Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 15:47, доклад
25 августа 2008 года был разработан проект бюджетной стратегии до 2023 года, где были определены главные направления нового этапа бюджетной политики, включающие:
• приоритет долгосрочного и среднесрочного бюджетирования, позволяющего учитывать стратегические приоритеты экономической политики;
• повышение эффективности использования бюджетных средств, ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;
• повышение доступности и качества государственного образования и здравоохранения,
• снижение бедности, повышение результативности социальной политики,
• конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов, расширение практики привлечения негосударственных предприятий к выполнению услуг, финансируемых из государственного бюджета;
• открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы.
25 августа 2008 года был
разработан проект бюджетной
стратегии до 2023 года, где были
определены главные
В своем докладе к данной стратегии министр финансов А. Кудрин отметил, что «весь период с 2009 по 2023 год цена на нефть будет оказывать все менее значимое влияние на доходы бюджета. Она уже не имеет решающего значения. Из этого, увы, следует, что в ближайшие десятилетия государство будет находиться в ситуации необходимости сокращения госрасходов. Это совершенно новый тренд». Однако ситуация финансово-экономического кризиса, последовавшая незадолго после, показала, что снижение конъюнктурных доходов государственного бюджета оказало очень серьезное влияние на систему государственных финансов, что привело к возникновению дефицита бюджета и усилению долговой зависимости. А выход из кризисного положения многие эксперты связывают напрямую с повышением цен на нефть.
Государственная Дума в ноябре 2014 приняла новый бюджет на 2015-2017 годы. Бюджет, который был спланирован под условия первой половины 2014 года, фактически оказался далек от реальности: прогнозные оценки развития страны не соответствовали действительным, заложенные параметры экономики отклонены от рыночных условий, поэтому целесообразность данного бюджета вызывала сомнения у многих экспертов. Бюджет опирался на оптимистичные прогнозы, исходящие из того, что в 2015 году не ожидается негативной внешнеполитической конъюнктуры. В проекте, в частности, был завышен курс национальной валюты, цена на нефть заложена на уровне 100 долларов за баррель, из которых 96 направляется в федеральный бюджет и формирует так называемые нефтяные доходы, которые составляют коло 51,85% расходов в 2014 году и 51,17% в 2015.
Исходя из ложных базовых макроэкономических параметров вероятность исполнения бюджетных обязательств в заложенных объемах стремилась к минимуму. Однако в целом проект бюджета позволял говорить о некоторых тенденциях в сфере государственного управления.
Во-первых, целенаправленно реализуется не первый год политика сокращения государственных расходов (Приложение 1), губительная в ситуации рецессии. В 2009 году, когда страну охватил экономический кризис, государство напротив пошло на увеличение госрасходов. В текущий момент правительство игнорирует риски кризиса и продолжает политику сокращения: расходы консолидированного бюджета будут снижаться с 38,9% ВВП в 2015 году до 36,6% в 2017 году. В более долгосрочной перспективе предусмотрено доведение их до 34,6% в 2020 году и 32,7% в 2030 году. Сокращение государственных расходов – это прямая рекомендация МВФ и Всемирного Банка, которой слепо следует либеральное руководство страны, отказываясь принимать во внимание, что в развитых странах, которые навязывают России свои рецепты, доля госрасходов доходит и превышает 40%, с годами только растет. В кризисные годы, которые ждут страну в связи с полной исчерпаемостью сырьевой модели, поддержка со стороны государства должна стать главным фактором оживления экономики.
Во-вторых, ярко выражены расходы на оборону (Приложение 2). Это сопряженно с тремя обстоятельствами: во-первых, назначение нового министра обороны в ноябре 2012 года. На бюджет 2013 года этот фактор повлиять не мог, так как к тому времени он был уже подготовлен. Пересмотр ранних концепций развития оборонного ведомства привел к росту расходов на 32,8% в 2015 году. Огромные средства в оборонный сектор объясняются и тем, что масштабная программа развития вооружений на 2007—2015 годы (под освоение средств которой в начале 2007 года и был назначен А.Сердюков), на которую было выделено в совокупности около 5 трлн. рублей, оказалась невыполненной практически по всем параметрам и заменена с 2011 года новой. Второй фактор - напряженная ситуация на Украине, ведение боевых действий у границ с Россией. Основное увеличение расходов на оборону происходит в связи с ростом затрат на содержание Вооруженных сил (с 13,4% до 16,6% от общего объема расходов). В-третьих, это политика импортозамещения, которая требует обеспечить закупку техники внутри страны, а для этого необходимо дополнительное финансирование на обновление производственных мощностей и структур. На эти цели в бюджете предусмотрено повышение расходов на ядерно-оружейный комплекс (на 15,3%) и прикладные научные исследования в области национальной обороны (на 16,2%).
