Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 22:06, курсовая работа
Бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства, строятся прежде всего на заинтересованности граждан в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей. Но при этом и государство, и его граждане в равной мере заинтересованы и в макроэкономической стабилизации, и в росте экономического потенциала всего общества.
Введение
1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ
1.1 Понятие бюджета, его основные функции
1.2 Бюджетная устройство и бюджетная система РФ
1.3 Принципы построения бюджетной системы РФ
1.4 Доходы и расходы бюджетов
2. Бюджетная политика РФ
2.1 Сущность и типы бюджетной политики
2.2 Зависимость бюджетной политики от внешней конъюнктуры. Стабилизационный Фонд
2.3 Основные направления бюджетной политики 2006–2008 гг., ее итоги
2.4 Бюджетная стратегия на 2008–2010 гг.
Заключение
Список используемой литературы
"Бюджетная политика Российской Федерации"
Содержание
Введение
1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ
1.1 Понятие бюджета, его основные функции
1.2 Бюджетная устройство и бюджетная система РФ
1.3 Принципы построения бюджетной системы РФ
1.4 Доходы и расходы бюджетов
2. Бюджетная политика РФ
2.1 Сущность и типы бюджетной политики
2.2 Зависимость бюджетной
политики от внешней
2.3 Основные направления бюджетной политики 2006–2008 гг., ее итоги
2.4 Бюджетная стратегия на 2008–2010 гг.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В настоящее время Россия вступила на новый этап своего развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства и органов местного самоуправления.
Сильное Российское государство – это эффективно функционирующая система, элементами которой являются федеративные отношения, развивающаяся экономика, эффективное государственное управление и власть. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главное звено которой – бюджетная система. Бюджет это не только финансовая основа для осуществления функций органов государственной власти, но и основа его суверенитета.
Бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства, строятся прежде всего на заинтересованности граждан в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей. Но при этом и государство, и его граждане в равной мере заинтересованы и в макроэкономической стабилизации, и в росте экономического потенциала всего общества. Т.е. проблема формирования эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом и на субфедеральном уровне приобретает особую значимость, поскольку финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при финансовом благополучии ее многочисленных территорий.
1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ
1.1 Понятие бюджета, его основные функции
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики.
Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет. В экономической литературе термин «бюджет» содержит различные по своей природе понятия:
С помощью государственного бюджета власти государства получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. бюджет, понимаемый как совокупность всех элементов бюджетной системы страны, – это по существу основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономикой.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Как экономическая категория бюджет представляет собой систему финансовых отношений, включающих не только формальные отношения по поводу формирования, распределения и расходования денежных ресурсов, предназначенных для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления по предоставлению ими государственных услуг населению страны, но и отношения, связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и бюджетного процесса.1
Экономическая сущность бюджета реализуется через такие категории управления бюджетным процессом, как бюджетное право, система бюджетов, бюджетная система, бюджетный механизм, а все они вместе взятые находят свое выражение в бюджетной политике.
Выделяют три главные функции государственного бюджета:
Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие между государством, гражданами и организациями в процессе формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета представляют собой экономические отношения, которые возникают между государством, гражданами и организациями в процессе распределения и использования для различных потребностей средств бюджетного фонда.
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система РФ
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов и т.д. Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.2 Структура бюджетной системы включает в себя:
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
бюджеты городских и сельских поселений.
При этом бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные.
Под федеральным бюджетом понимается основной финансовый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законодательным органом государственной власти – Федеральным Собранием. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории РФ по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах всего народа, населяющего страну. Основная часть доходного потенциала федерального бюджета формируется за счет налоговых поступлений, неналоговые доходы составляют незначительную долю – около 1%.
Бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъектов РФ.
Как экономическая категория бюджет субъекта РФ – это система экономических отношений, посредством которой осуществляется распределение и перераспределение национального дохода для выполнения органами власти субъекта Федерации своих функций, связанных с экономическим и социальным развитием региона.3
Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В свою очередь, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает бюджет субъекта РФ и местные бюджеты.
Консолидированные бюджеты не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти. Это статистический свод бюджетных показателей, используемый при бюджетных или финансовых планированиях или при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание.
1.3 Принципы построения бюджетной системы РФ
Бюджетная система страны основана на ряде принципов:
Единство бюджетной системы основано на единой денежной системе страны и на взаимодействии бюджетов всех уровней. Практическое применение этого принципа заключается в использовании единой бюджетной классификации РФ, единстве форм бюджетной документации, предоставление необходимой информации с одного уровня бюджетной системы на другой для обеспечения единых принципов организации и согласованных процедур бюджетного процесса по всем уровням бюджетной системы.
Принцип разграничения доходов и расходов означает закрепление доходов и расходов за субъектами бюджетной системы, а также определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств – перечень нормативно-правовых актов, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджетов.
На основе международного опыта можно выделить два основных принципа закрепления доходных полномочий:
Принцип самостоятельности бюджетов означает для органов государственной власти и местного самоуправления:
Принцип равенства бюджетных прав означает, что для всех субъектов РФ государство устанавливает одинаковые и обязательные нормы и правила, определяющие компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных отношений, осуществления бюджетного процесса. Равенство бюджетных прав означает также применение единых формализованных методов распределения федеральной финансовой помощи нижестоящим бюджетам.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает:
Различают бюджеты брутто и нетто. В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в бюджет нетто – только чистые доходы и расходы. Расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.