Бюджет Томской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 21:28, доклад

Описание работы

Областной бюджет Томской области, являясь основным финансовым планом региона, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает областной власти реальную возможность осуществления властных полномочий: реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный стиль осуществления управления областью. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития региона и самостоятельной роли не играет.

Файлы: 1 файл

курсов.docx

— 35.66 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 
Общие понятия, планирование и бюджетный процесс

Областной бюджет - план образования и использования финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения общих интересов территориальных общин, выполнения местных программ, осуществления бюджетного выравнивания.

Закон Томской области от 6 января 2013 года №2-ОЗ

"Об областном бюджете  на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"

Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:  

- I уровень - федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

- II уровень - бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

- III уровень - местные бюджеты.

Государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:

1. Принцип единства бюджетной  системы, который обеспечивается  единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и  бюджетной отчетности, бюджетной  политики и т.п.

2. Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы РФ.

3. Самостоятельность бюджетов всех  уровней, выражающаяся в наличии  у каждого бюджета своих источников  доходов, в праве каждого бюджета  самостоятельно расходовать их  по своему усмотрению и определять  источники финансирования дефицита  бюджета; в утверждении каждого  бюджета соответствующими представительными  органами; в исполнении каждого  бюджета соответствующими исполнительными  органами власти; в недопустимости  компенсации за счет бюджетов  других уровней потребности в  доходах и дополнительных расходах.

4. Принцип сбалансированности бюджета  означает, что объем расходов  должен быть равен объему доходов  плюс источники финансирования  дефицита бюджета (размер дефицита  бюджетов всех уровней ограничен  Бюджетным кодексом). При этом  бюджеты всех уровней должны  быть утверждены без профицита  бюджета. Профицит - это превышение  доходов бюджета над расходами.

5. Принцип эффективного и экономного  использования бюджетных средств.

6. Принцип достоверности бюджета  означает надежность показателей  бюджетов, их адекватность существующему  экономическому положению. Нарушение  этого принципа ведет к серьезным  финансовым последствиям.

7. Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов  означает необходимость их отражения  в бюджетах в полном объеме  и в обязательном порядке.

8. Принцип гласности, т.е. необходимость  публикации законов о бюджетах  и отчетов об их исполнении  в открытой печати.

9. Принцип адресности и целевого  характера бюджетных средств  означает, что бюджетные средства  выделяются в адрес конкретных  получателей с обозначением цели  их использования.

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др.

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением . Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

- составление проектов бюджетов;

- рассмотрение и утверждение  бюджетов;

- исполнение бюджетов;

- составление отчетов об исполнении  бюджетов и их утверждение.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня.

 

Бюджетный процесс Томской области

Ежегодно принимается закон об областном бюджете на текущий год, в котором подробно расписан механизм формирования доходов и расходов, определены основные параметры бюджета.

Бюджетная система области представляет собой совокупность областного бюджета и местных бюджетов, основанную на экономических отношениях и юридических нормах.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней, в том числе посредством регулирующих налогов, дотаций, субвенций и трансфертов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Составление бюджета производится на основе концепции социально-экономического развития Российской Федерации, налогового и бюджетного законодательства, законов области, утвержденных областной Думой, целевых программ, постановлений областной Думы, прогнозных, ценовых и объемных показателей деятельности юридических и физических лиц, прогноза социально-экономического развития области, районов и городов области.

Областной бюджет утверждается в форме закона Томской области, местные бюджеты - в форме решений органов местного самоуправления.

Исполнение бюджетов:

Утвержденные бюджеты по доходам и расходам являются основой для выделения бюджетных ассигнований. В случае неутверждения проекта бюджета до начала финансового года решение о финансировании из бюджета принимается представительными органами государственной власти или местного самоуправления.

Исполнительные органы совместно с другими органами организуют исполнение соответствующих бюджетов, обеспечивают поступление доходов.

Условия секвестра бюджетов:

В случаях, когда при исполнении бюджетов фактический уровень дефицита бюджетов превышает установленный или происходит значительное снижение поступлений доходов, представительный орган по предложению исполнительного органа принимает решение о введении секвестра расходов.

