Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 15:47, доклад
25 августа 2008 года был разработан проект бюджетной стратегии до 2023 года, где были определены главные направления нового этапа бюджетной политики, включающие:
• приоритет долгосрочного и среднесрочного бюджетирования, позволяющего учитывать стратегические приоритеты экономической политики;
• повышение эффективности использования бюджетных средств, ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;
• повышение доступности и качества государственного образования и здравоохранения,
• снижение бедности, повышение результативности социальной политики,
• конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов, расширение практики привлечения негосударственных предприятий к выполнению услуг, финансируемых из государственного бюджета;
• открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы.
В рамках секвестра бюджета было сокращено на 10 % финансирование космической отрасли в 2015 году[147]. По словам директора Центра координации преобразований «Объединенной ракетно-космической корпорации» Григория Хворостянова, такое сокращение может поставить под угрозу «само существование промышленной основы космической деятельности»[147].
Также было анонсировано сокращение на 10 % финансирования проектов по строительству транспортной инфраструктуры (в том числе проектов РЖД)[196].
16 марта 2015 года в Госдуму
был внесен проект поправок
в федеральный бюджет 2015 года, которым
планируется сократить
6 апреля президентом Владимиром
Путиным был подписан закон
о приостановке до 1 января 2016 года
индексации окладов
Дополнительные расходы на борьбу с кризисом
В соответствии с планом первоочередных мер по борьбе с кризисом, на его реализацию потребуется 2,3 трлн руб, в том числе 392,2 млрд руб. бюджетных средств[200]. Из Фонда национального благосостояния планируется потратить 550 млрд руб.[200]. Размер антикризисного фонда в 2015 году должен составить 233,9 миллиарда рублей[201].
Как сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович, только в 1 квартале расходы на антикризисные меры превысят 22 млрд руб[195].
Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в ранее утвержденный бюджет на 2015 г. и плановый период 2016-2017 гг.
После поправок дефицит федерального бюджета составит в 2015 г. 2,675 трлн руб., или 3,7% ВВП. Данный дефицит будет покрыт за счет Резервного фонда. Цена на нефть заложена сейчас в бюджет в размере- $50, а ранее была $100 за баррель. Курс доллара заложен в бюджете на уровне 61,5 руб. за доллар. А это в 2 раза выше, чем ранее.
Доходы бюджета в 2015 г. составят 12,54 трлн руб. (ранее - 15,082 трлн руб.), или 17,1% ВВП, из них нефтегазовые доходы - 5,687 трлн руб., ненефтегазовые - 6,853 трлн руб.
Расходы федерального бюджета в 2015 г. составят 15,215 трлн руб. (15,513 трлн руб.), или 20,8% ВВП. Инфляция в бюджете заложена в размере 12,2% (ранее - 5,5%).
Объем ВВП в 2015 г. в бюджете снижен с 77,498 трлн до 73,119 трлн руб., по итогам года - снижение на 3% (ранее в бюджете был рост ВВП на 1,2%).
Расходы из Резервного фонда ожидаются в размере 3,074 трлн руб., ФНБ - 864,4 млрд руб.
Верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2016 г. составит 8,12 трлн руб. (ранее - 7,219 трлн руб.), внешний долг - $52,6 млрд, или 45,7 млрд евро ($64 млрд, или 49,2 млрд евро).
Заключение
Бюджетная политика занимает важное место в системе государственного управления, являясь ядром общей экономической политики, так и центральным звеном финансовой политики.
Роль и значение бюджетной политики определяется тем, что она воздействует на все процессы, связанные с формированием бюджета и использованием бюджетных средств, тем самым затрагивая интересы государства, бизнеса и общества в целом. От того насколько объемна бюджетная ресурсная база и велик бюджетный потенциал - зависит сама возможность устойчивого развития государства и модернизация его национального хозяйства.
Эффективная система государственных расходов может существовать только при наличии эффективной бюджетной политики, согласующейся с общей идеологией государственных властей, прогнозами социально-экономического развития страны и имеющимися финансовыми ресурсами. Широкий набор участников, имеющих полномочия в области формирования и реализации бюджетной политики делает необходимым создание четких законодательно закрепленных правил взаимодействия между ними. Принятие бюджетного кодекса в 1998 году послужило большим толчком в этом направлении в частности и развитии бюджетного законодательства в целом.
Выбирая ту или иную форму государственного регулирования бюджетных отношений, уполномоченные органы власти, тем самым, проявляют себя, как приверженцы определенного экономического и политического мышления.
Бюджетная политика в России формируется и реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса, который охватывает все этапы, связанные с составлением, рассмотрением, принятием и исполнением бюджета страны.
Закон о бюджете является главным финансовым законом, выражающим экономическую и социальную политику государства. В нем закрепляются все основные финансовые параметры предстоящих доходов и расходов государства.
Основными сферами реализации бюджетной политики выступают: политика доходов, политика расходов, политика в области обеспечения сбалансированности бюджета и эффективного управления государственным (муниципальным) долгом, политика в области регулирования межбюджетных отношений.
Несмотря на успешное развитие всех самых значимых сторон бюджетной сферы в докризисный период, в бюджетной политике России уже тогда сохранялись многие системные недостатки, которые с началом кризисного времени только усилились.
Приложение 1
Государственные расходы, в % к ВВП и в постоянных ценах 2008 г.
Приложение 2
Отношение государственных расходов 2015 года к государственных расходам 2014 года по разделам бюджетной классификации
Приложение 3
Структура расходов федерального бюджета в 2015 г. по разделам, в %
Приложение 4
Статьи расходов с наибольшим и наименьшим приростом в 2015 г.