на 2009 год и период 2010-2011 годов" (по версии на октябрь 2008 г.) наихудший  сценарий развития денежной сферы (при  среднегодовой цене на нефть в 66 долл./барр.) подразумевает увеличение валового кредита банкам на 0.7 трлн. руб.

 

Исходя из более реалистичного  прогноза среднегодовой цены на нефть  в 2009 г. (45 долл./барр.) необходимый объем кредитования банков для поддержания денежного предложения должен быть выше - по оценкам специалистов, 2.5 трлн. руб. [29]

 

Заданные параметры денежного  предложения в значительной степени  определяют перспективы развития российской банковской системы в 2009 г. - в рамках обсуждаемого сценария банковский сектор получит не менее 3.0 трлн. руб. от правительства  РФ и Банка России. Таким образом, государство будет основным источником финансовых ресурсов, привлекаемых банковской системой. По нашим оценкам, доля государственных  средств (Банк России и бюджеты всех уровней) в совокупных банковских пассивах возрастет с 1.8% на начало 2008 г. до 16.5% на 01.01.2010.

 

Увеличение притока прочих привлеченных ресурсов в национальную банковскую систему, с учетом практически  полного закрытия внешних рынков, будет определяться развитием российской экономики. Доля иностранных пассивов в совокупных банковских пассивах снизится с 18.1% на начало 2008 г. до 13.3% на 01.01.2010. Прогнозируется, что счета и депозиты населения  и корпоративного сектора могут  увеличиться на 2.0-2.2 трлн. руб. Рост банковских кредитов экономике будет  ограничен 25% (чуть более 4 трлн. руб.). Меньший  темп роста кредитов определит еще  большее замедление экономического роста. [22; 5]

 

Отдельно можно отметить, что изменение принципов формирования денежного предложения одновременно со значительным ростом участия государства  в банковской системе предполагает и изменения в ее структуре: существующая система рефинансирования "настроена" на крупные кредитные организации  со сравнительно большим уровнем  капитала, диверсифицированной клиентской базой; укрупнение кредитных организаций  в рамках данного развития станет естественным способом выживания банковского  сектора и будет происходить  скорее эволюционно, нежели административно.

 

Процессы консолидации в  банковском секторе уже начинают набирать обороты. Их реализация происходит различными путями - это и поглощения крупными банками более мелких, и  переток клиентской базы в процессе санации разоряющихся банков к тем кредитным организациям, при участии которых осуществляется такое оздоровление. Наиболее ярким примером последнего времени здесь может служить объявленное объединение МДМ-банка и УРСА банка, после слияния объединенный банк с капиталом в размере 72 млрд. рублей и активами в размере 523 млрд. рублей станет одним из ведущих финансовых учреждений в России. Окончательное объединение должно произойти в течение 12-18 месяцев, то есть в первом полугодии 2010 года, до этого банки будут работать самостоятельно. [18; 7]

 

Укрупнение банков является единственным для банковского сектора  способом пережить период низких темпов денежного предложения и нехватки ликвидности. Представляется, что в  ближайшие годы уровень ликвидности  банковского сектора не превысит 4-5% от совокупных активов. Этот уровень гораздо ниже не только 15-20%, характерных в последние годы для российских банков вне 100 крупнейших, но и 8-10% - среднего уровня по банковской системе. Содержать такую неэффективную банковскую систему в условиях кризиса представляется "непозволительной роскошью".

2.3 Перспективы развития  банковской системы России

 

Ускоренный рост банковской системы России в последние годы (активы банковской системы возросли в 2006 и 2007 гг. на 44% при росте номинального ВВП на 24.3 и 22.7% соответственно) происходил за счет увеличения внешних заимствований  и скрывал накапливающиеся структурные  диспропорции банковской системы: [25]

 

¾  нарастающий разрыв между потребностью в расширении объема банковских кредитов нефинансовому  сектору и располагаемой внутренней ресурсной базой;

 

¾  сегментация банковской системы одновременно с уже накопленными высокими рисками, порождающими вероятность  возникновения кризиса ликвидности  и банкротств отдельных банков;

 

¾  низкий уровня развития системы рефинансирования и финансовых рынков;

 

¾  снижение качества кредитного портфеля и управления рисками.