Механизм секвестра может вводиться также в случае, если в ходе исполнения бюджета дефицит не уменьшается, результатом чего является невозможность финансирования предусмотренных в бюджете мероприятий.

К защищенным статьям относятся расходы на:

- заработную плату работников  бюджетных организаций;

- питание в лечебных, образовательных (школьных и дошкольных) учреждениях  и учреждениях социальной защиты;

- приобретение минимально необходимых  по ассортименту и объему медикаментов  и перевязочных средств;

- иные социальные гарантии, относимые  к защищенным статьям решением (постановлением) представительного  органа при утверждении соответствующего  бюджета по согласованию с  исполнительным органом.

Защищенные статьи расходов подлежат исполнению в полном объеме с учетом индексации, в первоочередном порядке.

При недостаточности бюджетных средств для покрытия защищенных статей расходов или в случае временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета исполнительные органы могут получать процентные или беспроцентные ссуды из иных бюджетов и других финансовых источников, включая кредиты коммерческих банков, а также по совместному решению представительных и исполнительных органов в установленном порядке выпускать займы, лотереи на инвестиционные цели на соответствующих территориях.

Контроль за правильностью использования предприятиями, учреждениями и организациями выделенных им из бюджета ассигнований обязаны осуществлять администрация области и исполнительные органы местного самоуправления.

В случае нецелевого использования средств, выделенных из областного бюджета, по решению администрации, согласованному с областной Думой, субсидирование прекращается, а выделенные средства подлежат возврату в областной бюджет.

Исполнительные органы государственной власти области и местного самоуправления составляют и представляют отчеты об исполнении соответствующих бюджетов представительным (законодательным) органам государственной власти области и местного самоуправления по итогам финансового года.

Представительные органы по результатам рассмотрения отчетов об исполнении соответствующих бюджетов за финансовый год принимают решение об их утверждении либо не утверждении.

Определение основных направлений бюджетно-финансовой политики

Администрация области на основе анализа социально-экономической ситуации в области с учетом данных об исполнении консолидированного и областного бюджетов разрабатывает прогноз экономического и социального развития области и целевые программы.

Предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, расположенные на территории области, включая финансовые органы, налоговые службы и органы статистики, в порядке, установленном законодательством, обязаны предоставить сведения, необходимые для составления прогноза экономического и социального развития области, сводного финансового баланса и целевых программ.

Основные направления бюджетно-финансовой политики определяются администрацией области на основе экономической политики Российской Федерации и Томской области и включают в себя вопросы цен, налогов, кредитов и денежного обращения.

Бюджетно-финансовая политика в области проводится согласованно с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В части доходов бюджетно-финансовая политика области выражается:

  • в определении темпов роста доходов бюджета области;
  • в расчете соотношений между отдельными видами доходов;
  • в установлении категорий налогоплательщиков, налогообложение которых может быть ослаблено или усилено;
  • в обосновании налоговых ставок по федеральным и областным налогам.

В части расходов бюджетно-финансовая политика области выражается:

  • в определении темпов роста бюджетных расходов как в целом, так и по отдельным отраслям;
  • в установлении приоритетов в расходовании средств и составе защищенных статей бюджета;
  • в расчете соотношения текущих расходов и расходов развития;
  • в выработке механизма поддержки местных бюджетов;
  • в обосновании выделения бюджетных ассигнований на областные программы.

Работу по составлению проекта областного бюджета и бюджета области осуществляет администрация области. Комитеты областной Думы рассматривают проект закона "Об областном бюджете" и готовят свои заключения с замечаниями и предложениями.

Областная Дума при принятии закона вправе внести в него изменения при условии согласования их с администрацией области.

Принятый закон "Об областном бюджете" является основанием для выделения ассигнований из областного бюджета. Администрация области организует исполнение областного бюджета, обеспечивает поступление доходов и осуществляет контроль за правильностью использования предприятиями, учреждениями и организациями выделенных им из областного бюджета ассигнований.

Информация о работе Бюджет Томской области