Бюджетная классификация как основа формирования и исполнения бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:12, контрольная работа

Описание работы

Бюджетная классификация РФ – это систематизированная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по однородным признакам, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, определяемая природой государственного бюджета, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней с бюджетной системой РФ.
Бюджетная классификация предусматривает присвоение объектам классификации соответствующих кодов, обеспечивающих единство формы бюджетной документации, представление необходимой информации для составления консолидированного бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Бюджетная классификация также применяется для составления и исполнения смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Файлы: 1 файл

БюджСист 15 вар.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

1. Администратор.

2. Вид дохода (группа, подгруппа,  статья, подстатья, элемент).

3. Программа (подпрограмма).

4. Экономическая классификация  доходов.

Таблица 1

Классификация доходов бюджетов РФ

Первую часть (1—3-й разряды) составляет кодификация администраторов поступлений в бюджеты РФ. Она состоит из трех знаков и соответствует номеру, присвоенному администратору поступлений в бюджет в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и законодательством муниципальных образований. Например, для Федеральной налоговой службы это код 182; для Федеральной таможенной службы – 153; для Федерального агентства по управлению федеральным имуществом – 166.

Администраторами поступлений  в бюджет являются налоговые органы, иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Закрепление доходов бюджетов РФ за администраторами поступлений в  бюджет осуществляется в следующем  порядке. Назначение органов государственной  власти РФ администраторами поступлений  в бюджеты Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ закрепляют источники доходов бюджета субъекта РФ за соответствующими администраторами, если администрирование данных источников не предусмотрено законодательством РФ. Соответственно, органы местного самоуправления закрепляют источники доходов бюджетов муниципальных образований за соответствующими администраторами, если администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. При распределении между бюджетами регулирующих доходов должна быть обязательно соблюдена преемственность кода администратора.

Вторая часть в классификации  доходов бюджетов РФ (4—13-й разряды) в соответствии с 20-значным кодом представляет собой вид дохода. Она состоит из 10 знаков и включает: группу (4-й разряд), подгруппу (5—6-й разряды), статью (7—8-й разряды), подстатью (9—11-й разряды) и элемент (12—13-й разряды).

В группу «Доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности» включаются 4 подгруппы:

3 01 00000 00 – доходы от собственности  по предпринимательской и иной  приносящей доход деятельности;

3 02 00000 00 – рыночные продажи товаров  и услуг;

3 03 00000 00 – безвозмездные поступления  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

3 04 00000 00 – целевые отчисления  от государственных и муниципальных  лотерей.

Дальнейшая детализация подгрупп кода вида доходов осуществляется в  разрезе статей и подстатей. Например, группа – «Доходы»; подгруппа – «Налоги на прибыль, доходы»; статья – «Налог на прибыль организаций» или «Налог на доходы физических лиц»; подстатья – «Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями» или «Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам».

Код элемента доходов показывает, за каким уровнем бюджетной системы  закреплен данный вид дохода. Так, для налоговых доходов код  элемента доходов определяется в зависимости от полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Для неналоговых доходов код элемента доходов определяется в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами власти муниципальных образований, органами управления государственных внебюджетных фондов. Для безвозмездных поступлений код элемента доходов определяется исходя из принадлежности трансфертов его получателю. Устанавливаются следующие коды элементов доходов:

01 – федеральный бюджет;

02 – бюджет субъекта Российской  Федерации;

03 – местный бюджет;

06 – Пенсионный фонд Российской  Федерации;

07 – Фонд социального страхования  Российской Федерации;

08 – Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования;

09 – территориальные фонды обязательного  медицинского страхования.

В рамках кода классификации доходов выделяется также третья часть – код программ доходов. Программы доходов бюджетов кодируются четырьмя знаками (14—17-й разряды кода классификации доходов бюджетов РФ). Первый знак кода программ используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней, денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору). Эти коды определяются федеральными органами власти и включают:

1000 – сумма платежа (перерасчеты,  недоимка и задолженность по  соответствующему платежу, в том  числе по отмененному);

2000 – пени и проценты по  соответствующему платежу;

3000 – суммы денежных взысканий  (штрафов) по соответствующему  платежу согласно законодательству  РФ.

Дальнейшая классификация программ производится в соответствии с законодательным  актом бюджета субъекта РФ и/или решением муниципалитетов при исполнении соответствующих бюджетов.