 

Нынешний кризис российских на финансовых рынках характеризуется  как "кризис доверия" и "рыночная истерика". Несмотря на то, что ФСФР ввела запреты по ряду сделок (в частности, участникам рынка на время было запрещено проводить маржинальные сделки и "короткие" продажи), а также разработала новые правила ведения и приостановки торгов, вывод капитала с российского фондового рынка продолжился. В частности, к началу декабря этого года индекс РТС упал до отметки 658 пунктов, а индекс ММВБ понизился до 611 пунктов. [30]

 

Однако очевидно, что для  подобного поведения должны существовать и фундаментальные причины. Основа для кризисных проявлений формировалась  в течение последних 12 месяцев (периода  начала мирового кризиса), а основными  тенденциями выступали следующие: [28]

 

1. Фактическое закрытие  мировых рынков для большинства  российских заемщиков, произошедшее  с августа 2007 г. (начало глобального  кризиса ликвидности). Ключевым фактором  нестабильности при этом выступил  не отток капитала из России (хотя он и наблюдается периодически), а резкое сокращение притока  иностранного капитала в страну. Данный факт обусловливает сложности  для многих банков и корпораций  по рефинансированию прошлых  долгов.

 

2. Высокая инфляция, приведшая  к сокращению сбережений населения.  По итогам 2008 г. объем недополученных  розничных депозитов в результате  высокой инфляции и отрицательных  реальных процентных ставок мы  оцениваем в 440 млрд. руб. (17.5 млрд. долл.), что вполне сопоставимо  с чистым притоком иностранного  капитала в банковскую систему.

 

3. Ужесточение денежной  политики в 2008 г., результатами  которого явились рост процентных  ставок, снижение денежного предложения,  падение уровня ликвидности. Доля  наиболее ликвидных активов (денежных  средств в кассах банков, счетов  в Банке России и вложений  в ОБР) составила на 01.09.2008 всего 4.5%. (Минимальный уровень прошлой осени (по состоянию на 1 ноября 2008 г.) составлял 4.9%, летом 2004 г. (локальный банковский кризис) этот показатель не опускался ниже 5.9%.) Очевидно, что с таким низким уровнем ликвидности может функционировать лишь пятерка крупнейших банков.

 

4. Низкий уровень управления рисками и рискованные стратегии отдельных банков, которые активно привлекали ресурсы на внешних рынках и направляли их на кредитование нефинансового сектора, использовали ценные бумаги в качестве залогов и проч. Но даже при резком снижении ликвидности темпы роста кредитования населения и предприятий оставались на высоком уровне: по состоянию на 01.09.2008 кредиты предприятиям выросли на 46% (год к году), кредиты населению - на 50% (год к году).

 

Таким образом, в последние 12 месяцев темпы роста банковских кредитов существенно превышали  темпы роста депозитов, а в  финансировании данного разрыва  возникли проблемы, связанные как  с изменениями на мировых рынках капитала, так и с внутренней инфляцией. Непродолжительное время разрыв финансировался за счет снижения уровня ликвидности, продажи ценных бумаг  и рефинансирования Банком России.

 

Стабилизация ситуации в  банковской сфере и на финансовых рынках в среднесрочной перспективе, по мнению большинства аналитиков, невозможна без решения перечисленных  структурных проблем; при этом проблема разрыва между объемами кредитования и внутренних сбережений является определяющей. Разрыв этот настолько велик (3.5 трлн. руб.), что решение задачи его преодоления  не может быть осуществлено только за счет инструментов рефинансирования (даже при его максимальном расширении). И особенно тревожным сигналом является то, что разрыв каждый месяц нарастает.

 

По оценке экспертов, рост ставок на 1 % эквивалентен увеличению издержек в целом по экономике  и в обрабатывающей производствах  на 0,26 %, что эквивалентно снижению прибыли  в годовом выражении на 1,9-2,0%. Таким  образом, можно констатировать, что  рост ставок по итогам 2008 года приведет к дополнительному увеличению издержек компаний не менее чем на 1,6%, эквивалентному снижению прибыли на 11%. [26]

 

Так, при сохранении текущих  темпов роста кредитов и депозитной базы разрыв между кредитами и  внутренними депозитами может вырасти  еще на 0.3 трлн. руб. к концу года и почти на 1 трлн. руб. - за первый квартал 2009 г.