В-третьих, меняется динамика расходов гуманитарной сферы. Происходит сокращение вложений в человеческий капитал – это снижение затрат на физическую культуру и спорт, образование, СМИ и здравоохранение. Объем инвестиций в культуру на 2015 год сохранен в полном объеме (больше на 69 млн.), однако с учетом инфляции в 8% превращает этот показатель скорее в формальный. При этом, уже в 2017 года расходы на культуру сократятся на 10,6% в сравнении с уровнем предыдущего года. В целом на долю вышеназванных сфер в совокупности приходится только 8,26% расходов бюджета (Приложение 3).
Четверть расходов бюджета составляют расходы на социальную политику. Около 64,2% всех расходов на социальную сферу составляет пенсионное обеспечение, то есть это средства для 30% населения страны. 25,7% расходов на социальную сферу – это разные меры поддержки таким категориям, как пенсионеры, инвалиды, малоимущие (11% населения страны), беспризорники и сироты. Таким образом, социальные расходы предназначаются для наименее защищенной категории граждан, однако предоставляемый объем остается явно недостаточным для улучшения уровня их жизни. В отношении гуманитарной сферы для всех категорий граждан реализуется политика сокращения расходов.
В-четвертых, бюджет не только не отражает текущие экономические реалии, но и не предусматривает средства на широко декларируемую кампанию по импортозамещению. Меры стимулирования импортозамещения должны были быть предусмотрены в сельском хозяйстве, однако в ближайшие два года запланировано не увлечение, а сокращение финансирования сельского хозяйства, доля которых составляет всего 0,3% от общих расходов. Запрашиваемая аграриями сумма 636 млрд руб. на 2015-2020 гг., или дополнительно в среднем по 106 млрд руб. в год, не нашла отражение в бюджете, несмотря на то, что еще в августе премьер завил, что «мы и дальше будем поддерживать аграриев. Деньги мы на это найдем».
Так, Минсельхоз рассчитал объем средств, который был бы минимален для стимулирования импорт замещения в условиях продовольственного эмбарго. Из необходимых в 2015 году 252,7 млрд руб. сельское хозяйство получит 167,8 млрд руб., в 2016 году из 265,1 млрд руб. еще меньше - 166,5 млрд руб. Из всех сфер экономики увеличение расходов предусмотрено только для транспорта и дорожных фондов. Меры для развития машиностроения заложены в целевых программах, объем финансирования которых составляет для сектора транспортное машиностроение - 2,6 млрд рублей в 2015 году, радиоэлектроника – 14,5 млрд рублей. Для сравнения на сектор национальная экономика всего запланировано расходов на сумму 2,2 трлн рублей.
Среди федеральных целевых программ, общий объем финансирования которых равен 1,16 трлн рублей, наибольший объем средств получат программы в области транспортной системы (33%), космической деятельности (9,67%), развития Крыма и Севастополя (8,95%), Дальнего Востока и Байкальского региона (5,2%), ГЛОНАСС (4,3%). Распределение средств закономерно: на транспортную инфраструктуру возложены надежды на оживление экономического роста (хотя 375,5 млрд рублей недостаточная для этого сумма), Дальний Восток провозглашен национальным приоритетом года в послании Президента Федеральному собранию.
В-пятых, около триллиона рублей (983 млрд) составляют расходы закрытой части бюджета, доля которых в общем объеме увеличивается на 20% и превышает 6%. Они соответственно предназначены для сектора национальная оборона, безопасность и правоохранительная деятельность.
Среднее значение темпов роста по разделам расходов колеблется от -10% до +10%, однако в то же время выделяется ряд статей, финансирование которых претерпело существенные изменения (Приложене 4). Больше всего пострадали дошкольные заведения и молодежная политика и здоровье детей. Новый объем их финансирования - это всего 10,3% и 11,7% к уровню текущего года, то есть они сократились в 9,7 и 8,5 и раз соответственно.
Сокращены расходы на коммунальное хозяйство (за счет передачи его на региональный уровень), к 2017 году они станут более чем в два раза меньше объема 2014 года (с учетом инфляции сокращение будет еще более значительным).
В 2015 год экономика России вступила с серьезными проблемами: продолжающееся снижение цен на нефть и сохранение экономических санкций. Если 2014 год закончился с ценой на нефть в $56,5[19], то к 14 января 2015 года цена за баррель нефти снизилась до $46[99].
На 1 января 2015 года курс доллара США составил 56,24 рублей, а евро — 68,37 рублей[84]. Нестабильная экономическая обстановка продолжилась, а вместе с ней и ослабление рубля: на 15 января курсы доллара и евро составили 66,1 и 77,96 рублей соответственно[100].