И, наконец, последняя, четвертая часть  классификации доходов бюджетов – это экономическая классификация  доходов, которая определяется трехзначным  кодом (18—20-й разряды кода классификации доходов бюджетов РФ) классификации операций сектора государственного управления. Классификация операций сектора государственного управления предусматривает группировку операций по их экономическому содержанию. Данная классификация была разработана и принята еще в 2004 г. (приложение № 2 к Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»). Она включает:

110 – налоговые доходы;

120 – доходы от собственности;

130 – доходы от оказания платных  услуг;

140 – суммы принудительного изъятия;

150 – безвозмездные и безвозвратные  поступления от бюджетов;

151 – поступления от других  бюджетов бюджетной системы РФ;

152 – перечисления наднациональных  организаций и правительств иностранных  государств;

153 – перечисления международных  финансовых организаций; 160 – взносы, отчисления на социальные нужды;

170 – доходы от операций с  активами;

171 – доходы от переоценки активов;

172 – доходы от реализации  активов; 180 – прочие доходы;

410 – уменьшение стоимости основных  средств;

420 – уменьшение стоимости непроизводственных  активов;

440 – уменьшение стоимости материальных  запасов.

 

3 Бюджетная классификация

 

Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации.

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов. Бюджетная классификация необходима для определения:

-целей расходования бюджетных  средств;

- задач и курса финансовой  политики государства; 

- источников бюджетных ресурсов.

Бюджетная классификация необходима также для составления и исполнения бюджетов, для обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация включает:

- классификацию доходов бюджетов  РФ - представляет собой группировку  доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Группы доходов состоят из статей доходов. Статьи доходов объединяют конкретные виды доходов по источникам получения;

- функциональную классификацию  расходов бюджетов РФ – это  группировка расходов бюджетов  всех уровней бюджетной системы, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение государством основных функций. Первым уровнем классификации являются разделы. Вторым - подразделы, которые конкретизируют направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области. Классификация целевых статей расходов образует третий уровень функциональной классификации. Классификация видов расходов бюджета образует четвертый уровень и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям;

- экономическую классификацию  расходов бюджетов РФ – это  группировка расходов бюджетов  всех уровней по их экономическому  содержанию. Выделяют текущие расходы  - закупки товаров, оплата услуг;  капитальные расходы - капитальные  вложения, капитальный ремонт и  т.д.;

-   классификацию источников  внутреннего финансирования дефицитов  бюджетов РФ - это группировка  заемных средств, привлекаемых  Правительством РФ, органами исполнительной  власти субъектов РФ и органами  местного самоуправления на внутреннем  рынке для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

-   классификацию источников  внешнего финансирования дефицита  федерального бюджета - это группировка  заемных средств, привлекаемых  Правительством РФ на внешнем  финансовом рынке для финансирования  дефицита федерального бюджета;

-   классификацию видов государственных  внутренних долгов РФ, субъектов  РФ, муниципальных образований —  это группировка их долговых  обязательств (например, государственный  внутренний долг РФ, принятый  от бывшего СССР);

- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ - это группировка государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ, например государственный внешний долг РФ, в том числе по кредитам и т. п. -ведомственную классификацию расходов федерального бюджета — это группировка расходов бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Особую роль в современных условиях играет принцип единства бюджетной  системы, призванный, при наличии  самостоятельных бюджетов сохранить целостность бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим характеристикам очень разнообразны, именно поэтому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, осуществляемую путем применения единой бюджетной классификации. Такой документ до 1996 года ежегодно утверждался приказами Министерства Финансов РФ, а № 115-Ф3 О бюджетной классификации был принят лишь в августе 1996 года. В действующем БК РФ бюджетной классификации посвящена глава 4.

Бюджетная классификация ориентирована  на решение таких задач как:

• контроль за составом и структурой доходов и расходов бюджетной системы;

• получение сводной бюджетной  информации, сопоставимой по всем уровням  бюджетной системы;

• формирования инструментов законодательного контроля бюджетного процесса;

• обеспечения реализации принципа единства бюджетной системы.

Бюджетная классификация РФ (рис. 3), является группировкой доходов и  расходов бюджетов всех уровней с  присвоением объектам классификации  группировочных кодов.

Бюджетная классификация позволяет  обеспечивать

сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и включает в себя:

• классификацию доходов бюджетов РФ;

• функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

• экономическую классификацию  расходов бюджетов РФ;

• классификацию источников внутреннего  финансирования дефицитов бюджетов РФ;

• классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных  актах РФ, определяющих источники  формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Все доходы делятся на налоговые и неналоговые.

Функциональная классификация  расходов бюджетов является четырехступенчатой группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по отраслям деятельности и звеньям управления, отражающих направление средств на выполнение основных функций государства.    Она    позволяет характеризовать    главную цель

финансируемых мероприятий, направленных на удовлетворение общественных потребностей с учетом их приоритетов.

 

Первый уровень названной классификации  – разделы. Например:

01 Государственное управление;

06 Наука; 

14 Образование. 

Второй – 92 подраздела, конкретизирующих направление бюджетных средств на выполнение функций государства.

Третий – отражает финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей бюджетных средств в рамках подразделов.

На четвертом уровне направления финансирования

детализируются по целевым статьям  и видам затрат, отражающих отраслевую специфику расходов и основные направления  деятельности министерств.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ

представляет собой группировку  расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она составлена на основании рекомендаций МВФ. Например:

Информация о работе Бюджетная классификация как основа формирования и исполнения бюджета