 

Если же ситуация на рынке  внешних займов для российских банков будет развиваться по наиболее пессимистичному  сценарию - полное закрытие рынков и  прекращение рефинансирования старых долгов новыми займами, - то на уже запланированные  выплаты банкам потребуется до конца  первого квартала 2009 г. еще до 1.5 трлн. руб.

 

Кроме того, для нормализации деятельности банковского сектора  при его нынешней структуре необходимо, чтобы уровень ликвидности составлял  не менее 7% активов на 1 января 2009 г. и 5.5-6.0% на 1 апреля 2009 г. В конце года ликвидность банковского сектора  традиционно находится на относительно высоком уровне; выполнение этого  условия подразумевает отвлечение в ликвидность до конца 2008 г. еще  около 0.7 трлн. руб., почти половина из которых, правда, может быть возвращена в оборот в течение первого  квартала 2009 г. [17]

 

Задолженность банковского  сектора перед федеральным бюджетом по размещенным депозитам превышает 650 млрд. руб. Если вся эта сумма  будет погашена до конца года, то обещанные банкам 950 млрд. руб. субординированных кредитов пойдут преимущественно на переоформление задолженности перед бюджетом из краткосрочной в долгосрочную. Однако представляется, что при необходимости требуемый объем бюджетных средств, размещенных в банках, может быть перенесен и на следующий финансовый год. При этом общий лимит размещения депозитов в комбанках пока ограничен размером в 1.5 трлн. руб.

 

Таблица 2 Потребность в  дополнительных ресурсах российской банковской системы и источники ее финансирования, трлн. руб.

 

 

 

В итоге получается, что  сохранение прежних параметров развития банковской системы при неблагоприятных  внешних условиях потребует только в ближайшие пять месяцев инвестирования в банковский сектор суммы свыше 3 трлн. руб. В принципе эта сумма  согласуется с уже обещанными государством ресурсами (1.5 трлн. руб. - лимит размещений на депозитах, 950 млрд. руб. - субординированные кредиты и 50 млрд. долл. - рефинансирование внешних займов ВЭБом, часть из которых достанется небанковскому сектору). Однако даже такое масштабное "затыкание дыр" в балансах банковского сектора приведет только к откладыванию решения проблем последнего на весьма неотдаленную перспективу.

 

Представляется, что меры, предпринимаемые сегодня правительством, действительно направлены на преодоление  кризиса, однако без решения структурных  проблем все они будут иметь  лишь краткосрочные последствия. Наиболее сложной выступает проблема по меньшей  степени синхронизации темпов роста  кредитов и депозитов в финансовой сфере или снижения разрыва между  ними. Очевидно, что высокие темпы  роста кредитов стимулируют инвестиционную активность и потребление и в  нынешней ситуации являются значимым вкладом в экономический рост - то есть вопрос стабилизации темпов роста  кредитного портфеля напрямую связан с проблемой поддержания темпов экономического развития. Вместе с тем высокая инфляция (равно как и нестабильность в банковской системе и на финансовых рынках), являясь во многом следствием "перегрева" кредитного рынка, сдерживает рост сбережений населения и предприятий.

 

Далее, одновременно с финансовой помощью кредитным институтам необходимы ревизия их качества, обеспечение  прозрачных условий вывода с рынка  наименее эффективных игроков, проведение по всем правилам процедур банкротств неплатежеспособных банков и корпораций с тщательным контролем за их осуществлением в целях недопущения вывода активов.

 

Наконец, принципиально важным направлением финансовой политики в  будущем должно стать поддержание  уровня ликвидности, необходимое для  текущей структуры банковской системы, либо принятие мер для ее укрупнения и капитализации с выходом  на более низкий уровень ликвидности. Иными словами, "плату" за мелкие и средние банки можно оценить по меньшей мере в 20% от ее совокупного объема, или в 200-250 млрд. руб.; в то же время на средние и мелкие банки приходится свыше трети ликвидных активов и лишь 14% совокупных активов банковского сектора. [28]

 

Заключение

Информация о работе Банковская система РФ