В ноябре 2014 года Госдума приняла бюджет на 2015 год, предусматривающий дефицит на уровне 0,6 % ВВП (430,7 млрд рублей) — доходы и расходы составят 15,082 и 15,513 трлн рублей соответственно[101]. Бюджет рассчитан из среднегодовой цены за баррель нефти в $96 и курс доллара США в 37,7 рублей[101]. Уже в декабре 2014 года глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что дефицит бюджета составит 2 трлн рублей при цене в $60 за баррель нефти[102].
До начала кризиса планировалось, что рост ВВП в 2015 году составит 2,8 %[103]. К концу 2014 года прогноз был пересмотрен — Минэкономразвития допустило падение ВВП на 0,8 %[104], а Центробанк спрогнозировал падение ВВП на 4,8 %, если среднегодовая цена за баррель нефти составит $60[105].
16 января 2015 года международное рейтинговое агентство Moody’s объявило о понижении кредитного рейтинга российского государственного долга на одну ступень — с Baa2 до Baa3, то есть до уровня, пограничного со «спекулятивным»[106], а 21 февраля с Baa3 до «спекулятивного» уровня Ba1[107]. 19 января Moody’s также понизило рейтинги российских компаний «Сбербанк», ВЭБ и АИЖК до ступени «Baa3»[108].
26 января инвестиционное агентство Standard & Poor’s понизило рейтинг России до отметки BB+, что по шкале агентства ниже инвестиционного рейтинга[109].
В январе 2015 года месячная инфляция в России достигла максимума с 1999 года — 3,9 %[110]. В годовом выражении рост потребительских цен составил 15 %, достигнув максимального значения с 2008 года[110].
Динамика золотовалютных резервов РФ
В январе 2015 года оборот розничной торговли сократился на 4,4 %. Это стало первым падением продаж, наблюдаемым с 2009 года[111].
К 6 февраля международные резервы РФ упали до минимального уровня с 2007 года, составив $374,7 млрд[112]. А по положению на 1 апреля 2015 года они упали ещё ниже, составив $356 млрд[113]. В начале марта 2015 года министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что в 2015 году из Резервного фонда РФ может быть потрачено 3 триллиона 670,4 миллиарда рублей, и его объем на конец года снизится до 1 триллиона 677,3 миллиарда рублей. А в 2016 году резервный фонд может быть израсходован на 1,158 триллиона рублей, и его объем снизится до 519,3 миллиарда рублей. [114]
Проведённое в конце февраля 2015 года исследование показало, что каждая пятая российская компания сократила штат сотрудников из-за кризиса[115][116].
В январе-феврале 2015 года отток капитала из России составил $24 млрд[117]. В целом, за первый квартал 2015 года отток капитала из России составил $32,6 млрд.[118]
По сообщениям ряда СМИ и по словам депутата ГД РФ Александра Хинштейна, в связи с кризисом, всем правоохранительным органам в рамках формирования нового сокращенного бюджета предложено существенно снизить расходы или уволить до 10% сотрудников.[119][120][121] При этом, МВД РФ прекратило прием новых сотрудников на фоне сообщений о сокращениях.[122]. Также запланировано сокращение 7% дальневосточных таможенников[123].
По данным Единого федерального реестра, за первое полугодие 2015 года количество компаний-банкротов выросло на 22%. Только за март месяц банкротами признали более 1,5 тысяч фирм. Это второй максимальный показатель за все время мониторинга: больше было зафиксировано только в декабре 2014 года, когда на фоне обесценившегося рубля и выросшей ключевой ставки было зарегистрировано 1585 банкротств.[124]
13 апреля 2015 года заместитель
министра финансов РФ Татьяна
Нестеренко заявила о том, что
в бюджете РФ не хватает
около 26 млрд. рублей на обслуживание
государственного долга.[125][
В конце апреля 2015 года Владимир Путин подписал новый скорректированный проект бюджета на 2015 год. Из-за снижения цен на нефть доходы бюджета снизятся на 2,5 трлн. рублей, в результате чего дефицит бюджета составит 2,7 трлн. рублей, закрыть который правительство рассчитывает за счет средств Резервного фонда.[127]
Изменения в государственном бюджете России
Сокращения по расходным статьям
В связи со сложной экономической ситуацией были сокращены расходы государственного бюджета России[194]. Как следует из антикризисного плана правительства, расходы по большинству статей федерального бюджета на 2015 год предполагается сократить на 10 %. В течение следующих трех лет госрасходы должны сокращаться как минимум на 5 % в год[195]. Сокращения предполагают отказ от новых инвестиционных проектов, сокращение на 50 % финансирования ряда старых проектов и ряд других мер[195].